урок литературного чтения в 4 классе "Олицетворение - прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Дары Терека"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov.zip | 1007.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: общее среднее образование.
Название работы: разработка урока по теме «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
Автор: Шерстянкина А.В.
Место выполнения работы: МБОУ Тунгокоченская СОШ
Урок литературного чтения 4 класс
Тема: «Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.
Задачи урока: формируемые УУД
Познавательные: знакомство учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией; развитие навыков смыслового чтения, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; умений анализировать объекты с целью выделения признаков.
Регулятивные: развитие умений самоконтроля на основе сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы.
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Создание положительной мотивации | Настрой на урок |
Актуализация знаний Целеполагание | Прочитать на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»»: - «птичьим базаром», -хором, - по рядам: 1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения, 2 ряд – весело Какой вариант прочтения стихотворения является наиболее правильным. Во время речевой разминки работали над стихотворением замечательного русского поэта, прозаика и драматурга. О каком поэте идет речь? Определить тему урока, пользуясь учебником. Определяем цели урока | Читают на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес» - «птичьим базаром», -хором ( тихо) - по рядам: 1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения, 2 ряд - весело Отвечают на вопрос учителя, что вариант прочтения стихотворения с интонационным выделением существительных и местоимений более правильный. Отвечают на вопрос. Если учащиеся затрудняются, предлагаю послушать еще несколько стихотворений М.Ю.Лермонтова. Высказывают предположения о теме урока, пользуясь учебником. Читают название темы урока. Называют личностно-значимые цели изучения творчества М.Ю.Лермонтова. |
Знакомство с биографией поэта | Прослушав несколько стихотворений автора, вы, наверное, заметили определенную тематику его творчества. Для того, чтобы понять, почему большинство его произведений посвящены Кавказу, обратимся к биографии М.Ю.Лермонтова. Детство Лермонтова было счастливым и несчастным одновременно. Он рано потерял мать, зато бабушка окружила его заботой и лаской. В 17 лет он потерял и отца. До 14 лет Лермонтов жил в имении Тарханы Пензенской губернии, а затем бабушка отдала его учиться в Московский благородный университетский пансион. Через 4 года (1831г.) он поступает в Московский университет. Ко времени учебы в пансионе относятся первые известные стихотворения Лермонтова, а за годы учебы в университете он написал более половины своих поэтических произведений. В 1832 году Лермонтов поступает в военное училище в Петербурге. Через 2 года после окончания училища он становится офицером Гусарского полка. После появления стихотворения «Смерть поэта» (30 января 1834г.), он стал знаменит. Стихотворение мгновенно разнеслось по Петербургу. Но стихи попали к императору Николаю, вызвав его гнев. А 18 февраля 1837 года поэт был арестован, а поэже отправлен в действующую армию Кавказа. Первая ссылка была недолгой, благодаря бабушке, которая вымолила прощение внуку, и вскоре Лермонтов попадает в блестящий литературный круг Петербурга. Но в феврале 1840 года его снова арестовывают из-за дуэли и отправляют воевать на Кавказ. Лермонтов навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений. Здесь вышли две его книги: поэтический сборник и роман, которые имели огромный успех. Погиб Лермонтов на Кавказе на дуэли со своим однокашником. Ему было всего 27 лет. | Учащиеся слушают рассказ учителя, сопровождаемый показом слайдов |
Словарная работа | Попробуйте объяснить значение слов, записанных на доске (Терек, дары, Казбек, Дарьял, валун) Демонстрирую слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов: Казбек – вторая по высоте гора Кавказа. Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека. Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый. Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким. | Пытаются объяснить значение непонятных слов. Знакомятся с правильным значением непонятных слов |
Первичное восприятие стихотворения | Чтение наизусть стихотворения М. Лермонтова «Дары Терека» Понравилось ли стихотворение, какие чувства, эмоции оно вызвало? Прочитайте стихотворение самостоятельно 2-3 раза | Воспринимают стихотворение, читаемое учителем. Говорят о своих впечатлениях от услышанного стихотворения. Читают стихотворение 2-3 раза |
Чтение по строфам и анализ стихотворения | Читаем первые 4 строки стихотворения. - Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…» - С кем автор сравнивает реку? - Какие эпитеты он при этом использует? - Что такое утесистые громады? - Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт? - Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…» - Какие выразительные средства здесь использовал поэт? - Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? Чтение следующих 4 строк: - Как меняется характер реки на равнине? - Какие слова и выражения указывают на это? - Что означает слово «лукавый»? - Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым? - О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки. - Как вы поняли эти строки? - С кем сравнивается море? | Один ученик читает первые 4 строки стихотворения. - Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит. - С диким, злым зверем, олицетворяет ее. - Дикий, злобный. - Горы, скалы. - Метафору – скрытое сравнение. - Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы. - Сравнение, олицетворение – плакать может только человек. - Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная. Один ученик читает следующие 4 строки - Река на равнине становится спокойной, ласковой. - Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит. - Хитрый. - Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер. Один ученик читает следующие 4 строки: - Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит, чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение. |
Прочитаем последние 8 строк стихотворения. - Где Терек берет свое начало? - С кем сравниваются облака? - Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»? - Как поняли, о чем идет речь в следующих строках? - Найдите метафору в этих строках. - Чем является выражение «разорил Дарьял»? - В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего? - Какой вывод можем сделать о характере реки? | Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения. - Терек берет свое начало у горы Казбек. - С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение. - Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку. - Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью. - Куча камней сравнивается со стадом. - Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит. - Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь. - Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера. | |
Работа над выразительностью | - С какой интонацией будем читать первые 4 строки? - Как будем читать следующие 8 строк? - С какой интонацией будем читать последние 8 строк? | - Первые 4 строки нужно читать громко, сердито. - Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией - Последние 8 строк – горделиво |
Итог урока | В учебнике сокращенный вариант стихотворения, и вот, что было дальше: - Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой. Чтение концовки стихотворения. Обобщающая беседа: -Как принял старый Каспий дары Терека? - Какова тема стихотворения? - Какова основная мысль? - Как человек должен относиться к такой реке? -Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке? - Какой литературный прием использовал автор для передачи характера реки? | Слушают чтение учителя. - Да, они ему понравились. - Терек, и его непостоянный характер. - Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку. - С уважением, с восхищением, с опасением. - Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек. - Олицетворение, как - будто Терек – человек с непокорным характером, сам автор. |
- Ребята, у вас на партах лежат карточки желтого, красного и синего цвета. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению, вашей работе на уроке. | Поднимают карточки, давая самооценку своей деятельности. | |
Домашнее задание дифференцированное (по выбору учащихся): |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"
Технология формирования типа правильной читательской деятельности...
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...
Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».
Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»». Урок литературного чтения....
Урок литературного чтения в первом классе по теме "Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».
Цели урока:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведе...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...
Урок литературного чтения 2 класс: " Учимся слушать друг друга. Стихотворения о семье"
Мы будем учиться, не только выразительно читать стихи, но и внимательно слушать друг друга. За каждым столом сидит команда....
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»
Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...