Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению (4 класс)
Учитель – Фирсова Г.В.
Тема урока :Русская классическая поэзия о мире вокруг нас.Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.
Задачи:
- познакомить учащихся с произведениями И А.Бунина «Листопад»;
- совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение;
- способствовать формированию вдумчивого отношения к авторскому слову,навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности;
- способствовать формированию умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений , усвоение детьми основ филологической оценки поэтического произведения;
- продолжить работу по формированию умения создавать словарь настроений.
Тип урока:урок чтения лирического пейзажного стихотворения.
Вид работы:стилистический анализ стихотворения, составление « Словаря настроений», словесное рисование.
Основной прием :беседа.
Форма работы: групповая,коллективная.
Материально – техническое обеспечение:мультимедийная презентатция, компьютер,интерактивная доска, пьеса П.И. Чайковского «Времена года», репродукция картины И.Э.Грабаря «Осенний день.Дуб,Березы,»
Конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ИКТ сопровождение |
1.Орг.момент Задача: настроить учащихся на рабочий лад ,организовать их активную деятельность.
| -Здравствуйте.Садитесь. Сегодня замечательная погода, у всех отличное настроение. А что еще нужно , для того чтобы вновь отправиться в волшебный мир поэзии? | Приветствуют учителя. | |
2.Читательская пятиминутка. 1) Упражнения на развитие внимания,памяти. 2) Упражнения для развития выразительности чтения. | - Начнем урок с речевой разминки. Учитель организует чтение слов ,в написании которых имеются одинаковые буквы. Учитель организует работу с пословицей «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха». - Как понимаете смысл пословицы? | Учащиеся читают по вариантам 1в.Мел –мель-мыл-мал – мял. Мышка – мошка – мишка – миска. 2в.Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка. Учащиеся читают пословицу с разной интонацией. Объясняют смысл пословицы. | Презентатция SMART Notebook Стр.1,2,3,4 |
3.Сообщение темы урока. Задача: Определить содержание урока,объект деятельности. | «И дверь распахну я на солнечный блеск. Для новой работы, для нового счастья». - Такие слова сказал И.А.Бунин. Что он имел в виду? - У нас тоже есть работа. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. Сегодня на уроке познакомимся с новым поэтическим произведением. Обратите внимание на доску. Прочитайте текст. | Ответы детей. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» | Переход на презентацию PowerPoint часть1 во вложениях ИД (скрепка) |
4.Подготовка к первичному восприятию. Задача: Подготовить к эмоциональному восприятию стихотворения. | - Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством И.А.Бунина.Начать знакомство предлагаю с прослушивания пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года». | Учащиеся слушают фрагмент пьесы «Октябрь». | |
- Что вы услышали в музыке? -Что почувствовали? Что представили себе , пока слушали музыку? Эта пьеса называется «Октябрь». -Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом . Будем учится видеть те красочные средства , которые помогают поэтам рассказать , как красива природа. - На этом уроке мы познакомимся с новой стороной творчества И.А.Бунина . Послушайте, что говорил о нем А.Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин,- мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…». - Как вы думаете о чем еще писал поэт? -Стихотворение называется «Листопад». Оно было посвящено близкому другу Бунина.Максиму Горькому. Эпиграфом к нему я взяла слова самого автора: «Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия…».( на доске слайд №2 из PowerPoint Часть1) -Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | ||
5.Первичное восприятие текста. Задача: Создать условия для полноценного (эмоционального) восприятия текста. | Отрывок из стихотворения «Листопад»читает учитель под музыку ( музыкальным фоном являетсяотрывок из пьесы « Октябрь» Чайковского. | ||
6.Проверка первичного восприятия стихотворения. Задача: Выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить пониманиеобщего содержания. | - Понравилось ли вам это Стихотворение? -Кто главный герой этого стихотворения? - С каким чувством поэт описывает лес? Поделитесь мыслями и чувствами , которые возникли у вас. | - Да (нет) -Лес. - С восторгом. Учащиеся делятся впечатлениями. | |
7.Постановка учебно- практической задачи. Задача: Сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и ее направление. Задача: Проанализировать текст стихотворения , создать словарь настроений, научится читать выразительно. | Мы прочитали стихотворение «Листопад», и как вы думаете,какую работу можно порвести по ее содержанию? | Учащиеся определяют возможные виды работ со стихотворением. *научится читать выразительно, *проанализировать, *составить словарь настроений, *выполнить словесное рисование | |
8.Вторичное чтение. Задача: Отобрать необходимый материалдля работы над стихотворением, найти новые непонятные слова | Я предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно, найти в тексте непонятные слова. | Учащиеся читают текст стихотворения про себя. | |
9.Основная работа. 1.Проверка вторичного чтения. Словарная работа. Задача: Определить правильность понимания произведения и поставленной задачи. 2.Чтение стихотворения с анализом. Задача: Прочитать текст стихотворения и найти художественные средства Чтение 1-й части стихотворения (4 строки) Чтение 2 –й части стихотворения. (10 строк) Работа над 3-й частью стихотворения. (14 строк) Работа с 4 -й частью стихотворения. 3.Выборочное чтение. 4 Подготовка к выразительному чтению:наблюдение над чувствами и настроением поэта.
Составление по таблице «Словаря настроений»
рисование. 5.Упражнение в выразительном чтении стихотворения. Работа в парах. Выразительное тренировочное чтение с последующим анализом ошибок детьми. 6.Определение главной мысли стихотворения, конкретизация темы подбором заглавий.
| -Какие новые непонятные слова вам встретились в тексте стихотворения? Учитель открывает слова и их значение на интерактивной доске. Терем – В Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни. Лиловый – цвет фиалки или темных соцветий сирени. фиолетовый. Багряный – красный густого темного оттенка. Лазурь – светло – синий цвет, синева. Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву. Вдова – женщина у кторой умер муж. Мотылек – небольшая бабочка . Пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный. - А сейчас почитаем текст еще раз и проследим , какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как. Давайте вспомним какие художественные средства используют поэты в своих произведениях. Прочитайте первые 4 строки стихотворения. - Найдем в этой части художественные средства. которые автор использовал в тексте для того , чтобы мы увидели эти восхитительные картины? - Почему лес расписной? Кто его расписывал? -Как вы понимаете выражение: лес «стоит»веселой, пестрою стеной? Прочитайте следующие десять строк стихотворения. -Вычитаем другие рисующие слова , которыми автор изображает в стихотворении осенние картины. - А теперь прочитаем третью часть стихотворения до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины , которые вы увидите, и соотнесите их с текстом. - Почему слово Осень написано с большой буквы? -Какой поэтический прием использует автор? -Какая Осень, веселая или грустная? Почему? - А теперь прочитайте последние четыре строки в этой части : какие звуки услышал автор в осеннем лесу? -А разве тишину можно услышать? - А почему о тишине автор говорит, что она – « мертвая»? - Прочитайте последние строки стихотворения.Что о них можно сказать? - Чем последние строки похожи и чем отличаются? - Автор использует повтор , как раму , которая обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса. -Дух захватывает от такой красоты. Представить эту картину помогают многочисленные сравнения. Бунин, как художник, пишет картину леса словами – мазками. - Какие цвета использует автор? Найдите в тексте и зачитайте. - Бунин сравнивает лес с теремом не только по внешней красоте, но и по запаху. Чем пахнет в этом тереме? - В этом стихотворении Бунин передает звуки.Прочитайте эти строки.( слайд №8) -Прежде, чем мы будем пробоватьчитать выразительно , давайте подумаем над таким вопросом. Бунин восхищается красотой осеннего леса, почему он не выразил это восклицательной интонацией? - Как будем читать это стихотворение, выберите подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь. - Какую половину стихотворения следует читать тише? А теперь давайте подумаем, с помощью каких слов автор выражает свои чувства и настроение . Лес,/точно терем расписной,/ Лиловый, золотой,багряный,/ Веселой,/пестрою стеной Стоит над светлою поляной,/ Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки,/елочки темнеют,/ А между кленами синеют То там,/то здесь в листве сквозной Просветы в небо,/что оконца,// Лес пахнет дубом и сосной./ За лето высох он от солнца./ И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.// Сегодня на пустой поляне./ Среди широкого двора./ Воздушной паутины ткани Блестят,/как сеть из серебра.// Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И,/ точно белый лепесток,/ На паутине замирает. Пригретый солнечным теплом.// Сегодня так светло кругом,/ Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине,/ Что можно в этой вышине Расслышать листика шуршанье.// Лес,/точно терем расписной,/ Лиловый,/золотой,/багряный,/ Стоит над солнечной поляной./ Завореженный тишиной…/// - Какую еще работу можно выполнить по содержанию этого стихотворения? -Что же включает автор в свой терем , как он «построен» и где стоит? -Какой строительный материал нам понадобится для рисования «постройки терема»? - Как они стоят? Прочитайте. Верно они очень похожи на вышки. -Есть еще и клены.Ну, вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет автор? -Где же стоит наш терем? - Найдите эти строки. Очень хорошо! Посмотрим ,как изображен двор. Найдите этот отрывок.Прочитаем его. Красив ли наш двор? Давайте все вместе нарисуем и «терем расписной» и двор (открывает первый лист) Отметим краски –слова которые нам понадобятся для рисования – «постройки терема».Какие цвета использует автор? Смотрите,какое богатство красок – слов у нашего поэта – художника! А теперь .еще раз назовите объекты . -Прекрасно, молодцы! Но мы должны с вами изобразить еще тишину, «мертвое молчание», как говорит поэт .Как это изобразить? Очень хорошо .И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы такими яркими. Закрыли глаза.Представили себе всю картину целиком . Ну, а теперь будем читать так, чтобы все , кто нас слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую, залитую солнцем поляну в серебре нитей и «мертвую тишину». А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское и свое отношение к изображенным в тексте картинам . Индивидуальная помощь учителя. Что получилось, что не получилось и почему? О чем это стихотворение? А как вы думаете, зачем написал это стихотворение Бунин? Пэт назвал стихотворение «Листопад». как вы думаете,определено в этом названии основное содержание, т.е.основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение. |
Дети называют слова. *терем *лиловый *багряный *лазурь *золотой *просветы *вдова *мотылек *пестрый Учащиеся находят значения слов. Дети называют художественные средства. *эпитет *сравнение *метафора *олицетворение - В начале стихотворения автор рисует лес. -И он сравнивает его стеремом. - Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми,лиловыми , багряными. - Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами. -Желтые березы, у них листочки резные и блестящие.Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба. «Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой». - Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками,- они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез : «Как вышки елочки темнеют». -И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов. « А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо , что оконца»… -Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: «Воздушной паутины ткани Блестят как сеть,из серебра». - А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток. -Это последний мотылек,-уже не насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: 2 И точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом». -День солнечный, яркий: «Сегодня так светло кругом»… -Осень как живая, она же не просто входит в терем, а «вступает». - Автор использует олицетворение. -Грустная.Осень входит «тихою вдовой» Внося грусть , чувствуется , что-то случится , не всегда будет радость в этом «расписном тереме». _ Он услышал «мертвую» тишину: «… такое мертвое молчанье»… Можно ,- вы нам тоже иногда говорите : «Давайте послушаем тишину». - Чтобы мы поняли ,что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов. «в лесу и в синей вышине»… -А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: «Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье». Повторяются первые две строки четверостиший: «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный», но следующие две строки иные: «Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной…» Поляна была «светлой», стала « солнечной»-усиливается яркость,свет, тепло.В то же время в первый раз лес стоял «веселой, пестрою стеной», а теперь стоит «завороженный тишиной» . Яркость картины усиливается , но уходит веселье, лес – завороженный, как в сказке. Ребята вычитывают: * «лиловый» * «золотой» * «багряный» *желтый- «желтою резьбой» *голубой- «в лазури голубой» синий- «в синей вышине» *серебристый –«как есть из серебра» *белый –«белый лепесток» *«лес пахнет дубом и сосной» -Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, Передающие шуршание листика: «молчанье» -ч; «вышине»-ш; «можно»-ж; «тишине»-ш; «расслышать» - ш; «шуршанье» -ш;
Самостоятельное чтение текста.Определяем авторские чувства.Находим в стихотворении слова и выражения с помощью котрых автор выражает свои чувства.и настроение. *торжественное *восторженное *очарованное *радостное *радужное *веселое *светлое *восхищенное *восторженное *радостное *легкое *светлое *нежное *игривое *нежное *светлое *умиротворенное *теплое *светлое *спокойное *умиротворенное *нежное Можно выполнить словесное рисование. Дети выделяют в тексте , что лес состоит из березок и елочек. Елочки стоят как вышки. Между деревьями в листве есть просвет в небо , как оконца. Дети вычитывают: …на пустой поляне , среди широкого двора. Через поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят на солнце и похожи на сеть из серебра.И еще во дворе летает,поэт говорит- «играет», белый последний мотылек.Он похож на маленький белый лепесток. Он то летает, то замирает на паутине. *лиловый *золотой *багряный *желтый *голубой *синий *серебристый *белый Голубое небо.Редкие желтые на фоне неба . Стройные зеленые елочки.В лесу между деревьями просветы – оконца.Широкая поляна около леса.По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылек. Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра.Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки. Соревновательное чтение до первой ошибки. ( Дети читают стихотворение,отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендатции и советы друг другу.) -Об осени… -О красоте осенней природы. -О чувствах увиденной красоты. - Чтобы мы обратили наше внимание на красоту осенней природы. - Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить полюбоваться этой осенней необычной , очаровательной природой. - Чтобы выразить свои чувства и настроение, свое душевное состояние,любовь к природе. - Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: « Расслышать листика шуршанье»…а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени. -А я считаю , что соответствует. Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада , а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и перед тем, как упасть с деревьев , необыкновенно красивые. - А я обратила внимание на подзаголовок : это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада. | Презентатция SMART Notebook Стр.5, далее переход по ссылке ан последующие страницы. Переход на презентацию PowerPoint Часть2 по ссылке1 или через вложения ИД(скрепка) По завершении презентацию закрыть и перейти на ссылке 2. Презентация SMART Notebook Стр.6, далее переход по ссылке на последующие страницы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад"
Тема: И.А. Бунин «Листопад»Цели урока: Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматр...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;воспитание любви к природе, чуткого и бережного о...
План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"
Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина
Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""
Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...