Презентация: «Игры и упражнения по обогащению словарного запаса старших дошкольников»
презентация к уроку (1 класс)
По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. И главным инструментом познания мира является слово.
Слово помогает понять и освоить его, помогает осознать себя как индивидуальность, является средством коммуникации и формой самовыражения ребёнка. Поэтому от объёма словаря, от точности и правильности понимания значения слов, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст зависит успешность речевой деятельности, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей. Поэтому важно постоянное общение взрослых с ребёнком и насколько полноценным оно является, будет зависеть объём и качество словаря дошкольника.
Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_po_obogashcheniyu.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. И главным инструментом познания мира является слово. Слово помогает понять и освоить его, помогает осознать себя как индивидуальность, является средством коммуникации и формой самовыражения ребёнка. Поэтому от объёма словаря, от точности и правильности понимания значения слов, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст зависит успешность речевой деятельности, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объём словаря во много зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены ребёнку . Ребёнок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления должны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким образом, одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей. Поэтому важно постоянное общение взрослых с ребёнком и насколько полноценным оно является, будет зависеть объём и качество словаря дошкольника. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Игры и упражнения по обогащению словарного запаса детей старших дошкольников «Из чего сделано?» Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам. Ход игры: взрослый просит ребёнка посмотреть вокруг и назвать только те предметы, которые сделаны из пластмассы (дерева, металла, стекла, бумаги, железа и т. д., а затем произнести: «Игрушка из пластмасса, значит она пластмассовая, дудочка из дерева, значит она деревянная и т. д .». «Найди противоположное слово» Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. - Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Луна видна ночью, а солнце. (днем). Огонь горячий, а лед. (холодный). Тополь высокий, а шиповник. (низкий). Река широкая, а ручей. (узкий). Камень тяжелый, а пух. (легкий). Редька горькая, а груша. (сладкая). - Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней. (темно). Если сумка не тяжелая, то она. (легкая). Если нож не тупой, то он. (острый).
«Отгадай, что это!» Цель: учить сравнивать предметы Материал: предметные картинки Ход игры: выкладываем картинки перед ребёнком просим запомнить их, затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый переворачивает 1-2 картинки. Ребёнок открывает глаза и задаёт вопросы: «Живое, не живое? Из чего сделано? Какой формы? Это создано человеком (если не живой предмет) и т. д.». После отгадывания взрослый меняется ролью с ребёнком, теперь ребёнок переворачивает картинки, а взрослый угадывает.
«Кто или что лишнее?» Цель: учить классифицировать предметы и дать обобщающие понятия Ход игры: Взрослый называет ряд предметов и просит ребёнка назвать какой лишний, объяснить почему. Например: «Курица, сова, индейка, гусь. Лишняя сова, т. к. курица, индейка, гусь – это домашние птицы, а сова дикая птица» и т. д. « Что делают?» Цель: учить подбирать нужные глаголы Ход игры: Взрослый называет слово, например «Звезда », а ребёнок должен подобрать как можно больше глаголов к нему (светит, горит, сверкает, блестит , скрипит, темнеет , тает) и т. д.
«Всё наоборот» Цель: активизация словарного запаса. Ход игры. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: Длинный -. короткий, глубокий -. мелкий, мягкий -. твердый, легкий -. тяжелый, тонкий -. толстый, густой -. редкий, жидкий, сильный -. слабый. Говорить -. молчать, смешить -. довести до слез, разрешить -. запретить, падать -. вставать, смеяться -. плакать, зажечь -. потушить, помогать -. мешать
«Назови ласково» Цель: активизация словарного запаса, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: взрослый называет животного, а ребёнок его ласково Белка – белочка, обезьяна – обезьянка, медведь – медведушка , бегемот – бегемотик , ёж – ёжик, слон – слоник, заяц – зайчик, лев – лёушка , лось – лосик , леопард – леопардик , морж – моржонок и т. д.
«Опиши, какая (какой, что делает ?)» Цель: активизация словарного запаса. Ход игры: взрослый просит описать членов семьи, например мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьёт, моет. Бабушка - … Дедушка - … Папа - … Брат - … Сестра - …
Предлагаю принять во внимание перечисленные выше игры, активно их применять в своей работе как на занятиях так и в индивидуальной работе с детьми. Дидактические игры вызывают интерес к занятиям, повышению внимания, речевой активности, что способствует лучшему усвоению учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для пополнения словарного запаса детей
Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря. «По дороге домой»Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая...
Презентация Игры и упражнения по развитию речи
Методические приемы по развитию речи на уроках русского языка и чтения...
Презентация «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»
Презентация: «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»Подготовка ребенка к школе являе...
Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму»
Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму»Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной коорд...
Презентация: «Игры и упражнения по обучению дошкольников звуковому анализу слова»
Умение правильно разбирать слова на звуки - развитие умения правильно писать в будущем. Также развивается фонетический слух. Фонетический разбор слова дети изучают в первом классе, но к этому вр...
Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к чтению»
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит усп...
Презентация: «Игры и упражнения для дошкольников с грамматическим содержанием»
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.Игра – единственная форма ...