Урок литературного чтения "Сравнение - словесное средство художественной выразительности"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Познакомить с основным правилом сравнения с использованием дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Сравнение..."73.19 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Урок по литературному чтению

Тема: «Сравнение – словесное средство художественной выразительности».

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 2.

Цели урока:

Образовательная: раскрыть суть операции сравнения, познакомить с основным правилом сравнения.

Развивающая: развивать мыслительно – речевую деятельность; работать по раскрытию творческих способностей учащихся; познакомить с разнообразием животного мира;

Воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, воспитание коммуникативного общения учащихся.

Оборудование: карточки-картинки, слова-подсказки, карточки для творческой работы, учебник 1класса В.Ю.Свиридова, ромашка.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний. Постановка темы урока.

  1. Создание учебной ситуации.

- Отгадайте загадку и обоснуйте отгадку:

«Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – воет,

Сядет – землю роет».  (жук)

- Что помогло отгадать загадку?

- Правильно, загадываемый предмет сравнивается с другими предметами, на которые он похож, но чем – то от них отличается.

- Всё в мире познаётся через сравнение!

- По каким признакам можно сравнивать предметы? (ученики называют признаки, учитель составляет на доске ромашку).


http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2174_5fa14aca9ad669bb6115ff3b714d136c.jpg.jpg

- Для того, чтобы правильно сравнивать, надо быть внимательным и наблюдательным.

-Кто больше увидит сравнений в рисунках? (карточки: девочки, журавли, совы..)- по форме, по цвету, по размеру, по назначению.

- Кто назовёт тему урока?

- Почему урок я начала с загадки?

- Что же такое сравнение?

III. Самоопределение к деятельности.

 1. Речевые задачи.

1.  В зоопарке малыши живут на площадке молодняка. Помогите им найти своих родителей. Сравните взрослое животное с его потомством. Используйте слова: одинаковые, такой же, похожи, сходные.

- Сколько предметов каждый раз сравнивали? два

- Чтобы сравнить какие признаки животных мы называли? (одинаковые)

Вывод: мы искали у животных сходства.

2.«Как-то так получилось- говорит Верочка, - что долгое время я путала галок с грачами. Но мама однажды сказала: -Что ты, Верочка! Хотя они и похожи друг на друга и дружны между собой, но это разные птицы».

- Внимательно рассмотрите птиц. Научите Верочку различать их. Используйте слова: различаются

                                   отличаются

                                   разные

                                  непохожи

http://www.funlib.ru/cimg/2014/101521/5102031http://www.petsee.net/img/statia/638.jpg

- Когда мы сравнивали двух птиц, какие признаки называли? (различные)

Вывод: мы искали у предметов различия.

Обобщение: Что же значит сравнить два предмета? (определить, чем они похожи и различаются).

2.Знакомство с правилом сравнения.

- Нас окружает очень много разных растений, и часто с детьми происходит вот что: А. Барто.

«Я у мальчика спросила:

- Это что за деревце?-

Говорят они: -Осина,-

Только мне не верится.

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголки,

Значит, это ёлки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна».

- Рассмотрите ветки ели и сосны.

- Чем они похожи, чем отличаются?

- Как же нужно сравнивать?

Вывод: сравнивать можно только по одному и тому же признаку, т.е. цвет с цветом, размер с размером…

IV. Физкультминутка.

Музыкальное сопровождение.

V. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.69.

- Посмотрите на картинки и подписи к ним.

- По каким признакам они сравниваются? (по форме, по строению…).

- Следующее задание продолжить ряд сравнений.

- называйте по какому признаку подбирали сравниваемый предмет.

Лампочка - …(груша, солнце)

Блин - …(кепка…)

Ножницы - …(открытый клюв)

Бусина - …(глаз,…)

2. Закрепление. Игра.

Правило: ученик держит предмет и не называет его, а только то, на что он похож.

- Ребята, отгадайте этот предмет.

(змея, капельки росы, колоски, гриб, апельсин, подсолнух)

- Вспомните в каком жанре устного народного творчества без сравнений не обойтись? (загадки).

-Да! С этого и начинаются настоящие загадки.

VI. Продолжение по теме урока.

- Откройте учебник на с.70.

- Давайте прочитаем какие сравнения нам предлагает поэт Роман Сеф в стихотворении «На свете всё на всё похоже». (дети читают)

- Какие похожие друг на друга предметы нашёл поэт?

VII. Рефлексия. Творческая работа.

У каждого ученика карточки. На левой стороне надо изобразить сам предмет, а правую сторону разделить на столько частей, сколько сравнений будет придумано и нарисовать их.

- Выберите предмет из стихотворения и зарисуйте его в левой части, а в правой зарисуйте придуманные к нему сравнения.

- Кто легко справился с заданием?

- Кому нужна помощь?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Нарисуйте на обороте карточки, который отражает ваше отношение к уроку.

VIII.  Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

Анализ урока

Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу.

На уроке использовала поэтапное введение дидактических игр. Сначала была игра на сравнение признаков одного предмета, предлагалось сравнить предметы по заданным свойствам, а затем – по выделенным ими самостоятельно. Использовала элемент проблемного обучения – творческая самостоятельная работа. Каждый этап имел свою завершённость и имел свой логический переход к другому этапу. Стараюсь корректно и объективно подходить к оценке деятельности учащихся, тактично отмечая слабые места. Учащиеся оценивались по ходу урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной выразительности на уроках литературного чтения

Одним из способов помочь ребенку повзрослеть, накопить речевой опыт является работа над средствами художественной выразительности на уроках литературного чтения....

Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»

Интегрированный  урок литературного чтения и английского языка  в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»  по программе "Школа Ро...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!

Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...