Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: Виктор Голявкин "Никакой я горчицы не ел"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Работа над произведением Виктора Голявкина "Никакой я горчицы не ел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_golyavkin_nikakoy_ya_gorchitsy_ne_el_.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Загорские дали».
141367, Московская область, Сергиево-Посадский городской округ,
поселок Загорские дали
тел. факс - 548-35-48,E-mail: school-zd@mail.ru
сайт http://school-zd.siteedit.ru/
Открытый урок
По литературному чтению в 4 классе
по теме: Виктор Голявкин "Никакой я горчицы не ел"
21.01.19 г.
Провела: учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Тимошенко Вера Викторовна
Цели: создать условия для:
- раскрытия смысла художественного произведения;
- формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;
- воспитания думающего, стремящегося к развитию ученика.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные); здоровьесберегающие; личностно-ориентированное обучение; технология сотрудничества; проблемного обучения.
Оборудование:
- Портрет писателя: В.В. Голявкина.
- Выставка книг писателя.
- Учебники.
- Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
- Карточки для групповой работы.
Планируемые результаты:
- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;
- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока.
- Орг. момент.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и всё … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает)
Начинаем урок литературного чтения.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям (или выборочное чтение)рассказа В.Ю. Драгунского Что любит Мишка»
- Назовите главных героев рассказа (Борис Сергеевич, Дениска, Мишка)
- Что любит Борис Сергеевич? Музыку какого композитора?
- А что любит Дениска? Прочитайте отрывок.
- Что любит его друг Мишка? Прочитайте отрывок.
- Что Мишка ждал от учителя после своего рассказа?
- Назовите главную мысль текста (Не так важно, какую еду, мы любим, гораздо важнее кого мы любим. Какая у нас мечта)
- Самоопределение к деятельности.
Послушайте стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех». На русский язык его перевела Елена Благинина (просмотр мультфильма)
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
-Ребята, о чём это стихотворение? ( надо хорошо трудиться, нельзя лениться)
-Ребята, ну а вам 9-10 лет, вам же не надо работать, можно и не трудиться. (надо ходить в школу, учиться, чтобы многое узнать)
-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд).
-А чтобы справиться со всеми заданиями успешно, проведём речевую разминку.
- Речевая разминка.
1) Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.
2) Чтение хором (дети по своему выбору читают наизусть ранее разученные стихотворения)
3) Работа с деформированным текстом
нартеВери
лиЕс диюл лебоют, хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит им ан мощьпо? теВенарнырий равч. нО жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
А вот о том, какая болезнь была у главного героя рассказа, который мы будем читать сегодня, можно ли эту болезнь вылечить, и кто может помочь мальчику, мы узнаем, прочитав рассказ Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел»
- Первичное усвоение новых знаний.
Целеполагание.
Какие главные цели мы поставим на уроке?
1) познакомиться с творчеством и биографией В. В. Голявкина;
2) познакомиться с рассказом «Никакой я горчицы не ел».
Автор рассказа Виктор Голявкин. Перед вами его портрет. Ребята познакомят нас с биографией писателя.
Виктор Валентинович Голявкин
1. Родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.
2. Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов.
3. Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Душанбе. Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства.
4. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем".
5. Иногда Виктор Голявкин свои произведения иллюстрировал сам. Кроме того, он участвовал в художественных выставках и некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея.
6. В 1976 году писатель заболел и у него перестала работать правая рука. Но он продолжал трудиться. Рассказы – диктовал своей жене, а она записывала. Картины научился писать левой рукой. Писатель и художник умер 27 июля 2001года в своей квартире в Петербурге от последних инсультов.
Книжная выставка.
Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Мальчишки из его рассказов иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
- О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.
- Виктор Голявкин – художник и писатель
- Сюжеты для рассказов брал из жизни.
- Героями чаще всего являются мальчики.
- Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы. (Слайд № 10)
- Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу. Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.
- В чём мы должны разобраться, читая рассказ? (Выявить причины грустного настроения героя).
- А какие есть предположения по этому поводу? ( Обидел кто-то. Не хотел учиться).
- Итак, необходимо выяснить, почему мальчику грустно.
Словарная работа.
Патент- 1. Документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете. Получить патент на изобретение. 2. Свидетельство на право занятия торговлей, промыслом. (Подготовленный ученик поработал с толковым словарём и знакомит со значением слова). (Слайд № 11)
Физминутка. (Слайд № 12)
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).
- Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
- Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
- А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как при беге.)
- Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
- Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
- А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
- Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
- А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Первичное чтение текста.
- Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план. После чтения мы ответим на вопрос : Подходит ли к рассказу пословица: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»? (Слайд № 13)
Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.» (№1 Прогульщик)
- Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.
- Как вы думаете, что могло произойти дальше?
- Что даст ему встреча?
- Проверим наше предположение. (Слайды № 14,15)
№ Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
№ | Название части. | Какие чувства испытывал герой? | Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? | Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? |
1 | Прогульщик | Хотел петь, радовался свободе. |
|
|
2 | Шофер | Вздохнул и дальше пошел. | Прогнал (Не умеешь, не надо). | Делай то, что умеешь. |
3 | Изобретатели | Удивление, обида, возмущение. | Смеются над ним, Иронизируют. | В мире много непознанного. Познай! |
4 | Дворник | Нечем заняться, скучно, обида. | Злится, прогнал. Метла для работы. | Не мешай другим работать. |
5 | Строители | Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) | Прогнали, накричали. | Знай правила безопасного поведения. |
6 | Кондуктор | Усталость, испуг, стыд, страх. | Определила, что он прогульщик, разоблачила. | Тайное становится явным. |
7 | Экскаваторщик | Удивление, желание работать на экскаваторе. | Не захотел разговаривать. | Учиться надо, чтобы стать профессионалом |
Физминутка. (Слайд № 12)
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (пробл. задания)
1) 1 ряд составляет карту маршрута.
2) 2 ряд составляет ромашку вопросов Блума.
3) 3 ряд составляет пословицы и выбирает главную
Проверка творческих заданий.
- Подведение итогов урока.
- Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)
- Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? В чём причина грустного настроения мальчика?
(Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.)
- Домашнее задание по выбору. (Слайд №16)
1) Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою.
2) Подготовиться к чтению по ролям фрагмента рассказа.
3)Прочитать другие рассказы В.Голявкина, Ю. Драгунского
8. Рефлексия.
- Продолжите фразы:
Мне было интересно…
Мне понравилось …
Я понял…
(Слайд № 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".
Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".
В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....