Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: Виктор Голявкин "Никакой я горчицы не ел"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Тимошенко Вера Викторовна

Работа над произведением Виктора Голявкина "Никакой я горчицы не ел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_golyavkin_nikakoy_ya_gorchitsy_ne_el_.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа «Загорские дали».

141367, Московская область, Сергиево-Посадский городской округ,

 поселок Загорские дали

тел. факс -  548-35-48,E-mail:  school-zd@mail.ru

сайт http://school-zd.siteedit.ru/

Открытый урок

По литературному чтению в 4 классе

по теме: Виктор Голявкин "Никакой я горчицы не ел"                                                                                                       

21.01.19 г.

Провела: учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Тимошенко Вера Викторовна

Цели: создать условия для:

  1. раскрытия смысла художественного произведения;
  2. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;
  3. воспитания думающего, стремящегося к развитию ученика.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные); здоровьесберегающие; личностно-ориентированное обучение; технология сотрудничества; проблемного обучения.

Оборудование:

  • Портрет писателя: В.В. Голявкина.
  • Выставка книг писателя.
  • Учебники.
  • Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
  • Карточки для групповой работы.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: открытие новых знаний 

Ход урока.

  1. Орг. момент. 

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

На уроке наши глаза внимательно 
Смотрят и всё … (видят). 
Уши внимательно слушают 
И всё …(слышат). 
Голова хорошо … (думает)

Начинаем  урок литературного чтения.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Чтение по ролям (или выборочное чтение)рассказа В.Ю. Драгунского Что любит Мишка»

- Назовите главных героев рассказа (Борис Сергеевич, Дениска, Мишка)

- Что любит Борис Сергеевич? Музыку какого композитора?

- А что любит Дениска? Прочитайте отрывок.

- Что любит его друг Мишка? Прочитайте отрывок.

- Что Мишка ждал от учителя после своего рассказа?

- Назовите главную мысль текста (Не  так  важно,  какую  еду,  мы  любим,  гораздо  важнее  кого  мы  любим. Какая у нас мечта)

  1. Самоопределение к деятельности.

Послушайте стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех». На русский язык его перевела Елена Благинина (просмотр мультфильма)

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

-Ребята, о чём это стихотворение? ( надо хорошо трудиться, нельзя лениться)

-Ребята, ну а вам 9-10 лет, вам же не надо работать, можно и не трудиться. (надо ходить в школу, учиться, чтобы многое узнать)  

-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд).

-А чтобы справиться со всеми заданиями успешно, проведём речевую разминку.

  1. Речевая разминка.

1)        Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.

2)        Чтение хором (дети по своему выбору читают наизусть ранее разученные стихотворения)

3)     Работа с деформированным текстом

нартеВери

лиЕс  диюл  лебоют,  хи чалет рачив. А слеи ютболе вотжиные, ток ходприит   им  ан мощьпо? теВенарнырий   равч. нО  жетмо чилевыть шекочку и бачкусо, чекпти и ликроков и гихдру тнывохжи. воЖитные вутжи домяр с велокомче, и заобянность дейюл - гамотьпо ми!
 А вот о том, какая болезнь была у главного героя рассказа, который мы будем читать сегодня,  можно ли эту болезнь вылечить, и кто может помочь мальчику, мы узнаем, прочитав рассказ  Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Целеполагание.

Какие главные цели мы поставим на уроке?

1) познакомиться с творчеством и биографией В. В. Голявкина;

2) познакомиться с рассказом «Никакой я горчицы  не ел».

Автор рассказа  Виктор Голявкин. Перед вами его портрет. Ребята познакомят нас с биографией писателя.

Виктор Валентинович Голявкин

1.        Родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.

2.        Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов.

3.        Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Душанбе. Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства.

4.        Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем".

5.        Иногда Виктор Голявкин свои произведения иллюстрировал сам. Кроме того, он участвовал в художественных выставках и некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея.

6. В 1976 году писатель заболел и у него перестала работать правая рука. Но он продолжал трудиться. Рассказы – диктовал своей жене, а она записывала. Картины научился писать левой рукой. Писатель и художник умер 27  июля 2001года в своей квартире в Петербурге от последних инсультов.

Книжная выставка.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Мальчишки из его рассказов иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

- О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

  1. Виктор Голявкин – художник и писатель
  2. Сюжеты для рассказов брал из жизни.
  3. Героями чаще всего являются мальчики.

- Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы. (Слайд № 10)

- Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу. Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

- В чём мы должны разобраться, читая рассказ? (Выявить причины грустного настроения героя).

- А какие есть предположения по этому поводу? ( Обидел кто-то. Не хотел учиться).

- Итак, необходимо выяснить, почему мальчику грустно.

Словарная работа.

Патент- 1. Документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете. Получить патент на изобретение. 2. Свидетельство на право занятия торговлей, промыслом. (Подготовленный ученик поработал с толковым словарём и знакомит со значением слова). (Слайд № 11)

Физминутка. (Слайд № 12)

На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).

  • Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Первичное чтение текста.

- Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план. После чтения мы ответим на вопрос : Подходит ли  к рассказу пословица: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»? (Слайд № 13)

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.» (№1 Прогульщик)

- Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

-  Что даст ему встреча?

- Проверим наше предположение. (Слайды № 14,15)

№        Название части.        Какие чувства испытывал герой?        Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?        Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

1

Прогульщик

Хотел петь, радовался свободе.

 

 

2

Шофер

Вздохнул и дальше пошел.

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Делай то, что умеешь. 

3

Изобретатели

Удивление, обида, возмущение.

Смеются над ним, Иронизируют.

В мире много непознанного. Познай!

4

Дворник

Нечем заняться, скучно, обида.

Злится, прогнал. Метла для работы.

Не мешай другим работать.

5

Строители

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

Прогнали, накричали.

Знай правила безопасного поведения.

6

Кондуктор

Усталость, испуг, стыд, страх.

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

Тайное становится явным.

7

Экскаваторщик

Удивление, желание работать на экскаваторе.

Не захотел разговаривать.

Учиться надо, чтобы стать профессионалом

Физминутка. (Слайд № 12)

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (пробл. задания)

1)        1 ряд составляет карту маршрута.

2)        2 ряд составляет ромашку вопросов Блума.

3)        3 ряд составляет пословицы и выбирает главную

Проверка творческих заданий.

  1. Подведение итогов урока.

- Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)

- Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? В чём причина грустного настроения мальчика?

(Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.)

  1. Домашнее задание по выбору. (Слайд №16)

1) Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою.

2) Подготовиться к чтению по ролям фрагмента рассказа.

3)Прочитать другие рассказы В.Голявкина, Ю. Драгунского

8.   Рефлексия.

- Продолжите фразы:

Мне было интересно…

Мне понравилось …

Я понял…

(Слайд № 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....