« Смысл понятия «справедливость» на примере изучения басни И. А . Крылова «Стрекоза и Муравей».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Сценарий урока-судебного заседания по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_vzaimodeystviya_pedagoga_i_uchashchihsya.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
УМК «Школа России»
Предметная область: Литературное чтение ( автор: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.).
Тип урока: урок-мастерская в технологии коучинг.
Класс: 2.
Тема: « Смысл понятия «справедливость» на примере изучения басни И. А . Крылова «Стрекоза и Муравей».
Цель: формирование образовательных компетенций (ценностно-смысловых,общекультурных,коммуникативных,учебно-познавательных) учащихся 2 класса в рамках изучения предмета литературное чтение по теме « Смысл понятия «справедливость» на примере изучения басни И. А . Крылова «Стрекоза и Муравей».
Учебные задачи,направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- формирование умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- создание условий для обогащения нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;
- совершенствование навыков работы в группе и умений исполнять различные социальные роли в коллективе.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-формирование умений работать с новой информацией ( отбирать,выделять,выстраивать в логике,обобщать);
- формирование умения работать в группах;
- формирование умения слушать и слышать ,выстраивать речевые высказывания;
- формирование начальных форм рефлексии.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме: «Смысл понятия «справедливость» на примере изучения басни И. А . Крылова «Стрекоза и Муравей»;
- работа с произведениями русских писателей по теме урока в процессе обобщения читательского опыта;
-освоение и отработка навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге через работу с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Ключевые вопросы для детей:
-Как вы понимаете слово «справедливость»?
- Легко ли быть справедливым?
Оборудование урока (создание подготовленной образовательной среды): листы со шкалой самооценки,толковый словарь С.И.Ожегова, ПК учителя, мультимедийное оборудование, план-карта исследования,костюмы.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности (Орг. момент) | Проверка готовности учеников к уроку. - Ребята, мы снова собрались на необычный урок. Давайте друг другу улыбнемся, улыбки располагают к приятному общению. На нашем уроке могут возникнуть трудности , но мы помним ,что : « У нас все получится!» -Чему бы вы хотели научиться сегодня? | Дети садятся Вступают в диалог с учителем | Личностные (Л) Наличие мотивации к работе. Нравственно-эстетическая оценка. Коммуникативные (К) Построение речевых высказываний. Регулятивные (Р) Волевая саморегуляция. |
2. | Мотивация (создание проблемной ситуации, формирование гипотезы) | - Посмотрите на карточки, которые я вам выдала. Не читая текст, попробуйте определить какое произведение перед вами прозаическое или поэтическое? - По каким признакам вы догадались? -Как вы думаете, для чего я вам выдала эти карточки - Вы хотите прочитать это стихотворение? - А давайте прочитаем это стихотворение выразительно? Кого бы вы хотели послушать? -О чем же это стихотворение, определите тему. -Теперь на шкале самооценки (см. Приложение 3)поставьте флажок синим цветом в том месте, где,по вашему мнению ,вы находитесь сейчас в рамках данного понятия. -А теперь возьмите зеленый маркер и поставьте флажок на той отметке, где вы бы хотели оказаться в конце урока в рамках изучения данного понятия. - Как вы понимаете значение этого слова? -Чему бы вы хотели научиться сегодня? -Как вы поймете, что достигли цели? - А легко ли быть справедливым? - Насколько для вас это понятие является важным? -Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитаем, какое определение понятию «справедливость» дает автор. -Снова обратимся к оценочной шкале. Поставьте синий флажок в том месте, где вы находитесь сейчас. Продвинулись ли вы в своем знании. | Отвечают на вопросы, задают вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки Дети формулируют задание. Дети читают стихотворение В. Дединовского «Разве это справедливо?» Дети оценивают чтение товарища. Ответы детей. Работа со шкалой самооценки. Формулируют цель урока. Отвечают на «сильные» вопросы Работа со шкалой оценки. | Л: Оценивание изучаемого содержания. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные (П): Умение формулировать проблему и находить способы ее решения. Р: Умение осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению. |
3. | Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы). Постановка учебных задач | - А какое отношение «справедливость» имеет к литературному чтению? Какие шаги вы предпримите, чтобы достигнуть цели урока. Попробуйте выбрать те шаги, из предложенных мною , которые подошли бы к нашему сегодняшнему уроку. -Теперь вы готовы приступить к изучению? -Как нам будет работать удобнее: всем классом, отдельно каждому, парами, группами? - Вы решили работать группами. - Как можно разделиться на группы? Предложите. - Я согласна, что интереснее разделиться на группы игрой. Предлагаю игру «Разведка». У нас урок необычный, и к нам пришел необычный гость-бабочка. В корзинке у нее много цветов, сейчас она подарит каждому цветок, а вы внимательно прочитайте то, что будет написано на цветке. -Займите места для работы в соответствии с теми литературными произведениями, которые вам необходимо исследовать. - Вспомните правила работы в группах. - Возьмите план-карту и приступайте к работе. | Формулируют (выбирают из предложенных) учебные задачи урока. Выбирают форму работы Предлагают способы деления на группы. Дети играют в игру «Разведка» (описание игры: у командиров карточки с именами писателей и названием произведения, у остальных- карточки с литературными персонажами. В процессе общения, учащиеся образуют 5 групп). Разведчики доказывают правильность своего выбора. Ребята проверяют. Дети занимают места. Повторяют правила работы в группах. (На доске информационные карточки-смайлики) Работая в группе, заполняют план-карту урока. (см. Приложение №1) | Л: Умение договариваться с одноклассниками. К: Осознание алгоритма учебного действия. П: Умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию. Умение создавать устные и письменные высказывания. Умение ставить учебную задачу. |
4. | Обмен информацией (изложение результатов исследования) | - Я вижу работа в исследовательских группах завершается. Предоставим слово докладчикам. | Выступления учеников. | К: Наблюдение за действиями партнеров. П: Формирование умения анализа и синтеза. Умение структурировать найденную информацию в нужной форме. |
5. | Организация информации (сортировка и классификация полученных в результате исследования фактов) | - Как вы думаете, почему эти произведения попали к нам на урок? - Итак. Что же у нас получилось? В прочитанных произведениях автор наказывает героев вполне, как выяснилось, справедливо. Но у нас осталось еще одно произведение, герои которого у нас сегодня в гостях. Ребята, встаньте. Какое это произведение?(Часть ребят во время обсуждения надевают костюмы) - Для решения человеческих споров много лет назад был придуман суд. Вот и сегодня состоится судебное заседание по вопросу: «Справедливо ли то, что муравей не впустил стрекозу в дом, тем самым подвергнув ее жизнь опасности». - Легко ли вам было принять решение? | Участвуют в мозговом штурме согласно технологии Ученики инсценируют судебное заседание. (см. Приложение №2) | П: Построение логической цепи рассуждений. К: Принятие решения. |
6. | Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере было достигнуто решение проблемы) | - Верны ли были наши предположения, что справедливым быть трудно? Смогли ли мы достичь цели нашего урока? Докажите. -Обратимся к оценочной шкале. Если вы считаете,что вы достигли той отметки, на которую ставили зеленый флажок, то обведите его. Если вы считаете, вы находитесь на другой отметке знания,то поставьте зеленый флажок на этой отметке. -Очень надеюсь, что вы все продвинулись вперед, у вас впереди целая жизнь, чтобы до конца изучить такое непростое понятие «справедливость» | Дети обобщают полученные знания и делают вывод о том, что узнали, чему научились на уроке. Работа со шкалой оценки. | Л: Способность к самооценке. К: Принятие решения. П: Подведение под понятие, выведение следствий. Умение доказывать свои мысли. |
7. | Применение (использование приобретенного знания в новых условиях) | - Вы хорошо поработали на уроке. Но у каждого из нас осталось свое мнение относительно решения суда. Так в жизни и должно быть. На уроке мы много говорили о справедливости, а определение этому слову мы так и не дали. Это трудно. Я предлагаю вам прочитать определение понятия справедливость, которое я встретила в одном из сборников притч. (Слайд 10) - Я вам желаю поступать в жизни так , как подсказывает сердце. - Интересно ли вам было сегодня на уроке? –Важна ли цель, поставленная вами в начале урока? - Хотели бы вы еще проводить уроке в подобном ключе? - Спасибо за работу! | Высказывания детей. - Спасибо за урок! | Л: Осознание смысла учения. Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку. П: Установление причинно-следственных связей. Р: Осознание качества и уровня усвоения. |
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности;
- Развитие навыков взаимодействия со сверстниками и со взрослыми.
Предметные:
- Построение логической цепи рассуждений,выведение следствий;
- Умение извлекать из текста необходимую информацию.
Коммуникативные:
- Формирование и аргументация своего мнения,учет разных мнений;
- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.;
- Контроль,корекция,оценка своей деятельности и деятельности партнера.
Регулятивные:
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того,что уже известно и усвоено учащимися и того,что еще неизвестно;
- Выделение и осознание учащимися того,что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,осознание качества и уровня усвоения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ БАСНИ И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»Класс: 4 классТип урока:· урок, обучающий читательской деятельности,·...
Работа над басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"
Презентация содержит материал для работы в группах....
Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"
Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»» разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...
Сценарий урока чтения: Басня И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"
Материал состоит из развернутого сценария к уроку и презентации....
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".
.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
Урок по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....
«Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» подготовительная группа
laquo;Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» подготовительная группа...