Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность уч-ся | УУД |
1. Орг. момент. Мотивация. Проверка домашнего задания | Приветствие учеников -.Общая готовность детей к уроку. - Концентрация внимания детей.
. | Самоконтроль готовности
| П: обобщать изученный материал К: отвечать на вопросы учителя ,участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения. Л: самостоятельно делать выводы. |
2. Актуализация знаний. Работа с текстом стих-я.
| -Предлагает прочесть стихотворение наизусть (ранее выданное ученице). Добрый день! Придумано кем-то. Просто и мудро при встрече здороваться! Добрый день солнцу и птицам, Добрый день улыбчивым лицам! Каждый становится добрым, доверчивым, Пусть добрый день длится до вечера. Улыбнитесь друг другу -О чем это стихотворение? - Какие слова несколько раз повторятся в тексте? | Читает наизусть стих-е.
- Размышления и ответы уч-ся | Пр: осознавать значимость чтения для личного развития, ориентироваться в тексте произведения, П: выделять необходимые эпизоды из текста по просьбе учителя и анализировать, обобщать материал по вопросам; К: отвечать на вопросы учителя по содержанию, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения. Л: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.
|
3. Определение темы и цели урока.
| -Прочитайте на доске пословицы. Доброе слово помогает, как посох в дороге. Добрые слова сильнее кнута. Добрые слова – ключ к сердцу. На добрый привет — добрый и ответ. -Как вы понимаете их содержание? -Что общего объединяет эти пословицы? - Почему мы называем вежливые слова «волшебными»?
- Какие ее знаете вежливые слова? _А где уместно их применить в жизни, приведите примеры.
Попробуйте определить тему нашего урока.
Сегодня мы познакомимся с произведением В.А.Осеевой «Волшебное слово». Чему будем учиться? Закончите предложения - Познакомимся …..
- Прочитаем …..
- Проанализируем ……
-Дома я просила вас больше узнать об этом авторе. Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете. После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем. Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи. Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними. Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
| - Читают пословицы, размышляют об их содержании.
-Пословицы о доброте и вежливости. Вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше. Приводят примеры. О волшебных и вежливых словах.
Сообщения детей об авторе и его произведениях.
| Пр: осознавать значимость чтения для личного развития, ориентироваться в тексте произведения, находить нужные эпизоды, воспроизводить события Р: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; П: выделять необходимые эпизоды из текста по просьбе учителя и анализировать характеры и чувства героев; обобщать изученный материал по вопросам; К: отвечать на вопросы учителя по содержанию рассказа, обсуждать ответы на вопросы, не конфликтуя, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения. Л: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. |
4. Изучение нового материала Прогнозирование по заголовку. | – Как вы думаете, о чём будет это произведение? -А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны познакомиться с произведением, прочитаем текст (учебник на с.87) | Ответы детей, прогнозирование по заголовку текста Чтение текста. | Пр: осознавать значимость чтения для личного развития, ориентироваться в тексте произведения, находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте, уметь характеризовать героев произведения, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость» П: выделять необходимые эпизоды из текста по просьбе учителя и анализировать характеры и чувства героев; обобщать изученный материал по вопросам; К: отвечать на вопросы учителя по содержанию рассказа, обсуждать ответы на вопросы, не конфликтуя, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения. Л: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
|
5. Физминутка
|
Повторите упражнения, представленные на слайде , под музыку | Выполняют упр-я, представленные на слайде
|
6. Работа с текстом Первичное восприятие текста.
| Проверим наши предположения. -О каком волшебном слове идет речь в произведении? - Как вы понимаете то слово? Давайте откроем толковый словарь Ожегова и прочитаем значение слова «Пожалуйста» ПОЖАЛУЙСТА [лус]. 1. Выражение вежливого обращения, просьбы, согласия,ответа на благодарность. -Составьте предложение с этим словом. В произведении нам встретятся непонятные слова. - Где вы можете найти значение слов. Давайте познакомимся с ними:
Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил. Стряпать – готовить пищу. Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи. Прочитайте толкование слов. Составим модель обложки. Обсуждение по модели обложки: -Автор? - Жанр? Почему?- фигура -О ком или о чем оно?-цвет - Название? - Назовите главных героев этого рассказа? -Что случилось с Павликом? -Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился? -Почему Павлик так выглядел? - Почему у него возникло желание убежать из дома?
– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? – С бабушкой? – С братом? - Правда ли, что все обижали мальчика? Заполним таблички , что находятся на партах, каким был мальчик дл встречи со стариком. До встречи со стариком | После встречи с Волшебником | Злой |
| Назойливый |
| Непослушный |
| Обидчивый |
| Грубый |
|
Кого напоминает старик? -Обратите внимание, как надо произносить волшебное слово, чтобы оно помогло. Ещё раз перечитайте эти строчки. -Какое волшебное слово подарил старичок Павлику? -Как Павлик проверяет волшебное слово на Лене, на бабушке и на брате? -Найдите в тексте строчки, в которых говорится, как на них подействовало волшебное слово.
| Ответы детей Пожалуйста
Ответы детей
Составляют предложения со словом «пожалуйста».
В словаре
Составляют модель обложки в тетрадях. (Приложение1.)
Отвечают на вопросы, подтверждая словами текста.
Старичок, мальчик
Поссорился Красный, сердитый Плакал, кричал, ссорился Его все обижали, и ни кто не понимал.
Раздраженно Он обижался на неё. Был назойлив и злился на него, не слушался.
Заполняют таблицу
Волшебника, который знает волшебное слово Говорить его надо тихим голосом… Пожалуйста Размышляют, подтверждая словами текста, как подействовало волшебное слово на всех членов его семьи. |
7.Первичное закрепление
Игра «Корреспондент». | Понравилось ли вам произведение? Вспомните, как Павлик называл старичка? Действительно ли старичок оказался волшебником? Может ли быть слово волшебным? В чем же заключилось волшебство? Почему автор так озаглавила рассказ? - А теперь какими словами можно охарактеризовать Павлика. Заполним вторую часть таблицы. -Благодаря кому Павлик изменился? Эта встреча важная для мальчика? Изменился бы Павлик, если бы не встретил старичка? До встречи со стариком | После встречи с Волшебником | Злой | Добрый | Назойливый | Внимательный | Непослушный | Вежливый | Обидчивый | Уважительный | Грубый | Любезный |
Поиграем в игру «Корреспондент». Составим вопросы по произведению по «Ромашке», используя каждый лепесток для вопроса.
| Размышляют, отвечают на вопросы.
Заполняют таблицу.
Составлят вопросы по произведению по «Ромашке»(Приложение 2), используя каждый лепесток для вопроса.
| Пр: находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте, уметь характеризовать героев произведения, освоение социокультурной категории П: выделять необходимые эпизоды из текста по просьбе учителя и анализировать характеры и чувства героев; обобщать изученный материал по вопросам; К: отвечать на вопросы учителя по содержанию рассказа, обсуждать ответы на вопросы, не конфликтуя, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения. Л: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. |
8. Итог урока.
| Определите, какая из пословиц выражает главную мысль рассказа. Докажите . «Добрый человек добру и учит». « Под лежачий камень вода не течёт». « Волшебное слово всегда помочь готово». Какие вы можете назвать пословицы, которые выражают главную мысль нашего рассказа. - Как действуют волшебные слова на людей? -С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? - О каких человеческих качествах заставил нас задуматься автор?
- Какой урок извлекли из рассказа?
| «Добрый человек добру и учит». « Волшебное слово всегда помочь готово». Вежливость открывает все двери. Люди становятся добрее, улыбаются в ответ. Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать. Доброе отношение к людям приносит радость, рождает доброе отношение к тебе самому. | Пр: осознавать значимость чтения для личного развития, ориентироваться в тексте произведения, находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте, уметь характеризовать героев произведения, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость» Р: оценивать свою работу на уроке с помощью «таблицы самооценки»; П: выделять необходимые эпизоды из текста по просьбе учителя и анализировать характеры и чувства героев; обобщать изученный материал по вопросам; К: участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения. Л: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. |
9. Домашнее задание. | 1.Выразительно читать рассказ «Волшебное слово». 2. Пересказ произведения. 3. Составить краткий план по произведению..
| Фиксируют задание. |
10. Рефлексия | Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов и для добрых дел, творите добро. . Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу. На своих листах самооценки заполните таблицу . | Заполняют лист самооценки (Приложение 3.) |
Приложение 1. Модель обложки
| Приложение 2. «Ромашка» вопросов
|
Приложение 3. Лист самооценки Лист самооценки «Незаконченное предложение» Фамилия Имя_____________________________________________________________ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
|
1. Я научился______________________________________________________________ 2. Было интересно__________________________________________________________ 3. Узнал ценное ____________________________________________________________ 4. Было трудно_____________________________________________________________ 5. Больше всего мне понравилось_____________________________________________ 6. Особенно хорошо мне удалось_____________________________________________ 7. Могу похвалить одноклассников за то, что___________________________________ 8. Свой результат могу оценить как ___________________________________________
|