Конспект урока по литературному чтению на тему " Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Дары Терека»
методическая разработка по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе Школа России составлен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся с ОВЗ. В уроке используется технология здоровьясбережения.Дети выполняют различные задания,работают по этапно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000c0b37-f5260a92.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА УРОКА
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Тема: Михаила Юрьевича Лермонтова. «Дары Терека»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, со стихотворением «Дары Терека».
Задачи урока:
Образовательные: Отрабатывать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;
Развивающие: Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к художественному произведению, любовь к чтению, к книге.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: |
ПРЕДМЕТНЫЕ: Прогнозировать содержание произведения, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Умение ориентироваться в учебной и художественной книге, умение работать с текстом. РЕГУЛЯТИВНЫЕ – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
|
Средство обучения: учебник, презентация.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||
| |||
- Здравствуйте, ребята. Прочитайте слова, которые сказал великий чешский педагог Ян Амос Коменский «Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве», и объясните, что он хотел сказать нам? СЛАЙД 1. - Хорошо, постарайтесь сегодня стать более образованными и грамотными. | Приветствуют учителя. Высказывают свое мнение. | ||
2. Актуализация знаний. | |||
- Какой раздел вы закончили на прошлом уроке? - Давайте проверим ваши знания об этом разделе. Ответьте на вопросы. - Где родился Пушкин? (В Москве) - Когда он родился? (6 июня 1799г.) - Как звали бабушку Пушкина? (Мария Алексеевна) - Давайте проверим ваши знания произведений Пушкина. - Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей). - Как называется сказка героем которой он является? - У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей) - Как богатыри называли царевну? (Милая сестрица) - Почему? - К кому обращался королевич Елисей за помощью? (К солнцу, месяцу, ветру) - О чем это говорит? - Где братья «похоронили» молодую царевну? (Понесли в пустую гору) - Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года). - О какой сказке идет речь? - Сколько раз старик закидывал невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза). - Что поймал старик в первый и во второй раз? (В 1-й раз – тину, а во 2-й – морскую траву) - Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «жадность», «лошадь», « печка», «работа», «оброк», «море», «веревка», «наказание». («Сказка о попе и работнике его Балде») - За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (В год за 3 щелчка по лбу) - С кого поп велел собрать недоимки за 3 года? - Какой предмет помог Балде собрать оброк у чертей? (Веревка) - Узнайте сказку по следующим словам: «рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатер», «Шамаханская царица», «звездочет», «петушок». («Сказка о золотом петушке») - Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет) - Где сидел петушок охраняя границы государства? (На спице) - Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою) - Теперь узнайте сказку по рисунку. - Кораблик. СЛАЙД 2. («Сказка о царе Салтане…») - Зеркало. СЛАЙД 3. («Сказка о мертвой царевне…») - Яблоко. СЛАЙД 4. («Сказка о мертвой царевне…») - Зайчонок. СЛАЙД 5. («Сказка о попе и о работнике его Балде») - Лебедь. СЛАЙД 6. («Сказка о царе Салтане…») - Корыто. СЛАЙД 7. («Сказка о рыбаке и рыбке») | Анализируют деятельность на прошлом уроке. Отвечают на вопросы учителя о биографии Пушкина. Отвечают на вопросы учителя о произведениях Пушкина. Синтезируют знания о сказке «Сказка о попе и работнике его Балде». Синтезируют знания о сказке «Сказка о золотом петушке». Рассматривают картинки, синтезируют знания. | ||
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. | |||
- На доске выложены буквы: ИМХАЛИ ЧИВЬЮРЕ ВЛОЕТРМНО. - Составьте из этих букв фамилию, имя и отчество писателя. (Михаил Юрьевич Лермонтов) - Как выдумаете, почему именно это имя звучит у нас на уроке? - Мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством писателя. - Поставьте задачи для себя на этот урок. - Откройте учебник на с. 92-93. Рассмотрите фотографии и иллюстрации. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче? - В январе 1837г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть Поэта» - скорбное, гневное и обличительное. Погиб Поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой… В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам. Так началась всенародная слава М.И. Лермонтова. Впервые М.И. Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества. - Прочитайте в учебнике на с. 94-95 статью о детстве писателя. Чтение по одному предложению. - Просмотрите еще раз текст и составьте вопросы для своих одноклассников. Физкультминутка. Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. 2 – нагнулись до земли И не раз, раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора. - Прочитайте на с.96 название стихотворение, которое мы будем изучать. - Кто знает, что такое Терек? - Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и широкой. СЛАЙД 8 - Как вы думаете, о чем это стихотворение? - Сейчас вы будете слушать стихотворение и следить по тексту учебника во время прослушивания. | Синтезируют информацию, данную учителем. Постановка цели урока. Постановка задач урока. Работа с учебником. Внимательно слушают рассказ учителя. Работают по учебнику. Чтение текста. Анализ информации. Составление вопросов по тексту. Выполнение физкультминутки. Размышление над вопросом учителя. Рассуждают над содержанием стихотворения. Внимательно следят по учебнику. | ||
4.Первичное закрепление во внешней речи. | |||
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? - Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова? - Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении? - Объясните значение выражения «утесистые громады». ( Горы, скалы) - Какое средство выразительности использует поэт? (Метафору – скрытое сравнение) - Что такое Каспий? (Каспийское море) - Как вы понимаете выражение «буре плачь его подобен, слезы брызгами летят»?(Грохот падающей воды сравним с брей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы) - Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение олицетворение – плакать может только человек) - Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная) - Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой) - Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав) - Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака?(С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение) | Анализируют свои чувства после прочтения. Воображают картину стихотворения. Отвечают на вопросы учителя. Проводят словарную работу. Проводят анализ стихотворения. Словарная работа. | ||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. | |||
-Теперь прочитайте стихотворение про себя. - Прочтем стихотворение по предложению. - Сейчас попробуем прочитать стихотворение выразительно полностью. Кто хочет попробовать? | Выразительное прочтение стихотворения. | ||
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | |||
- Как называлось стихотворение, которое сделало Лермонтова знаменитым? - Кому было посвящено? - В чем заключался смысл стихотворения «Дары Терека»? - Что мы нового узнали из стихотворения? | Размышляют над вопросами учителя. | ||
7. Рефлексия учебной деятельности. | |||
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? - За что бы вы себя похвалили сегодня? - Как вы считаете, вы добились того что планировали в начале урока? - Спасибо за урок, до свидания! | Анализируют свою деятельность на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворение И. Сурикова «Детство»
Данный конспект урока разработан по учебнику О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол "Литературное чтение" для 2-го класса....
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....
Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.
Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Внеклассное чтение. .Конкурс стихотворений о весне.
Внеклассное чтение. .Конкурс стихотворений о весне....
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится" 2 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климаноа,В.Г.Горецкий 2 клас 2ч. на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится"...