конспект урока В.Осеева Волшебное слово
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В.Осеева Волшебное слово
(конспект урока литературного чтения в 3 классе,
УМК «Гармония»)
Подготовила учитель начальных классов
МКОУ СОШ «Рамонский лицей»
п. Рамонь Рамонского района Воронежской области
Тарарыкова Татьяна Вячеславовна
Цель: создание условий для развития нравственных качеств личности при работе с художественным текстом.
Задачи:
Образовательные:
-формировать у учащихся целостное представление об основной идее произведения;
-показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
-показать, как слово влияет на поведение человека;
- закреплять умение работать с текстом;
-совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
Развивающие:
- развивать интерес к чтению;
-развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
- развивать умения планировать свою деятельность;
- развивать умение давать нравственную оценку ситуации, своему поведению и поступкам окружающих.
Воспитательные:
- способствовать нравственному воспитанию учащихся (вежливость, доброта, забота о других);
-сформировать собственную позицию поведения ребенка.
Тип занятия: урок открытия новых знаний.
Технологии: проблемно – поисковая; игровая; здоровьесберегающая; технология продуктивного чтения; работа в парах.
Материально-технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, текст произведения напечатан на листах для каждого ученика, маленькие сердечки красного и белого цветов, цветные карандаши, карточки со словами.
Мотивация учебной деятельности учащихся
СЛАЙД 1 (природа)
Здравствуйте, меня зовут Татьяна Вячеславовна. Я очень рада вас видеть. Мне бы хотелось, чтобы вы повернулись и улыбнулись друг другу.
А сейчас прислушайтесь.
Хотите увидеть того, кто с вами поздоровался? Сегодня будем создавать чудо! Для этого нужно выполнить несколько заданий. От того, КАК вы будете работать, зависит, получится создать этот образ или нет.
Актуализация знаний
Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы, придя сегодня в школу?
- Для чего вы говорили эти слова? (Чтобы сделать приятное друг другу.
Чтобы быть вежливым человеком.)
СЛАЙД 2 (лицо девочки)
Ребята, посмотрите! Ваши ДОБРЫЕ СЛОВА И УЛЫБКА сотворили чудо!
Плохой ли, хорошей рождается птица,
Ей суждено летать.
Человеку же так не годится.
Человеку мало родиться:
Им еще надо стать.
Каким должен быть человек?
-А какого человека мы называем вежливым и воспитанным?
-А как по-другому мы называем вежливые слова? (волшебными)
Возьмите цветные карандаши и впишите 4 волшебных слова в кластер так, чтобы каждое слово было разного цвета.
(индивидуальная самостоятельная работа и работа в парах )
Назовите по цепочке записанные слова. Следите за тем, чтобы они не повторялись.
СЛАЙД 3 (ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВСЕЙ ДЕВОЧКИ, ОНА УЛЫБАЕТСЯ)
Постановка учебной задачи.
У каждого из вас только 2 карандаша, как же вы справились с заданием?
(попросили у соседа)
Какое слово помогло вам попросить карандаш у товарища?
СЛАЙД 4 (ПЛАТЬЕ ДЕВОЧКИ РАСКРАШИВАЕТСЯ)
КАКОЙ ОБРАЗ У НАС СЛОЖИЛСЯ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О КАКИХ СЛОВАХ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ГОВОРИТЬ НА УРОКЕ?
Как волшебное слово влияет на поведение человека?
Может ли слово сотворить чудо и повлиять на поведение человека? Давайте проследим силу слова на примере произведения Валентины Осеевой «Волшебное слово».
СЛАЙД В. Осеева
Первичное восприятие текста.
СЛЕДИТЕ ЗА чтением.
Во время чтения наблюдайте за поведением героев.
(чтение 1 части вслух)
Назовите героев отрывка.
У меня на доске есть слова и выражения из текста, которые автор использует для описания поведения мальчика в прочитанном отрывке. Найдите их.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ДЕТЕЙ 2 СЛАЙДА (нахмуренные брови, сжатый рот, руки в кулаки)
Сердито буркнул
Сжал кулаки
Смотрел в глаза
Подпрыгнул от радости
Покосился
Засопел от обиды
Положил руку на плечо
Говорил тихим голосом
(список со словами на доске, дети по очереди выбегают и выбирают нужные карточки)
ВМЕСТО ФИЗМИНУТКИ
-Понравилось вам поведение Павлика?
ОБРАЗ КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МЫ С ВАМИ СЕЙЧАС СОТВОРИЛИ? ПОЧЕМУ?
ХОТЕЛОСЬ ЛИ ВАМ ДРУЖИТЬ С ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ?
-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
Поверните лист и начните читать самостоятельно. Как только встретите это слово, сразу поднимите руку.
2 Самостоятельное чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)
- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАК БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ СОБЫТИЯ ДАЛЬШЕ? ПОМОЖЕТ ЛИ МАЛЬЧИКУ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО?
(Выслушать предположения детей)
3 Самостоятельное чтение рассказа до конца (работа в паре).
Дочитайте рассказ до конца самостоятельно. Поработайте в парах, найдите и подчеркните в тексте ключевые слова, как менялось поведение героя после того, как он узнал волшебное слово.
Как слово изменило поведение героя? Подтвердите конкретными примерами из текста.
(читают отмеченные фразы)
А теперь давайте вместе сопоставим фразы на доске и убедимся, что герой изменился.
Например, в начале он сжал кулаки, а теперь положил руку на плечо.
Покосился… продолжите, пожалуйста, вы.
(К словам из первого столбика подбираем слова из оставшегося списка.)
(список со словами на доске, дети по очереди выбегают и выбирают нужные карточки)
ВМЕСТО ФИЗМИНУТКИ
Засопел от обиды- подпрыгнул от радости
Покосился- смотрел в глаза
Сердито буркнул- говорил тихим голосом
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.
ИЗМЕНИЛОСЬ ЧТО-ТО В ИЗОБРАЖЕНИИ ДЕВОЧКИ?
ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗЕ?
2 СЛАЙДА (нахмуренные брови, сжатый рот, руки в кулаки меняются в обратном порядке, девочка улыбается)
Почему Павлик в конце рассказа возвращается в сад?
Почему не сказал сразу?
ДЗ Вспомните дома примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо, и подготовьтесь рассказать об этом. А кто захочет, можете записать свою историю и проиллюстрировать ее.
Рефлексия
Какой образ понравился вам больше?
Если вы хотите быть добрыми и вежливыми, то поднимите КРАСНЫЕ СЕРДЕЧКИ, если еще сомневаетесь – БЕЛЫЕ.
Посмотрите на экран. У нашего образа тоже появилось красное сердечко. И она хочет вам что-то сказать. У девочки появляется сердечко.
Голос с пословицей : Доброе слово путь к сердцу открывает!
Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.
СПАСИБО ЗА УРОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...
Конспект урока. В.Осеева "Волшебное слово" 2 класс
Конспект урока. В.Осеева "Волшебное слово" 2 класс...
Конспект урока "В. Осеева «Волшебное слово»
Конспект урока "В. Осеева «Волшебное слово»...
Конспект урока В.Осеева Волшебное слово
Конспект урока В.Осеева Волшебное слово...
Конспект урока В.Осеева Волшебное слово
Конспект урока В.Осеева Волшебное слово...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....