Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Фирсова Галина Васильевна

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению (4 класс)

Учитель – Фирсова Г.В.

Тема урока :Русская классическая поэзия о мире вокруг нас.Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с произведениями И А.Бунина «Листопад»;
  2. совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение;
  3. способствовать формированию вдумчивого отношения к авторскому слову,навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности;
  4. способствовать формированию умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений , усвоение детьми основ филологической оценки поэтического произведения;
  5. продолжить работу по формированию умения создавать словарь настроений.

Тип урока:урок чтения лирического пейзажного стихотворения.

Вид работы:стилистический анализ стихотворения, составление « Словаря настроений», словесное рисование.

Основной прием :беседа.

Форма работы: групповая,коллективная.

Материально – техническое обеспечение:мультимедийная презентатция, компьютер,интерактивная доска, пьеса П.И. Чайковского «Времена года», репродукция картины И.Э.Грабаря «Осенний день.Дуб,Березы,»

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ сопровождение

1.Орг.момент

Задача: настроить учащихся на рабочий лад ,организовать их активную деятельность.

 

     

-Здравствуйте.Садитесь.

Сегодня замечательная погода, у всех отличное настроение. А что еще нужно , для того чтобы вновь  отправиться в волшебный мир поэзии?

Приветствуют учителя.

2.Читательская пятиминутка.

1) Упражнения на развитие внимания,памяти.

2) Упражнения для

развития выразительности чтения.

- Начнем урок с речевой разминки.

Учитель организует чтение слов ,в написании которых имеются одинаковые буквы.

Учитель организует

работу с пословицей «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха».

- Как понимаете смысл пословицы?

Учащиеся читают по вариантам

1в.Мел –мель-мыл-мал – мял.

         Мышка – мошка – мишка – миска.

2в.Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка.

Учащиеся читают пословицу с разной интонацией.

Объясняют смысл пословицы.

Презентатция

SMART

Notebook

Стр.1,2,3,4

3.Сообщение темы урока.

Задача:

Определить содержание урока,объект деятельности.

«И дверь распахну я на солнечный блеск.

Для новой работы, для нового счастья».

- Такие слова сказал И.А.Бунин.

Что он имел в виду?

- У нас тоже есть работа. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями.

Сегодня на уроке познакомимся с новым поэтическим произведением.

Обратите внимание на доску.

Прочитайте текст.

Ответы детей.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана

Алексеевича Бунина

«Листопад»

Переход на презентацию

PowerPoint

часть1 во вложениях ИД

(скрепка)

4.Подготовка к первичному восприятию.

Задача:

Подготовить к эмоциональному восприятию стихотворения.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством И.А.Бунина.Начать знакомство предлагаю с прослушивания пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Учащиеся слушают фрагмент пьесы «Октябрь».

- Что вы услышали в музыке?

-Что почувствовали?

Что представили себе , пока слушали музыку?

Эта пьеса называется «Октябрь».

-Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом .

Будем учится видеть те красочные средства , которые помогают поэтам рассказать , как красива природа.

- На этом уроке мы познакомимся с новой стороной творчества И.А.Бунина .

Послушайте, что говорил о нем А.Блок:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин,- мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…».

- Как вы думаете о чем еще писал поэт?

-Стихотворение называется «Листопад». Оно было посвящено близкому другу Бунина.Максиму Горькому.

Эпиграфом к нему я взяла слова самого автора:

«Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор

подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия…».( на доске слайд №2 из PowerPoint

Часть1)

-Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

5.Первичное восприятие текста.

Задача:

Создать условия для полноценного   (эмоционального) восприятия текста.

Отрывок из стихотворения «Листопад»читает учитель под музыку ( музыкальным фоном являетсяотрывок из пьесы « Октябрь» Чайковского.

6.Проверка первичного восприятия стихотворения.

Задача:

Выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить пониманиеобщего содержания.

- Понравилось ли вам это

Стихотворение?

-Кто главный герой этого стихотворения?

- С каким чувством поэт описывает лес?

Поделитесь мыслями и чувствами , которые возникли у вас.

- Да (нет)

-Лес.

- С восторгом.

Учащиеся делятся впечатлениями.

7.Постановка учебно- практической задачи.

Задача:

Сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и ее направление.

Задача:

Проанализировать текст стихотворения , создать словарь настроений, научится читать выразительно.

Мы прочитали стихотворение «Листопад», и как вы думаете,какую работу можно порвести по ее содержанию?

Учащиеся определяют возможные виды работ со стихотворением.

*научится читать выразительно,

*проанализировать,

*составить словарь настроений,

*выполнить словесное рисование

8.Вторичное чтение.

Задача:

Отобрать необходимый материалдля работы над стихотворением, найти новые непонятные слова

Я предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно, найти в тексте непонятные слова.

Учащиеся читают текст стихотворения про себя.

9.Основная работа.

1.Проверка вторичного чтения.

Словарная работа.

Задача:

Определить правильность понимания произведения и поставленной задачи.

2.Чтение стихотворения с анализом.

Задача:

Прочитать текст стихотворения и найти художественные средства

Чтение 1-й части стихотворения

(4 строки)

Чтение 2 –й части стихотворения.

(10 строк)

Работа над 3-й частью стихотворения.

(14 строк)

Работа с 4 -й частью стихотворения.

3.Выборочное чтение.

4 Подготовка к выразительному чтению:наблюдение над чувствами и настроением поэта.

  1. Предварительная беседа.

  1. Самостоятельная работа..

  1. Коллективная творческая работа.

Составление по таблице «Словаря настроений»

  1. Словесное

рисование.

5.Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Работа в парах.

Выразительное тренировочное чтение с последующим анализом ошибок детьми.

6.Определение главной мысли стихотворения, конкретизация темы подбором  заглавий.

 

 

-Какие новые непонятные слова вам встретились в тексте стихотворения?

Учитель открывает слова и их значение на интерактивной доске.

Терем – В Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.

Лиловый – цвет фиалки или темных соцветий сирени. фиолетовый.

Багряный – красный густого темного оттенка.

Лазурь – светло – синий цвет, синева.

Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

Вдова – женщина у кторой умер муж.

Мотылек – небольшая бабочка .

Пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный.

- А сейчас почитаем текст еще раз и проследим , какие картины изобразил  Бунин

в стихотворении и как.

Давайте вспомним какие художественные средства используют поэты в своих произведениях.

Прочитайте первые 4 строки стихотворения.

- Найдем в этой части художественные средства. которые автор использовал в тексте для того , чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

- Почему лес расписной? Кто его расписывал?

-Как вы понимаете выражение: лес «стоит»веселой, пестрою стеной?

Прочитайте следующие десять строк стихотворения.

-Вычитаем другие рисующие слова , которыми автор изображает в  стихотворении осенние картины.

- А теперь прочитаем третью часть стихотворения до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины , которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

- Почему слово Осень написано с большой буквы?

-Какой поэтический прием использует автор?

-Какая Осень, веселая или грустная? Почему?

- А теперь прочитайте последние четыре строки в этой части : какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

-А разве тишину можно услышать?

- А почему о тишине автор говорит, что она –                   « мертвая»?

- Прочитайте последние строки стихотворения.Что о них можно сказать?

- Чем последние строки похожи и чем отличаются?

- Автор использует повтор , как раму , которая обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса.

-Дух захватывает от такой красоты. Представить эту картину помогают многочисленные сравнения. Бунин, как художник, пишет картину леса словами – мазками.

- Какие цвета использует автор?

Найдите в тексте и зачитайте.

- Бунин сравнивает лес с теремом не только по внешней красоте, но и по запаху. Чем  пахнет в этом тереме?

- В этом стихотворении Бунин передает звуки.Прочитайте эти строки.( слайд №8)

-Прежде, чем мы будем пробоватьчитать выразительно , давайте подумаем над таким вопросом. Бунин восхищается красотой осеннего леса, почему он не выразил это восклицательной интонацией?

- Как будем читать это стихотворение, выберите подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.

- Какую половину стихотворения следует читать тише?

А теперь давайте подумаем, с помощью каких слов автор выражает свои  чувства и настроение .

 Лес,/точно терем расписной,/

Лиловый, золотой,багряный,/

Веселой,/пестрою стеной

Стоит над светлою поляной,/

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки,/елочки темнеют,/

А между кленами синеют

То там,/то здесь в листве сквозной

Просветы в небо,/что оконца,//

Лес пахнет дубом и сосной./

За лето высох он от солнца./

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.//

Сегодня на пустой поляне./

Среди широкого двора./

Воздушной паутины ткани

Блестят,/как сеть из серебра.//

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

 И,/ точно белый лепесток,/

На паутине замирает.

Пригретый солнечным теплом.//

Сегодня так светло кругом,/

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,/

Что можно в этой вышине

Расслышать листика шуршанье.//

Лес,/точно терем расписной,/

Лиловый,/золотой,/багряный,/

Стоит над солнечной поляной./

Завореженный тишиной…///

- Какую еще работу можно выполнить по содержанию этого стихотворения?

-Что же включает автор в свой терем , как он  «построен» и где стоит?

-Какой строительный материал нам понадобится для рисования «постройки терема»?

- Как они стоят? Прочитайте.

Верно они очень похожи на вышки.

-Есть еще и клены.Ну, вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет автор?

-Где же стоит наш терем?

- Найдите эти строки.

Очень хорошо! Посмотрим ,как изображен двор. Найдите этот отрывок.Прочитаем его.

Красив ли наш двор? Давайте все вместе нарисуем и «терем расписной» и двор (открывает первый лист)

Отметим краски –слова которые нам понадобятся для рисования – «постройки терема».Какие цвета использует автор?

Смотрите,какое богатство красок – слов у нашего поэта – художника! А теперь .еще раз назовите объекты .

-Прекрасно, молодцы! Но мы должны с вами изобразить еще тишину, «мертвое молчание», как говорит поэт .Как это изобразить?

Очень хорошо .И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы  такими яркими. Закрыли глаза.Представили себе всю картину целиком .

Ну, а теперь будем читать так, чтобы все , кто нас слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками  на лесной поляне, светлую, залитую солнцем поляну в серебре нитей и «мертвую тишину».

А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское и свое отношение к изображенным в тексте  картинам .

Индивидуальная помощь учителя.

Что получилось, что не получилось и почему?

О чем это стихотворение?

А как вы думаете, зачем написал это стихотворение Бунин?

Пэт назвал стихотворение «Листопад». как вы думаете,определено в этом названии основное содержание, т.е.основная тема стихотворения?

Выскажите свое мнение.

 

Дети  называют слова.

*терем

*лиловый

*багряный

*лазурь

*золотой

*просветы

*вдова

*мотылек

*пестрый

Учащиеся находят значения слов.

Дети называют художественные средства.

*эпитет

*сравнение

*метафора

*олицетворение

- В начале стихотворения автор рисует лес.

-И он сравнивает его стеремом.

- Его расписала осень

разными цветами красок: желто-золотыми,лиловыми , багряными.

- Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

-Желтые березы, у них листочки резные и блестящие.Желтый цвет берез очень красиво сочетается  с голубизной неба.

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой».

- Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками,- они не меняют цвет осенью и четко выделяются  на золотом фоне берез :

«Как вышки елочки темнеют».

-И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

« А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо , что оконца»…

-Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

«Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть,из серебра».

- А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

-Это последний мотылек,-уже не насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

2 И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом».

-День солнечный, яркий:

«Сегодня так светло кругом»…

-Осень как живая, она же не просто входит в терем, а «вступает».

- Автор использует олицетворение.

-Грустная.Осень входит «тихою вдовой»

Внося грусть , чувствуется , что-то случится , не всегда будет радость в этом

«расписном тереме».

_ Он услышал «мертвую» тишину:

«… такое мертвое молчанье»…

Можно ,- вы нам тоже иногда говорите : «Давайте послушаем тишину».

- Чтобы мы поняли ,что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов.

«в лесу и в синей вышине»…

-А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки  падающего листика:

«Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье».

Повторяются первые две строки четверостиший:

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный», но следующие две строки иные:

«Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…»

Поляна была «светлой», стала « солнечной»-усиливается яркость,свет, тепло.В то же время в первый раз лес стоял «веселой, пестрою стеной», а теперь стоит «завороженный тишиной» . Яркость картины усиливается , но уходит веселье, лес – завороженный, как в сказке.

Ребята вычитывают:

* «лиловый»

* «золотой»

* «багряный»

*желтый- «желтою резьбой»

*голубой- «в лазури голубой»

синий- «в синей вышине»

*серебристый –«как есть из серебра»

*белый –«белый лепесток»

*«лес пахнет

дубом и сосной»

-Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки,

Передающие шуршание листика:

«молчанье» -ч;

«вышине»-ш;

«можно»-ж;

«тишине»-ш;

«расслышать» - ш;

«шуршанье» -ш;

 

Самостоятельное чтение текста.Определяем авторские чувства.Находим в стихотворении слова и выражения с помощью котрых автор выражает свои чувства.и настроение.

*торжественное

*восторженное

*очарованное

*радостное

*радужное

*веселое

*светлое

*восхищенное

*восторженное

*радостное

*легкое

*светлое

*нежное

*игривое

*нежное

*светлое

*умиротворенное

*теплое

*светлое

*спокойное

*умиротворенное

*нежное

Можно выполнить словесное рисование.

Дети выделяют в тексте , что лес состоит из березок и елочек.

Елочки стоят как вышки.

Между деревьями в листве есть просвет в небо , как оконца.

Дети вычитывают:

…на пустой поляне ,

среди широкого двора.

Через поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят на солнце и похожи на сеть из серебра.И еще во дворе летает,поэт говорит- «играет», белый последний мотылек.Он похож на маленький белый лепесток.

Он то летает, то замирает на паутине.

*лиловый

*золотой

*багряный

*желтый

*голубой

*синий

*серебристый

*белый

Голубое небо.Редкие желтые на фоне неба .

Стройные зеленые елочки.В лесу между деревьями просветы – оконца.Широкая поляна около леса.По ней тянется серебристая паутина.

Играет белый мотылек.

Наш терем спокоен: деревья и листья  не шевелятся от ветра.Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки.

Соревновательное чтение до первой ошибки.

( Дети читают стихотворение,отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендатции и советы друг другу.)

-Об осени…

-О красоте осенней природы.

-О чувствах увиденной красоты.

- Чтобы мы обратили наше внимание на красоту осенней природы.

- Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить полюбоваться этой осенней  необычной , очаровательной  природой.

- Чтобы выразить свои чувства и настроение, свое душевное состояние,любовь к природе.

- Я думаю, что нет, потому что  о листопаде упоминается только в последней картине:

« Расслышать листика шуршанье»…а во всем стихотворении говорится  о красочных картинах осени.

-А я считаю , что соответствует. Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада , а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и перед тем, как упасть с деревьев , необыкновенно красивые.

- А я обратила внимание на подзаголовок : это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.

Презентатция

SMART

Notebook

Стр.5, далее переход по ссылке ан последующие страницы.

Переход на презентацию

PowerPoint

Часть2 по ссылке1 или через вложения ИД(скрепка)

По завершении презентацию закрыть и перейти на ссылке 2.

Презентация

SMART

Notebook

Стр.6, далее переход по ссылке на последующие страницы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад"

Тема: И.А. Бунин «Листопад»Цели урока: Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через  рассматр...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;воспитание любви к природе, чуткого и бережного о...

План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"

Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина

Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...