Сценарий урока чтения: Басня И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Никулина Оксана Сергеевна

Материал состоит из развернутого сценария к уроку и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_chteniya_v_4_klasse.doc54.5 КБ
Package icon prizentatsiya_k_uroku_chteniya.zip1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока чтения в  4 классе.

Тема урока:  Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цели урока: 

Обучающая:  познакомить   с новой басней  русского баснописца; закрепить

литературоведческие понятия «басня», «баснописец», «олицетворение»; дать

понятие «ирония», «аллегория» учить работать с текстом басни: правильно

называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить отличать басню

от других произведений.

Развивающая:  развивать  речь,  мышление, фантазию, наблюдательность;  развивать умение сравнивать, обобщать; умение  выразительно читать тексты басен, развивать  познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; призентация к уроку.

Ход урока.

I. Организация класса .  1 СЛАЙД 

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся . 2-10 СЛАЙД

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись  произведения ( прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»)  [1] 

2 СЛАЙД

- Кто автор данного произведения? Как оно называется?

- Что вы помните о И.А.Крылове?  3, 4 ,5 СЛАЙД– биография автора [2]

- Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)

- Что такое басня? Прочтите.  6 СЛАЙД

- Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД

- Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)

- Что такое мораль?  Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД

- Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД

- Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД

 -Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД

- Прочитайте морали к данным басням. Объясните  их.

Проведение физ. паузы.

Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников.

-  Прежде чем преступить к изучению нового произведения,  давайте отдохнем.

- Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».

- Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. ( осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)

III.  Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова,  а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

IV. Знакомство с новым материалом .

  1. Знакомство с темой урока.

- Прочитайте на экране автора и  название басни, с которой  мы сегодня познакомимся.(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)  11 СЛАЙД

-Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?

-Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?

-Почему так думаете?

2. Первичное восприятие текста

- Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет) [3]

- Назовите героев басен.

-Оправдались ли наши предположения?

- Как изображена в басне стрекоза?

- Что высмеивает в ней автор?(легкомыслие, беззаботность, хвастливость)

- Почему автор Стрекозу называет  попрыгуньей?

- А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?

- Как изобразил автор муравья?

-  Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)

  1. Вторичное восприятие текста

- Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню. [4]

А) Словарная работа.  12 СЛАЙД

а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».

  - Как вы понимаете его смысл?

б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?

г) «Помертвело чисто поле»

  - Объясните, как вы это понимаете.

  - А почему оно стало пустым?

д) «Нет уж дней тех светлых боле».

«Боле» - значит больше.

  - Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).

е) «Нужда» - забота, тягость.

ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.

ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна.

з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни.

и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве.

Проведение гимнастики для глаз  по методу Жданова. [6]

- А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

- Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.

-Открыли глаза,  часто поморгали.

-Посмотрели на право, налево, часто поморгали.

-Посмотрели вниз, вверх, часто поморгали.

-Посмотрели по диагонали, часто поморгали.

-Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

Б) Работа с текстом.

- Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.

- Ребята, как вы уже заметили,  И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с  иронией.

-  В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ . 13 СЛАЙД

-Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка. 

- Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.

-А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово  греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях  хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

- Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.

- Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?

- Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД

Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?

-Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)

-Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов.

- С каким произведением мы познакомились?

- Какого оно жанра?

- Что такое басня?

- Кто главные герои этой басни?

- Что высмеивается в баснях?

-Чему учат басни?

- С какими новыми литературными понятиями познакомились?

- Что такое мораль, аллегория, ирония?

- К какому герою басни  можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД

VI. Домашнее задание.

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей  тетради на стр. 22.

- Все молодцы, спасибо за работу. 16 СЛАЙД

Список литературы:

  1. Deti-Online.com – Басни Крылова «Лебедь, щука и рак». Читает Валентин Гафт. Mp3
  2.  Биография Крылова – интернет -ресурсы images.yandex.ru

биография И.А. Крылова

  1. Интернет –ресурсы . Мультфильм по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» multpro.netbasni-krylova-strekoza-i-muravej.html
  2. Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- 2-е изд. дораб. - М: Вентана – Граф,2012.
  3. Литературное чтение в  4 классе: Методическое пособие.- 2-е изд. испр.- М.: Вентана – Граф, 2012.
  4. Гимнастика для глаз по методу Жданова – интернет – ресурсы youtube.comwatch?v=FuYkFCQxBf4.
  5. Интернет-ресурсы.  Картинки для призентации  Deti-Online.com, images.yandex.ruлитературные картинки,    images.yandex.ruкартинки по басням крылова



Подписи к слайдам:

Герои басен.
Героями басен являются животные, люди, различные предметы, которые вызывают смех. Но смеемся мы не над ними, а над глупостью , грубостью, зазнайством, хитростью, жадностью, упрямством и лицемерием, которые высмеивают баснописцы.
Словарная работа
«Лето красное»
«Зима катит в глаза»
«Помертвело чисто поле»
«Нет уж дней тех светлых боле»
«Нужда»
«И кому же в ум пойдет»
«Удручена»
«Вешние дни»
«В мягких
муравах
»

Прослушайте произведение.









Что такое басня ?


Басня — краткий рассказ нравоучительного характера.


Басня состоит из двух частей:



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
МОРАЛЬ – основная мысль басни, нравоучение
Иван

Андреевич

Крылов
Спасибо за работу!
Урок окончен!
Здравствуйте, ребята! Настройтесь на предстоящую интересную и плодотворную работу!

К какому герою можно отнести пословицу?
Делу время, а потехе час.
Биография баснописца.
 
Именно басня стала тем жанром, в котором талант Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова. 
В 1812 Крылов становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Он не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но много работал по составлению библиографических указателей и
славянорусского
словаря. 
9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался.
Похоронен в Петербурге. 
Биография

И.А.Крылова.
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. В 1809г.-в 43 года создал более 200 басен.
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом , издателем, музыкантом (играл на скрипке), художником. В 1809 году издается первая книга басен И.А. Крылова.. После чего он становится великим русским БАСНОПИСЦЕМ.
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»
Мораль той
басни такова…….


Иван
Андреевич Крылов

(1769 - 1844)

Басня
МОРАЛЬ -главная мысль басни , нравоучение.
ИРОНИЯ – тонкая скрытая насмешка.
АЛЛЕГОРИЯ - в переводе с греч. — «иносказание»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока чтения в 1 классе

Урок чтения на основе рефлексивно-мотивационного обучения...

Сценарий урока чтения "Почему Г.Х.Андерсен назвал сказку "Стойкий оловянный солдатик?"

Данный урок проводится в 3 классе по программе " Школа 2100". Заранее произведение дети прочитывают дома. В процессе  более глубокого изучения произведения на уроке у учащихся формируются умения ...

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....

Сценарий урока по басням Крылова

Урок-путешествие по басням И.А.Крылова может быть использован на уроках чтения в начальной школе, в коррекционных классах, в коррекционной школе 8 вида(7-9классах)...

Конспект урока чтения. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Конспект урока чтения. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"...

Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)

Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить форми...

Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)

Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения....