Презентация к развивающим занятиям по расширению словарного запаса первоклассника
презентация к уроку по чтению (1, 2 класс)

Нечепаева Светлана Анатольевна

Презентационный материал для проведения занятий в школе, дома или в старшей группе детского сада для работы по расширению словарного запаса ребёнка. Задания составлены в игровой форме, с опорой на социальный опыт ребёнка. Задания позволят формировать не только познавательную, но и творческую активнось обучающегося.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нечепаева Светлана Анатольевна преподаватель ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» г. Воронеж Расширение словарного запаса первоклассника

Слайд 2

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка. Активный словарный запас – слова, которые человек регулярно употребляет в речи и на письме. Активный запас взрослого человека составляет от 5 до 35 тыс. слов Пассивный словарный запас – слова, значение которых ребёнок понимает, но сам их не использует. У взрослого пассивный запас от 20 до 100 тыс. слов К 3 годам запас слов ребёнка до 1тыс, а 5 годам – 2 – 2, 5 тыс. слов, к 6 – 7 годам 3, 5 – 4 тыс. слов Что такое словарный запас?

Слайд 3

При общении добавляйте в свою речь больше прилагательных. Старайтесь описать предмет по основным параметрам: форма, цвет, размер В уже известные слова-описания добавляйте их оттенки : большой, огромный, громадный Вводите в свою речь фразеологические обороты, заменяйте ими речевые конструкции: как горох о стену, бить баклуши, белены объелся, белая ворона, в глубине души и т. д. При чтении литературных произведений обращайте внимание на реплики героев , их поведение. Попросите ребёнка описать персонаж: внешний вид, характер, привычки. Обсуждайте просмотренный мультфильм или передачу, прогулку, поход в кино и т. д. Совместное творчество, игры и прогулки на воздухе (с детьми, а не с подругой и ребёнком!) Способы расширения словарного запаса дошкольника

Слайд 4

Практические дидактические игры по расширению словарного запаса будущего первоклассника

Слайд 5

Упражнение № 1 «Играем пальчиками» Пять раз повторите начало каждого предложения и дополните его пятью разными словами. Считайте получившиеся предложения, загибая пальчики на руке. Соединение мелкой моторики и речевого развития Пример: За домом росли кусты сирени. За домом росли ивы. За домом росли ёлки . За домом росли пионы. За домом росли берёзы.

Слайд 6

Играем пальчиками: примеры ситуаций Мама купила в магазине (что?) Петя нёс в портфеле (что?) Катя нашла в лесу (кого? что?) Около дороги стоял (кто? что?) Собака лаяла (на кого? на что?) Миша поднял голову и увидел (кого? что?)

Слайд 7

Упражнение «Законченное предложение» Пять раз повторите пару слов и каждый раз дополняйте новым словом. Пример. Быстро бегает заяц . Быстро бегает олень. Быстро бегает лев. Быстро бегает страус . Быстро бегает лошадь. Быстро бегает гепард. Быстро бегает собака.

Слайд 8

Подумайте и закончите предложение. Ловко плавает… Важно ходит… Высоко прыгает… В лесу растёт… В цирке выступает… К хозяину спешит… В корзине лежит…

Слайд 9

Упражнение № 2 «Счётные флажки» Назовите как можно больш е предметов, сделанных из указанного материала . Кто назовёт больше всех – ПОБЕДИТЕЛЬ. Пример: мясной бульон, мясная запеканка , мясной фарш, мясная котлета, мясная кулебяка, мясной паштет.

Слайд 10

Счётные флажки: примеры ситуаций дерево металл кирпич стекло бумага шоколад мрамор

Слайд 11

Упражнение № 3 «Шагайка – называйка» Подберите по пять слов , раскрывающие каждое обобщение. Называйте слова, делайте шаг вперёд. Пример: Я знаю лиственные деревья: липа раз , клён два , берёза три, осина четыре , тополь пять

Слайд 12

Шагайка – называйка: примеры ситуаций. Я знаю молочные продукты… Я знаю комнатные растения…. Я знаю перелётных птиц… Я знаю луговые цветы… Я знаю явления природы… Я знаю виды спорта... Я знаю головные уборы…

Слайд 13

Упражнение № 4 «Пять действий» Перечислите пять действий , которые можно совершать с указанным предметом. Кто назовёт больше пяти слов – ПОБЕДИТЕЛЬ. Пример: Шоколад: его можно купить, подарить, посыпать мороженое, растопить и налить в формочку, им можно угостить друга, украсить торт, испачкать рубашку.

Слайд 14

Пять действий: примеры ситуаций книга простыня огурец клей компьютер шампур линейка бумажная салфетка

Слайд 15

Упражнение № 5 «Вот такие магазины» Перечислите товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями. Пример. В магазине с названием «Лакомка» могут продаваться : торты, кексы, пирожные, шоколадные конфеты, карамель, леденцы, печенье.

Слайд 16

Вот такие магазины! Пример ситуации «Каблучок» «Школьник» «Мелодия» «Три Толстяка» «Верный друг» «Твой дом» «Океан» «Шкатулка»

Слайд 17

Упражнение № 6 «Ладошки – помощницы» К каждому слову – действию подберите названия пяти предметов . Считай слова с помощью хлопков в ладошки. Пример. Можно стирать рубашку. Можно стирать майку. Можно стирать полотенце. Можно стирать футболку. Можно стирать наволочку.

Слайд 18

Ладошки – помощницы: примеры ситуаций Можно жарить… Можно гладить… Можно рисовать… Можно мыть… Можно фотографировать… Можно дарить… Можно отодвигать… Можно надевать…

Слайд 19

Упражнение № 7 «Три части» Назовите три части указанных предметов. Кто назовёт пять частей – ПОБЕДИТЕЛЬ! Пример. Я знаю части машины: кузов , кабина, руль, сидение, фары, бампер, номер , бензобак, дворники.

Слайд 20

Три части: примеры ситуаций Я знаю три части дома… Я знаю три части вертолёта… Я знаю три части телевизора… Я знаю три части часов… Я знаю три части корабля… Я знаю три части велосипеда… Я знаю три части грузовика…

Слайд 21

Упражнение № 8 «Главное действие» Перечислите другие действия, входящие в состав главного Пример. Главное действие – выращивать овощи, другие действия в составе главного: сеять, поливать, рыхлить, окучивать , полоть, прореживать, выкапывать, собирать.

Слайд 22

Главное действие: варианты действий Отдыхать на море Учиться в школе Убирать двор Покупать продукты Пылесосить комнату Готовить борщ Принимать гостей Собирать грибы

Слайд 23

Упражнение № 9 «Все работы хороши» По предметам назовите профессии. Кто назовёт пять слов – ПОБЕДИТЕЛЬ. Пример. С автомобилем работает шофёр, рабочий автосервиса, слесарь-сборщик, дизайнер, гонщик, таксист.

Слайд 24

Все работы хороши: варианты примеров С билетами работают… С весами работают… В халате работают… С карандашом работают… На сцене работают… С фотоаппаратом работают… В шлеме работают… На компьютере работают…

Слайд 25

Упражнение № 10 «Главное значение» Подчеркните названия предметов, для которых признак имеет главное (прямое, не переносное) значение. Объясните смысл не подчёркнутых сочетаний слов. Пример: Горький лук, правда, слова, лекарство, шоколад

Слайд 26

Главное значение: варианты примеров Светлый день, ум, голова, человек, комната Тёплый день, вода, взгляд, разговор, человек. Золотые браслеты, руки, волосы, сердца, слова. Холодный чай, приветствие, руки, взгляд, прощание. Длинный язык, коса, речь, верёвка, дорога, разговоры, остановка. Лёгкий ветерок, задачка, походка, волнение, одеяло.

Слайд 27

Упражнение № 11 «Цвет и ответ» Подбери названия трёх предметов такого же цвета. Если подберёте пять слов - - ПОБЕДИТЕЛЬ. Пример: Цыплёнок такого же цвета, как лимон, одуванчик, солнышко, песок, золото.

Слайд 28

Халат врача такого же цвета, как… Помидор такого же цвета, как… Ёлка такого же цвета, как… Ствол дерева такого же цвета, как… Облако такого же цвета, как… Радуга такого же цвета, как… Монета такого же цвета, как… Цвет и ответ: примеры заданий

Слайд 29

Упражнение № 12 «Мир животных» Назовите как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела Пример: Рога есть у оленя, лося, коровы, косули, джейрана, козы , барана, сайгака, тура, яка, вола.

Слайд 30

Мир животных: примеры заданий Лапы есть у … Копыта есть у … Перья есть у … Длинная шерсть есть у … Чешуя есть у … Клюв есть у … Крылья есть у …

Слайд 31

Упражнение № 13 «Много действий» Перечислите как можно больше действий , которые происходят в указанном месте. Пример: В цирке люди смеются, пугаются, сидят, хлопают, ходят, покупают сувениры , смотрят представление, слушают музыку.

Слайд 32

Много действий: примеры заданий В лесу В школе В детском саду В самолёте В кинотеатре В кабинете врача В книжном магазине В библиотеке

Слайд 33

Упражнение № 14 «На поверхности» Назовите предметы , которые могут находиться на указанной поверхности. Пример: На море можно увидеть: лодку, корабль, медузу, парусник, дельфина, пловца, сухогруз

Слайд 34

На поверхности: примеры заданий На ковре можно увидеть… На корабле можно увидеть… На грядке можно увидеть… На дороге можно увидеть… На тарелке можно увидеть… На стене можно увидеть… На стройплощадке можно увидеть…

Слайд 35

Упражнение № 15 «Забавные превращения» Назовите – в кого превратится обычный человек, если окажется: Пример: На переходе улицы обычный человек станет пешеходом , а на собственных именинах – именинником.

Слайд 36

Забавные превращения: примеры заданий В театре В школе На рынке В седле В походе В бассейне На ринге На стадионе

Слайд 37

Упражнение № 16 «Двойной противник» К каждой паре слов подберите по два слова –противника. Пример: Крутой подъём – пологий спуск.

Слайд 38

Двойной противник: примеры заданий Слабый мороз - Грустная старость - Узкий выезд - Радостная встреча - Вспомнить радость - Отдать много - Огромная гора - Мелкий недостаток -

Слайд 39

Упражнение № 17 «От норы до гор ы» Назовите как можно больше животных (рыб, птиц, зверей, насекомых), живущих в указанных местах. Пример: В траве живут: кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчёлы, шмели, мотыльки, стрекозы, комары, муравьи.

Слайд 40

От норы до горы: примеры заданий В клетке живут… В норе живут… В сарае живут… В море живут… В гнезде живут… В пруду живут… В подвале живут… В квартире живут…

Слайд 41

Упражнение № 18 «Черта характера» Подробно расскажите о поступке ребёнка с указанной чертой характера. Пример: Вежливость. Мальчик всегда первым здоровается, когда встречается с соседями по подъезду. Это очень хорошая черта характера.

Слайд 42

Черта характера: примеры ситуаций Смелость. Капризность. Непослушание. Жадность. Честность. Аккуратность. Сообразительность. Хитрость.

Слайд 43

Упражнение № 19 «Разные действия» Перечислите слова – действия для каждого времени. Пример: Отпуск: покупаем турпутёвку, собираем вещи, покупаем вещи, достаём дорожную сумку, покупаем билет на самолёт, едем в аэропорт, летим на самолёте, загораем на пляже.

Слайд 44

Разные действия: примеры ситуаций Осень Вечер Детство Каникулы Болезнь Выходной Посещение цирка Новогодний праздник Литература : Т. А. Ткаченко. Обогащаем словарный запас. ЛИТУР, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие «Созвездие» по профилактике дезадаптации первоклассников

Начало школьной жизни- серьезное  испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым т...

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.Цель: коррекция и развитие познавательных психический процессов учащихся первого класса.Задачи:- повышени...

Сценарий развивающего занятия "Дары осени" для будущих первоклассников.

Занятие проведено в рамках предметной декады в начальной школе по окружающему миру....

Групповая консультация для родителей на тему «Расширение словарного запаса детей в условиях семьи»

В работе приведен пример групповой консультации учителя-логопеда коррекционной школа 8 вида для родителей (плюс раздаточный материал - буклет)....

Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов

Представлен речевой материал слов сложной звуко-слоговой структуры с разными орфограммами для развития навыка количественного анализа слов....

Презентация: «Игры и упражнения по обогащению словарного запаса старших дошкольников»

По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных эл...