Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ded_mazay_i_zaytsy.docx | 124.87 КБ |
kartinnyy_plan.docx | 852.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема: Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
УМК «Школа России»
Класс: 3
Автор программы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Автор учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с новым произведением; учить детей анализировать содержание прочитанного, выразительности чтения.
Развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарный запас учащихся.
Создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Метапредметные:
-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;
-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;
-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.
Используемые методы и приёмы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
2. Аудиозапись стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
3. Иллюстрации к стихотворению Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
4. Учебник «Литературное чтение» для 3 класс начальной школы.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Я слышу – я забываю
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я понимаю
- Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать. Ведь чтение без размышления это - простое развлечение.
II. Речевая разминка. Слайд
- Прочитайте стихотворение Е.А. Евтушенко. Читаем про себя, тихо, громко, выразительно.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)
- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)
- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)
- Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе? (конечно, нет)
- На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.
III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н. А. Некрасова, героем которого как раз и есть человек любящий и заботящийся о природе своего края. Прочитайте, как оно называется. Учебник стр.170
Какие цели поставим?
1.Познакомиться со стихотворением.
2.Узнать, кто такой Дедушка Мазай?
- Какие задачи должны решить на уроке?
1.Выразительно читать произведение.
2. Выражать свое отношение к прочитанному, героям произведения
IV. Первичное восприятие.
1.Вступительная беседа.
- В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревне, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.
- Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову, известному русскому поэту, нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его незаменимым спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае и пока пережидали дождь Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Н.Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
2. Прослушивание аудиозаписи.
- Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы». Сядьте поудобнее.
- Что больше всего вас тронуло, удивило, рассмешило?
- А как вы думаете, ради забавы спасал Мазай зайцев? (Нет, так как в половодье зайцы сотнями гибнут, и деду Мазаю их жалко).
- Правильно. Мазай и сам говорит: «Их жалко до слёз». И это ещё раз подтверждает, что Мазай был добрым человеком.
V. Физкультминутка
Зайчик
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
VI. Словарная работа.
Перед чтением, я прошу вас обратить внимание на доску. (на доске вывешены трудные слова, которые встречаются в стихотворении: силки, багор, аршин, сажень, зипун).
Силки - приспособление в виде затянутой петли
для ловли птиц и мелких животных. (СЛАЙД)
Багор – шест с металлическим крюком и остриём. (СЛАЙД)
Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.(СЛАЙД)
Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам.(СЛАЙД)
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. (СЛАЙД)
VII. Чтение стихотворения детьми
Сейчас, ребята, мы сами попробуем прочитать это произведение. При чтении постарайтесь показать те чувства, который испытывает дед Мазай.
- В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
Попробуете В ПАРЕ сами определить их значение.(Работа в парах)
Проверка
разболтался в сарае | разговорился |
гурьба | шумливая группа |
лопочут ушами | шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство |
гуторить | разговаривать |
горемыка | тот, с кем случилась беда |
тягота | тяжесть, груз |
потеха | забава, веселье |
озимь | всходы посева засеянные осенью |
дичь | дикие животные |
половодье | увеличение уровня воды в реке |
VII. Вторичное чтение.
- Ребята, это стихотворение содержит несколько сюжетных линий, поэтому его можно разделить на части. Попробуем составить картинный план стихотворения. Для этого еще раз прочитаем его (Чтение по частям).
К какой картине относится этот отрывок?
- До слов: «…Я раз за дровами…»
- До слов: «Этак гуторя…»
- До слов: «Только что начал работать веслом…»
- До слов: «Мимо бревно суковатое плыло…»
- До слов: «Было потехи…»
- До слов: «Мы за деревней…»
- До конца.
Вот такой картинный план у нас получился.
Беседа по содержанию
– За что Мазай осуждал односельчан?
-О каких личностных качествах это говорит? (он добрый, милосердный, умеет сопереживать….)
– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.
– Как относился он к родной природе?
- Найдите слова, которыми Мазай называет зайцев? (бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики)
- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)
- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)
- А как вы относитесь к герою стихотворения? (Он нам понравился, тем, что он добрый, сообразительный)
VIII. Рефлексия.
Ребята, на столах у вас лежат конверты. Откройте их. Выложите содержимое на парту. Это пазлы. Соберите их. Что у вас получилось?
Мне очень хочется, чтобы вы стали такими же друзьями природы, как и дедушка Мазай! Я надеюсь, что так оно и будет.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение, по желанию выучить отрывок, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду
Ребята, наш урок подходит к концу.
- Можно ли сказать, что в произведении описан реальный случай из жизни?
-С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Нарисуйте такую мордочку зайчику, которое отражает ваше настроение. Прикрепите вашего зайчика на одну из ступенек на доске.
Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
урок рисования...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру " Как нам жить?" , Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы"
Межпредметные связи между чтением и окружающим миром помогают лучше раскрыть экологическую проблему " Судьба природы в наших руках" на примере литературного произведения Н.Некрасова " Дед Мазай и зайц...
Конспект урока по ИЗО на тему: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш) в 3 классе
Тема урока: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш)Тип урока: смешанный урок....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Агния Барто стихотворения "Верёвочка", "Мы не заметили жука"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Агния Барто стихотворения "Верёвочка", "Мы не заметили жука"...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе к стихотворению С.Есенина "Лебёдушка".
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе к стихотворению С.Есенина "Лебёдушка"....
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Открытый урок с презентацией по предмету литературное чтение в 3 классе....