урок литературного чтения в 4 классе "Олицетворение - прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Дары Терека"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шерстянкина Алена Владимировна
Полный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Дары Терека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lermontov.zip1007.26 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год)

Номинация: Педагогические идеи и технологии: общее среднее образование.

Название работы: разработка урока по теме «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»

Автор: Шерстянкина А.В.

Место выполнения работы: МБОУ Тунгокоченская СОШ

Урок литературного чтения  4 класс

Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.

Задачи урока: формируемые УУД

Познавательные: знакомство учащихся  со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией; развитие навыков смыслового чтения, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях);  отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; умений анализировать объекты с целью выделения признаков.

Регулятивные: развитие умений самоконтроля на основе сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы.

Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Создание положительной мотивации

Настрой на урок

Актуализация знаний

Целеполагание

Прочитать на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»»:

- «птичьим базаром»,

-хором,

- по рядам:

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

2 ряд – весело

Какой вариант прочтения стихотворения является наиболее правильным.

 Во время речевой разминки работали над стихотворением замечательного русского поэта, прозаика и драматурга.

 О каком поэте идет речь?

Определить тему урока, пользуясь учебником.

Определяем цели урока

Читают на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»

- «птичьим базаром»,

-хором ( тихо)

- по рядам:

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

2 ряд - весело

Отвечают на вопрос учителя, что вариант прочтения стихотворения с интонационным выделением существительных и местоимений более правильный.

Отвечают на вопрос. Если учащиеся затрудняются, предлагаю послушать еще несколько стихотворений М.Ю.Лермонтова.

Высказывают предположения о теме урока, пользуясь учебником. Читают название темы урока.

Называют личностно-значимые цели изучения творчества М.Ю.Лермонтова.

Знакомство с биографией поэта

Прослушав несколько стихотворений автора, вы, наверное, заметили определенную тематику его творчества. Для того, чтобы понять, почему большинство его произведений посвящены Кавказу, обратимся к биографии М.Ю.Лермонтова.

Детство Лермонтова было счастливым и несчастным одновременно. Он рано потерял мать, зато бабушка окружила его заботой и лаской. В 17 лет он потерял и отца. До 14 лет Лермонтов жил в имении Тарханы Пензенской губернии, а затем бабушка отдала его учиться в Московский благородный университетский пансион. Через 4 года (1831г.) он поступает в Московский университет. Ко времени учебы в пансионе относятся первые известные стихотворения Лермонтова, а за годы учебы в университете он написал более половины своих поэтических произведений. В 1832 году Лермонтов поступает в военное училище в Петербурге. Через 2 года после окончания училища он становится офицером Гусарского полка. После появления стихотворения «Смерть поэта» (30 января 1834г.), он стал знаменит. Стихотворение мгновенно разнеслось по Петербургу. Но стихи  попали к императору Николаю, вызвав его гнев. А 18 февраля 1837 года поэт был арестован, а поэже отправлен в действующую армию Кавказа.  Первая ссылка была недолгой, благодаря бабушке, которая вымолила прощение внуку, и вскоре Лермонтов попадает в блестящий литературный круг Петербурга. Но в феврале 1840 года его снова арестовывают из-за дуэли и отправляют воевать на Кавказ. Лермонтов навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений. Здесь вышли две его книги: поэтический сборник и роман, которые имели огромный успех.

Погиб Лермонтов на Кавказе на дуэли со своим однокашником. Ему было всего 27 лет.

Учащиеся слушают рассказ учителя, сопровождаемый показом слайдов

Словарная работа

Попробуйте объяснить значение слов, записанных на доске (Терек, дары, Казбек, Дарьял, валун)

Демонстрирую слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов:

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.

Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.

Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким.

Пытаются объяснить значение непонятных слов.

Знакомятся с правильным значением непонятных слов

Первичное восприятие стихотворения

Чтение наизусть стихотворения  М. Лермонтова «Дары Терека»

Понравилось ли стихотворение, какие чувства, эмоции оно вызвало?

Прочитайте стихотворение самостоятельно 2-3 раза

Воспринимают стихотворение, читаемое учителем.

Говорят о своих впечатлениях от услышанного стихотворения.

Читают стихотворение 2-3 раза

Чтение по строфам и анализ стихотворения

 Читаем  первые 4 строки стихотворения.

- Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»

- С кем автор сравнивает реку?

- Какие эпитеты он при этом использует?

- Что такое утесистые громады?

- Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?

- Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»

- Какие выразительные средства здесь использовал поэт?

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

Чтение следующих 4 строк:

- Как меняется характер реки на равнине?

- Какие слова и выражения указывают на это?

- Что означает слово «лукавый»?

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

- О чем же журчит Терек старому Каспию?

Прочитаем следующие 4 строки.

- Как вы поняли эти строки?

- С кем сравнивается море?

Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.

- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

- Дикий, злобный.

- Горы, скалы.

- Метафору – скрытое сравнение.

- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.

- Сравнение, олицетворение – плакать может только человек.

- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

Один ученик читает следующие 4 строки

- Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

- Хитрый.

- Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

Один ученик читает следующие 4 строки:

- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит, чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья.

Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

Прочитаем последние 8 строк стихотворения.

- Где Терек берет свое начало?

- С кем сравниваются облака?

- Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?

- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?

- Найдите метафору в этих строках.

- Чем является выражение «разорил Дарьял»?

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

- Какой вывод можем сделать о характере реки?

Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.

- Терек берет свое начало у горы Казбек.

- С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

- Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

- Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

- Куча камней сравнивается со стадом.

- Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

- Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

- Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Работа над выразительностью

- С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

- Как будем читать следующие 8 строк?

- С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

- Первые 4 строки нужно читать громко, сердито.

- Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией

- Последние 8 строк – горделиво

Итог урока

В учебнике сокращенный вариант стихотворения, и вот, что было дальше:

- Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

Чтение концовки стихотворения.

Обобщающая беседа:

-Как принял старый Каспий дары Терека?

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

- Как человек должен относиться к такой реке?

-Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

- Какой литературный прием использовал автор для передачи характера реки?

Слушают чтение учителя.

- Да, они ему понравились.

- Терек, и его непостоянный характер.

- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

- С уважением, с восхищением, с опасением.

- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

- Олицетворение, как - будто Терек – человек с непокорным характером, сам автор.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки желтого, красного и синего цвета. Поднимите ту, которая соответствует  вашему настроению, вашей работе на уроке.

Поднимают карточки, давая самооценку своей деятельности.

Домашнее задание дифференцированное (по выбору учащихся):

  1. Найти другое стихотворение Лермонтова  о Кавказе. Подготовить выразительное чтение.
  2. Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть.
  3. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Урок литературного чтения в первом классе по теме "Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».

Цели  урока:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведе...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Урок литературного чтения 2 класс: " Учимся слушать друг друга. Стихотворения о семье"

Мы будем учиться, не только выразительно читать стихи, но и внимательно слушать друг друга. За каждым столом сидит команда....

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»

Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...