Урок "М.Ю.Лермонтов "Дары Терека"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Разработка урока по литературному чтению по теме "М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_chteniyu_po_teme.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»».

 4 класс

Цель урока:  знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

обучающие: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»,        

    учить определять основное содержание изученного произведения, дать понятие «олицетворение», находить их в произведении;

развивающие:  развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством

прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение или чтение наизусть стихотворений Лермонтова.

3. Работа по теме.

1. Вступительная беседа.

 - Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чём оно?

2. Знакомство с произведением

(Прослушивание стихотворения в аудиозаписи)

 3. Словарная работа (презентация, фото)

Казбек -вторая по высоте гора Кавказа.

Дарьял- Дарьяльское ущелье – глубокая горная долина с отвесными непроходимыми склонами.

Валун – большой обломок горной породы (камень) , который под воздействием воды и ветра из остроугольного превращается в круглый.

Терек – река на Северном Кавказе, в переводе означает «быстрая вода», длина 623 метра. В верхнем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельями склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но приближаясь к морю Терек течёт по равнине, где становится спокойным и широким.

4. Анализ стихотворения

Прочитайте первые 4 строчки

-Как понимаете «Терек воет, дик и злобен»? ( река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создаётся впечатление, что она воет и рычит)

- С кем автор сравнивает реку? (со зверем)

-Какие эпитеты он использует? (дикий, злобный)

-Что такое увесистые громады? (горы, скалы)

- Как понимаете «Буре плач его подобен, слёзы брызгами летят»? ( грохот падающей воды как буря, капли разлетаются в разные стороны – как слёзы)

- Какие выразительные средства использует автор? ( сравнение, олицетворение)

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк? ( очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная)

Прочитайте следующие 4 строчки

- Как меняется характер реки на равнине? (становится спокойной, ласковой)

- Какие слова и выражения указывают на это? (лукавый принял вид, приветливо ласкаясь журчит)

- Что означает слово лукавый? (хитрый)

-Можно ли верить Тереку? ( он притворяется и ещё покажет свой характер)

Прочитайте следующие 4 строчки

- О чём журчит Терек старому Каспию? ( Терек впадает в Каспийское море. Он просит, чтобы оно расступилось и приняло его в свои объятия)

- С кем сравнивает автор море? ( со стариком)

Читаем последние строчки

- Где Терек берёт своё начало? ( у горы Казбек)

- С кем сравнивают облака? ( с женщиной, которая кормит ребёнка грудью)

- Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов»? ( Терек река непокорная, опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку)

- Как поняли, о чём идёт речь в следующих строчках? ( Терек принёс  в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по ущелью)

- С чем сравнивают эти камни?  ( со стадом – метафора)

- Чем является выражение «разорил Дарьял»? ( олицетворением- Терек  в образе завоевателя, который разоряет и грабит)

- Какой вывод можем сделать? (Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера)

- С какой интонацией будем читать первые 4 строчки? ( громко, сердито)

- Следующие 8строк? (хитро и ласково)

- Последние строки? ( горделиво)

5.  – В учебнике дан сокращённый вариант стихотворения. Что ещё предлагал Терек Каспию?

(прослушивание аудиозаписи)

6. Обобщение.

- Как принял старый Каспий дары Терека? ( они ему понравились)

- Какова тема этого стихотворения? ( Терек и его непостоянный характер)

- Основная мысль? ( река с непослушным характером очень опасна и никогда не покорится человеку)

7. Подведение итогов.

- Чему учились на уроке?

- Что хотел донести до нас автор?

8. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация. М.Ю.Лермонтов "Дары Терека"

План конспект урока чтения по теме "М. Ю. Лермонтов "Дары Терека"...

Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»».

Цель урока:  знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. Задачи:обучающие: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»,...

Конспект урока по литературному чтению на тему " Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Дары Терека»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе Школа России составлен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся с ОВЗ. В уроке используется технология здоровьясбережения....

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России".  Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классик...