Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Горбачева Марьям Вагсевна

Литературное чтение
3 класс

Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»
Автор: Горачева Марьям Вагсевна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, УМК «Школа России».

Тема «Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасов «Славная осень!" (3 класс)

Цели: 

1. Учить анализировать лирический текст.

2. Развивать умение слушать, понимать поэтическое произведение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Прививать любовь к поэзии. Будить умение видеть красоту.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!»
  2. Формировать и совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения.
  3. Формировать первоначальные навыки литературоведческого анализа произведения.

Развивающие:

  1. Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.
  2. Учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  3. Способствовать пониманию учащимися поэтического произведения, уметь находить красочные средства изображения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать познавательную активность учащихся.
  2. Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, Марьям Вагсевна.

- Посмотрите на картинку и прослушайте звуки природы. С каким временем года у вас ассоциируются звуки и картинка? (И это ОСЕНЬ)

- Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое посвятил осени русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.

-Но для начала давайте сделаем речевую разминку. Сначала прочитаю я, затем я попрошу поставить вас видео на паузу и прочитать самим, сначала про себя ,медленно и ускоряясь.

Под  в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

( В. Голяховский)

-О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде)

-В какое время года мы можем наблюдать это явление природы?

-Какие слова придумал автор? (Шурш, Шуршиха, Шуршонок)

-Он выдумал эти слова чтобы мы услышали шуршание листьев

Для этого нужно выделить звук (Ш) при прочтении. Такой приём в поэзии называется АЛЛИТЕРАЦИЯ

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных, придающее стиху, особую звуковую выразительность.

-Прошу вас поставить видео на паузу и прочитать это стихотворение выразительно, выделяя звук (Ш) в словах.

-Сегодня мы познакомимся с вами с одним из стихотворений Некрасова об осени.

Слайд

(Портрет писателя)


Н.А.Некрасов родился в начале 19 века в местечке Немирово на Украине. Через 3 года семья переехала в Грешнёво, где и прошло детство будущего поэта.

Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был человеком строгим и суровым. Крестьян, работавших у него, жестоко наказывал за любую провинность: бил их розгами, был спор и на кулачную расправу. Неизвестно, что могло стать с маленьким Некрасовым в такой обстановке. Но его спасло то, что рядом была мать – женщина удивительно добрая, мягкая хорошо образованная. Всю свою любовь она отдала детям (у Некрасова были брат и сестра). Она занималась с ними, играла на фортепиано, читала.

Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но проучился там только до 5 класса. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк, т.к. его отец хотел видеть сына военным. Но, вопреки воле отца, Некрасов поступает в университет. С этого времени начинают печататься его стихи.

В своих стихах поэт описывал тяжёлую долю крестьян, жалел обиженных и угнетённых, призывал бороться за свободу и счастье народа.

Очень любил он и родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

-Чтение стихотворения

(Звучит тихая музыка, на фоне которой читается стихотворение)

- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

-Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны.

СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный

ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый

БОДРИТ – придавать бодрость

СТУДЁНЫЙ- очень холодный

ПРОСТОР – свобода, раздолье

ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости.

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.

Работа над средствами художественной выразительности

Чтобы ярче выразить своё эмоциональное состояния: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные средства художественной выразительности. А именно:

Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ

Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.

Эпитет- красочное определение предмета или явления (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие?)

СЛАЙД СО СТИХОТВОРЕНИЕМ

- Начнём с того, что выделим те образы, которые автор рисует в своём стихотворении.

- Какие образы автор рисует в своём стихотворении?

- Какая осень? (славная)

Здесь автор применил эпитет, чтобы описать осень более красочно.

-

Это определение осени поэт употребляет дважды вначале и в конце стихотворения, этим он показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.

Обратите внимание, конце этих предложений стоит восклицательный знак

Читать эти предложения нужно с восклицательной интонацией.

Уже первая строчка в стихотворении вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст раскрывает «чудесность» осенней природы.

--

 Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух? Здоровый, ядрёный

Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет)

- Правильно!

Далее автор описывает лед. Автор даёт ему характеристику НЕОКРЕПШИЙ, потому что в это время лед еще очень хрупки и тонкий.

Он сравнивает лед с ТАЮЩИМ САХАРОМ, и такое средство выразительности называется СРАВНЕНИЕ.

Далее мы видим, что автор пишет «Около леса, как в мягкой постели…»

С чем поэт сравнивает лес? Как называется это средство выразительности?

Правильно! Он сравнивает лес с мягкой кроватью и это СРАВНЕНИЕ.

Описывая листья, автор тоже применяет такое художественно - изобразительное средство, как сравнение.

Листья поблёкнуть ещё не успели желты и свежи и лежат, как ковёр

 Здесь автор сравнивает листья с ковром, потому что их много, они устилают всю землю.

И последнее, о чём говорит автор это об осенних днях. «Морозные ночи, Ясные, тихие дни…»

Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения, и рассказчик, который увидел всю эту картину природы из окна, мчащегося вагона.

Обратите внимание, что автор поставил в конце своего стихотворения не точку, а многоточие, этим самым он хотел показать, что красота осенней природы на этом не заканчивается, а можно ещё бесконечно говорить и восхищаться ей.

Давайте сыграем в игру, она называется «Помоги Незнайке»

К нам пришел Незнайка и он совсем не понимает, чем отличаются средства художественной выразительности друг от друга, и что это такое он, к сожалению, тоже не знает.

Итак,

- Эпитет – это красочный глагол, который отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?

-Правильно, эпитет это не глагола, а красочное прилагательное.

- Сравнение – это описание предмета простыми словами.

-Нет, сравнение- это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.

-Олицетворение – это описание живых существ.

-И здесь наш Незнайка ошибается. Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ.

Вот и подошел к концу наш урок литературного чтения. Я надеюсь, что помогла вам понять красоту осени, которую описывает Н. Некрасов в своем стихотворении. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс

Данная презентация и конспект урока  составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»

Интегрированный  урок литературного чтения и английского языка  в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»  по программе "Школа Ро...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...

Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»

Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о веснеЗадачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логиче...