Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад».
Задачи:развивать умение анализировать стихотворение о природе;
развивать речь, память, мышление, воображение;
воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе. | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Средства художественной выразительности в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад».
Задачи:развивать умение анализировать стихотворение о природе;
развивать речь, память, мышление, воображение;
воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование: учебник литературного чтения Л .Ф .Климановой, 4 класс; презентация с фрагментами урока; кленовые листочки.
Ход урока
1.Орг.момент.
Ребята , у нас сегодня необычный урок. Улыбнитесь друг другу и тихонечко садитесь.
2.Введение в тему.
Художница взмахнула кистью,
Жёлтым окрасила лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
-О какой «художнице» идёт речь?
- Посмотрите на доску и прочитайте стихотворение. Какое слово пропущено.
Вот и осень наступила,
Вслед за летом,точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок
Листья стайками летят
В нашем парке……(листопад)
Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад.
3.Сообщение темы урока.
- Сегодня на дворе хмурый день. Ещё вчера лил дождь. Под ногами грязь и слякоть. На деревьях листья опали. А мы с вами вернёмся в пору золотой осени.
Сегодня на уроке читаем стихотворение И. Бунина «Листопад». Будем учиться находить средства художественной выразительности, которые автор использует для описания леса?
Средства художественной выразительности, с которыми сегодня работаем:
эпитет, сравнение, олицетворение. (Словарная работа)
Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей
выразительности.
Пример:
Под ледяной своей корой
Ручей немеет. (Баратынский Е.А.)
- Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, через них автор передает свое отношение к происходящему.
Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Примеры:
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души. (Никитин И.С.)
Олицетворение - воплощение чего - нибудь в образе живого существа.
Пример:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…. (Тютчев Ф.И.)
Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Листопад»
(Чтение стихотворения учителем)
-Что вы представили ?
- Осень, осенний листопад.
Автором этих замечательных строк является Иван Алексеевич Бунин.
(На доске тема урока и портрет Бунина)
4.Работа по теме урока.
И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца . Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.
Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей.
-Прочитайте ещё раз стихотворении самостоятельно.
(Словарная работа)
- Ребята, в стихотворении вам встретились незнакомые слова, давайте узнаем их значение:
- Завороженный – очарованный, околдованный.
- Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый .
- Золотой – жёлтый, изумительный.
- Багряный – красный густого, тёмного оттенка .
- Лазурь – яркий светло-синий цвет.
- Терем – на Руси дом в виде башни.
- Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.
Подумайте, что напомнил осенний лес поэту?
-Терем.
-Давайте прочитаем первые 4 строчки. (читает ученик)
-Какие слова были непонятны?
-У вас на партах лежат листочки со стихотворением , подчеркните сравнения в первых 4-х строчках.
- С чем сравнивает Бунин лес?
- С теремом.
Ребята, будьте внимательны. В конце урока скажем, из каких деревьев построен терем в этом стихотворении.
-Назовите эпитеты.
-Давайте прочитаем следующие 6 строчек.
-Как поэт изображает берёзы?
-Подберите синоним к слову : лазурь-светло-синий цвет
-С чем сравнивает ёлочки? Подчеркните .
-Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (клёны)
-Что между ними синеют? (просветы)
-А что это такое?
-Подчеркните сравнение.
-Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?
-Поэт не только использует краски в описании осени, но он обращает наше внимание на запахи.
-Зачитайте , чем пахнет лес у Бунина.
-Прочитайте следующие 2 строчки.
-Почему слово « Осень» написано с большой буквы?
-С кем сравнивает её поэт? Подчеркните.
-Кто такая вдова?
-Как понимаете строки «…. тихою вдовой вступает в терем свой»
-Какой приём использует автор? (олицетворение)
-Прочитайте следующие 4 строчки.
-Где оказался автор?
-Что он увидел здесь?
-А когда осенью бывает много паутины?
-Найдите сравнения в этом отрывке.
-Давайте прочтём, кого ещё увидел Бунин на поляне.
-Кто такой мотылёк?
-Какое сравнение придумал для него автор?
-Какие слова помогают поэту показать, что в лесу тишина? Зачитайте.
-А почему о тишине автор говорит, что она «мёртвая».
-Автор повторяет слово сегодня, почему?
-Автор хотел сказать, что было очень светло и очень тихо. Только сегодня мы можем видеть красоту осеннего леса. Завтра может все исчезнуть.
-Скажите, ребята, почему же автор использовал эпитеты, сравнения, олицетворения в стихотворении?
-Чтобы мы ярче представили картину осеннего леса.
Из чего же построен терем И. Бунина?
- Из каких деревьев?
- Из берез, ёлочек, кленов, дубов и сосен.
-Какое впечатление создаёт это стихотворение?
-Создаётся впечатление, что сами находимся в осеннем лесу и ощущаем все запахи осени.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение.
-Мы прочитали стихотворение , а теперь подумайте и скажите, о чем это стихотворение?
-О красоте осенней природы. Под пером автора лес ожил и наполнился красками.
-Какова главная мысль?
-Всё проходит, всё умирает, даже осенняя красота не вечна. (Автор учит нас любить, ценить природу , наслаждаться её красотой).
5. Физкультминутка
6.Работа над выразительностью(чтение стихотворения)
-Какое настроение вы передадите при чтении? Почему?
-Как будем читать стихотворение?
-Спокойно, с восхищением.
7.Домашнее задание
1.Выучить отрывок до слов «И осень тихою вдовой…»
2.Подготовить выразительное чтение.
8.Итог урока. Рефлексия.
-С каким произведением познакомились на уроке?
Что хотел сказать Бунин своим читателям?
-У вас на столах лежат 2 кленовых листочка: красный и жёлтый. Если на уроке вам было всё понятно, интересно, поднимите красный листок. Если были трудности - жёлтый.
-Сейчас попрошу всех выйти к доске с листочками. У нас тоже сегодня будет свой листопад. Подбросьте вверх свои кленовые листья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....
Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».
Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина, ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"
разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"...
Урок литературного чтения "Сравнение - словесное средство художественной выразительности"
Познакомить с основным правилом сравнения с использованием дидактических игр....
Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!
Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...
Рабочий лист к уроку литературного чтения по теме "Средства художественной выразительности:сравнение.З.Н.Александрова "Снежок"
Рабочий лист поможет учителю организовать работу на уроке литературного чтения....