План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»
Задачи:
· формировать знания учащихся о жизненных взглядах и творчестве И.А.Бунина;
· развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;
· воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке, искусству
· воспитывать самостоятельную творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бунин | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока
по литературному чтению
по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»,
Задачи:
- формировать знания учащихся о жизненных взглядах и творчестве И.А.Бунина;
- развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке, искусству
- воспитывать самостоятельную творческую активность.
Оборудование: учебник по литературному чтению для 4 класса «Родная речь» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий); репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», альбом «Времена года» Антонио Вивальди «Осень», аудиозапись стихотворения И.А.Бунина «Листопад»; осенние листья, карточки с именами поэтов, презентация к уроку.
Технические средства: компьютер, телевизор.
План урока.
Организационный момент. Игра – приветствие «Здравствуйте».
- Сообщение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания.
- Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина.
- Анализ произведения художника И.И.Левитана «Золотая осень».
- Слушание музыки А. Вивальди. Релаксация.
- Первичное восприятие произведения (слушание).
- Словарная работа.
- Осмысленное восприятие и анализ текста.
- Вторичное восприятие. Работа над выразительностью.
10.Итог урока.
11. Задание на дом.
Ход урока:
Орг.момент. Игра – приветствие «Здравствуйте!»
-Доброе утро, ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке!
1.Проверка домашнего задания:
- Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали о прекрасном времени года – Осень.( Ученики читают четверостишья осенних произведений, класс узнает автора строк).
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
- Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).
2. Изучение нового материала
Сообщение темы и целей урока.
- ребята, а чье имя осталось на доске?
- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.
Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина (рассказывает ученик)
И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.
Десяти лет Бунин поступил в Елецкую гимназию, а в деревню продолжал ездить на каникулы. «Когда ты вырастешь, - говорил отец, - ты поймёшь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо.
Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей. Часто он с интересом слушал, что говорит о детях, о школе его старший брат Юлий Бунин, педагог.
В издании журнала «Детское чтение» вышла книга стихов Бунина. Поэт назвал её «Под открытым небом». А другой сборник стихов и рассказов вышел три года спустя под названием «Полевы цветы».
- Посмотрите, ребята в окно, что с деревьями произошло? (Листья осыпались).
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Почему? (Затухают процессы сокодвижения).
- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад). Скажите, кто из вас знает значение слова листопад?
(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).
- Давайте познакомимся со значением этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.
Один хорошо читающий ученик читает:
(Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад. Листопадные растения – теряющие листья с наступлением сезона листопада).
- Ребята, а кто из вас уже догадался, с каким стихотворением мы будем знакомиться на уроке? (Листопад).
На доску вывешивается название стихотворения.
- Сегодня на дворе хмурый дождливый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени. Научимся выразительно читать стихотворение Бунина «Листопад».
Анализ произведения художника И.И.Левитана «Золотая осень»
-Ребята, где можно ранней весной увидеть деревья в золотом осеннем уборе?(На картинах художников).
-Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан. Художник обострёно чувствовал жизнь природы.
Здесь мало увидеть –
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать –
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
-Давайте рассмотрим картину, попробуем оказаться внутри неё, вжиться в образный мир природы, пережить настроение автора, его раздумья.
- Ребята, какое настроение вызывает у вас пейзаж?
- Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда?
- Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник?
-Какие краски на картине преобладают? (Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берёз. Деревья сливаются друг с другом).
- Какое небо у Левитана? (Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками).
-Когда бывает такое небо? (В яркий солнечный день).
-Представьте, что вы композитор, какую музыку вы напишите к этой картине?
-А теперь послушайте, как композитор Антонио Вивальди передал звуками тоже, что Исаак Ильич Левитан красками – тишь и благодать, царящая в это время в природе.
-Пока будет звучать музыка, мы отдохнём. Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Представьте, что каждый из вас - это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные ещё крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки.
Слушание музыки А. Вивальди. Релаксация.
-Ребята, расскажите, что вы увидели и почувствовали. Понравилась ли вам музыка? (Нам радостно и грустно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день, и грустно: ведь скоро наступят холода).
- Действительно, левитановская осень и музыка Вивальди – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания, скоро зима.
-Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? (Краски.)
-А композитор? (Ноты).
- А чем пользуется поэт? (Словом).
-Что характерно для прозаической речи? (Это естественная речь).
-А что свойственно поэтическому языку? (Чёткий ритм, краткость, наличие рифмы).
-Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени.
Первичное восприятие произведения (слушание).
- Ребята, послушаете аудиозапись стихотворение, постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Бунин.
- Понравилось ли вам стихотворение? (Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение).
- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. (Я представил себе лес – терем в своей красоте).
- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).
- Какие краски вы увидели в стихотворении?
- Рассмотрите рисунок. Такие ли краски вы себе представили?
Словарная работа
- Ребята, в стихотворении вам встретились незнакомые слова, давайте узнаем их значение:
- Завороженный – очарованный, околдованный.
- Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый .
- Золотой – жёлтый, изумительный.
- Багряный – красный густого, тёмного оттенка .
- Лазурь – яркий светло-синий цвет.
- Терем – на Руси дом в виде башни.
- Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.
Осмысленное восприятие и работа с текстом.
-Прочитайте первую часть текста и найдите художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?
- Почему лес расписной? Кто его расписывал?
- Как вы понимаете выражение: лес "стоит" "веселой, пестрою стеной"?
- Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.
- А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.
- Прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?
- А разве тишину можно услышать?
- Почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
- А теперь скажите, о чем это стихотворение?
- О красоте осенней природы.
- О чувствах от увиденной красоты.
- А как вы думаете, для чего Бунин написал его?
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению по памятке. Вторичное самостоятельное чтение. Расстановка логических ударений.
- Ребята, самостоятельно подготовьтесь к чтению, пользуясь памяткой, расставьте логические ударения.
- Ребята, подумайте, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).
- Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).
- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).
- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо).
- Поэт усиливает повтором этих слов своё впечатление обо всей картине, восхищается ею. Когда будем читать, голосом выделим эти слова.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?
Задание на дом.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Нарисовать рисунок в тетради к стихотворению и словами описать возможные картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"
Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...
Урок по литературному чтению"Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»"
Конспект урока по литературному чтению....
Конспект урока по литературному чтению по теме: "Стихи о Родине"
Тема: «Стихи о Родине и родной природе».Тип урока: повторительно-обобщающий.Форма проведения: с применением информационных технологий, парной работыДидактические цели:Образовательные...