Урок - презентация. М.Ю.Лермонтов "Дары Терека"
тест по русскому языку (3 класс) по теме
План конспект урока чтения по теме "М. Ю. Лермонтов "Дары Терека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План конспект урока | 76.18 КБ |
детство поэта | 2.68 МБ |
выступление | 30.46 КБ |
русский язык 3 класс | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Педагог Юсупова Чулпан Гомаровна
Предмет литературное чтение Класс 4 Д
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»
Характеристика класса. В классе 24 учащихся 11 девочек, 13 мальчиков. Большинство детей обладают хорошей работоспособностью и успеваемостью. В классе 10 хорошистов. Неуспевающих нет. Уровень учебной мотивации у большинства ребят класса средний, высокий у двух учащихся, еще у двоих учащихся низкий уровень
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: 1) учебник «Литературное чтение». 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; 2) компьютер, проектор, слайдовая презентация; 3) физическая карта России.
Подготовка: учащиеся готовят наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова по рекомендации учителя, оформляется выставка книг из семейной и школьной библиотек.
Ход урока
Родился великий русский поэт в Москве 15 октября 1814 года, но раннее детство провел в имении своей бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны в Тарханах Пензенской губернии. Бабушка заменила ему мать, рано умершую от чахотки.
Сам М.Ю.Лермонтов рос ребенком слабым и болезненным. Он рано начал говорить, а вот ходить стал только к 4 годам. Получил превосходное домашнее образование: изучал иностранные языки, музицировал, рисовал. Учился в благородном пансионе при Московском университете, затем поступил и в университет. В пансионе он впервые осознал себя поэтом. Он ищет новые стихотворные формы, точные слова, новые размеры.
(Стихотворение «Нищий» читает наизусть Улыбин Олег) За годы обучения в пансионе и университете появляются замечательные ранние стихотворения. Одно из них «Парус». ( читает наизусть Кошель Роман) После Москвы поэт переехал вместе с бабушкой в Петербург и поступил в Школу гвардейских прапорщиков. Стихи Лермонтова волновали читателей. Царь видел в произведениях поэта призыв к революции. Поэтому отправил Лермонтова на Кавказ , где шла война с горцами. Царь , посылая под пули, надеялся, что поэт не вернется в столицу
Лермонтов не боялся бросить в лицо царской власти вызывающие слова. Поэтому « по велению царя» его ссылали на Кавказ дважды, туда где шли бои с горцами. Во время второй ссылки поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории Чечни и Дагестана. Рассказывая о сражении у реки Валерик, поэт показывает свои переживания . Горцы, к которым Лермонтов относился с уважением , и русские солдаты вынуждены убивать друг друга вместо того, чтобы жить в братстве. Еще в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдает за природой. Поэзия Лермонтова нашла отражение в различных видах искусства. На стихи Лермонтова композиторы Чайковский, Рахманинов, Лист и др. писали музыку.
Художник И.И.Шишкин написал картину, которая называется «На севере диком стоит одиноко…» На высоком утесе в морозную лунную ночь изображен образ сосны. Апрель 1840 г. Лермонтова провожали друзья в ссылку на Кавказ. Растроганный вниманием к себе, Лермонтов , стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, писал стихотворение. Свои последние стихи Лермонтов написал на Кавказе в небольшой книжечке с кожаным переплетом. Заключительным в этой тетради оказалось стихотворение « Пророк» - о горестной судьбе поэта, непонятного и гонимого людьми. Трагическая дуэль оборвала жизнь поэта . 15 июля 1841 года около 5-ти часов вечера разразилась ужасная буря с молнией и громом. В это самое время , между горами Машукою и Бештау, скончался Лермонтов. Ушел из жизни еще один великий поэт России, которому было всего 27 лет. Много времени прошло с того трагического события. Лермонтов прожил короткую жизнь. Но как много он оставил после себя! О популярности лермонтовских стихов говорит следующая цифра: «Казачья колыбельная песня» была положена на музыку 31 раз.
-й класс. Знакомство учащихся четвертого класса с поэзией Лермонтова начинается произведением «Бородино». Учитель останавливается на основных этапах жизни поэта, вводит школьников в атмосферу того времени, подчеркивает значимость лермонтовской поэзии для всей русской культуры.
В процессе беседы можно показать автопортрет писателя или портреты работы П. Заболотского. На одном из них Лермонтов изображен в гусарском мундире, на другом — в штатском костюме. Хорошо прочитать отрывок из «Литературных воспоминаний» И. Панаева: «Наружность Лермонтова была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он долго смотрел».
Рекомендуем показать ребятам портреты Лермонтова в раннем детстве работы неизвестных художников, портреты его родителей, бабушки Е. Арсеньевой — воспитательницы будущего поэта. Детские годы Лермонтова прошли в селе Тарханах, где царила обстановка типичного крепостного быта. Есть репродукции с картины Н. Гарднера «Тарханы. Общий вид усадьбы», литография «Тарханы. Вид дома и домовой церкви», гравюры XIX в. «Посиделки», «Расправа в девичьей», которые дополнят рассказ учителя о жизни деревенских помещиков той поры.
С детских лет будущий поэт слышал о неурожаях, рекрутчине, о тяжелой доле крепостных крестьян. У тархановских крестьян он учился русской народной речи, слышал песни и предания об Иване Грозном, Разине, Пугачеве, рассказы «Про день Бородина», об Отечественной войне 1812 г.
В Пензенской, Симбирской, Нижегородской губерниях вспыхивали крестьянские волнения. Пришла весть и в Тарханы о восстании 14 декабря в Петербурге на Сенатской площади. Два брата бабушки Дмитрий и Аркадий Столыпины были дружны с руководителями заговора (в частности с П. Пестелем) и разделяли идеи декабристов. Лермонтову тогда было одиннадцать лет, по-настоящему он оценил эти события позже, но и тогда ему были хорошо знакомы имена П. Пестеля, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, А. Грибоедова. Желательно показать акварель К. Кольмана (1830-е годы), «Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года».
Бабушка трижды возила маленького Лермонтова на кавказские воды, так как он был слаб здоровьем.
Эти далекие поездки на лошадях через всю Россию, величественная природа Кавказа, рассказы о набегах черкесов на казачьи станицы, о битвах с горцами, кавказских пленниках — все это обогащало детское воображение будущего поэта и в какой-то мере определило содержание его отроческой поэзии, рисунков. Детские акварели Лермонтова: «М. Л. год 1825. 13 июня на горячих водах», «Отряд древних воинов» и более поздние «Военно-грузинская дорога», «Тифлис» интересны не только содержанием, но и формой — меткостью рисунка, сочностью красок.
Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Из стен этого пансиона вышли такие писатели, как Д. Фонвизин, В. Жуковский, А. Грибоедов. Среди воспитанников пансиона было немало будущих декабристов, в том числе П. Каховский.
В пансионе раскрылись разносторонние дарования поэта. В часы, свободные от занятий, он совершал длительные прогулки по Москве. В городе еще видны были следы Отечественной войны. Любовь к Москве Лермонтов пронес через всю свою недолгую жизнь. Эта тема звучит в поэме «Сашка»
Москва, Москва... люблю тебя как сын,
Как русский,— сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль зубчатый, безмятежный...
и в стихотворениях «Два великана», «Бородино».
При чтении стихотворений Лермонтова или отрывков из поэмы рекомендуем показать учащимся виды старой Mocквы, репродукции с картин Ф. Алексеева («Москва — Красная площадь», «Вид Московского Кремля и Каменного моста»), акварель Б. Земенкова «Московский университетский Благородный пансион».
В университетском пансионе существовал культ декабристов, создавались тайные кружки, где читали «вольнодумные» стихи Пушкина, К. Рылеева, свои собственные произведения. Уже ранние стихи Лермонтова свидетельствуют о его стремлении к борьбе с тиранией («О, полно извинять разврат!»), в них возникает образ поэта-гражданина, поэта-пророка.
Вольнолюбивые и независимые настроения учащихся Московского Благородного пансиона не нравились царскому правительству. В 1830 г. Николай I «высочайшим указом» преобразовал пансион в гимназию. Молодой Лермонтов решил готовиться в Московский университет. В университете одновременно с ним учились В. Белинский, А. Герцен, И. Гончаров. Лермонтов близко знаком с ними не был, но он. жил теми же интересами, общался с той же студенческой средой. Учитель может показать учащимся портреты передовых людей России, многие из которых были питомцами Московского университета, объяснив, что это были за люди и какую роль они сыграли в истории русского освободительного движения.
Через два года Лермонтов уезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г. он, был произведен в офицеры (есть его портрет в военном мундире) и назначен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Все это время он продолжает писать поэтические, прозаические произведения («Маскарад», «Княгиня Литовская»).
В день смерти Пушкина Лермонтов создает одно из лучших своих произведений «Смерть поэта», за которое был сослан на Кавказ. В мае 1837 г. было опубликовано его стихотворение «Бородино».
Перед тем как ознакомить с ним учащихся, учитель кратко рассказывает о бородинском сражении, показывает портреты прославленных русских полководцев М. Кутузова, М. Барклая-де-Толли, П. Багратиона, портрет французского императора Наполеона, гравюру XIX века, где изображен памятник на поле Бородинского сражения, фотопанораму Московского Кремля. Этот рассказ хорошо связать с событиями Великой Отечественной войны 1941 г. Известен эпизод о том, как перед началом двухмесячного сражения за Москву в музей на Бородинском поле приехал командир одной из дивизий и написал в книге посещений: «Приехали Бородинское поле защищать» и процитировал строки из стихотворения Лермонтова.
Стихотворение «Бородино» рекомендуем прослушать в грамзаписи в исполнении мастеров художественного слова, затем рассказать об истории его создания. Лермонтов с детских лет слышал рассказы его родных, тархановских крестьян — участников боев на Бородинском поле, об Отечественной войне, видел в 1819 году разрушенные и обгоревшие здания, орудия, отбитые у французов,— все это послужило источником первых представлений поэта об Отечественной войне 1812 г. Можно показать рисунки М. Лермонтова из юнкерской тетради 1832—1834 гг. «Бородино», «Схватка французских кирасиров с конно-егерями».
Прослушав стихотворение (в грамзаписи или прочитанное учителем наизусть), учащиеся читают его по частям, выясняют непонятные слова и выражения, затем анализируют произведение (характеристика старого солдата, идейный смысл стихотворения, его художественные особенности), составляют план для самостоятельной работы над произведением.
Не вдаваясь в подробный анализ стихотворения, обращаем внимание учителя на его идейный смысл и форму раскрытия. Это живой, непосредственный рассказ простого солдата о победе русского народа над врагом. В его образе поэт раскрывает великое чувство патриотизма, сущность которого необходимо объяснить учащимся.
В тексте же стихотворения ученики сами найдут строчки, раскрывающие героизм, величие духа всего русского народа, готовность защищать свое отечество. Об этом старый солдат говорит, объединяя под местоимением «мы» всех русских солдат, готовых отдать свою жизнь за родину:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Глубже раскрыть смысл стихотворения помогут репродукции с картин Д. Шмаринова «Бородинский бой», В. Верещагина «Конец Бородинского боя». Помимо этого, иллюстрации М. Зичи, В. Заля, А. Кондратьева, рисунки Р. Жуковского, тонко и метко воспроизводящие в графике лермонтовский текст, дадут учащимся зримое и конкретное представление об участниках Бородинского сражения.
При подведении итогов по изучению стихотворения «Бородино» желательно продемонстрировать цветной фильм одноименного названия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М. Ю. Лермонтов в детстве
Автопортрет
Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта
Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта
Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта
Памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске. История создания. Главный арендатор Кавказских Минеральных Вод А.М. Байков на имя начальника Главного управления наместника Кавказа А.П.Николаи подал докладную записку, где, в частности, отмечал: «В Пятигорске все напоминает Лермонтова. Там он написал свои лучшие сочинения и там кончил свою жизнь. Лермонтов – поэт Кавказа, и увековечить его память нужно в Пятигорске». 23 июля 1871 года Высочайше было разрешено сооружение памятника. 18 лет собирались народные пожертвования на его строительство, 16 августа 1889 г Состоялось открытие памятника.
Последний приют поэта
Место дуэли М.Ю. Лермонтова В Машукском лесу, на небольшой поляне 15 июля 1915 года был открыт памятник по проекту скульптора Б.М.Микешина. Ограда из столбиков, напоминающих пули и соединенных цепями, с каменными фигурами грифов была сооружена по проекту скульпторов А.А. Дитриха и В.В. Козлова. Именно здесь разыгралась трагедия 15 (28) июля 1841 года.
«ОСЕНЬ» Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит меж цветов Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит.
В этом стихотворении поэт описывает всю прелесть осени. Читая это произведение, ярко себе представляешь, о чём говорит поэт. Медленно кружась в воздухе, падают с деревьев пожелтевшие лёгкие листья. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. На фоне елового леса видны яркие краски деревьев. Ещё цветут поздние осенние цветы. Спокойно и хорошо в осеннем лесу. Люди уже закончили свою работу на полях. Животные и птицы тоже замолкают. Кажется, что вот медведь пошёл в свою берлогу готовиться к спячке. Готовятся к отлёту певчие птицы в тёплые края. Все ждут наступления зимы. Красива и печальна осенняя природа. Не хочется прощаться с золотыми осенними днями. Всю эту красоту Михаил Юрьевич Лермонтов отразил в своём стихотворении.
В произведениях Михаила Лермонтова постоянно присутствует тема Кавказа, его природы, обычаев и характеров местных жителей. Впервые Кавказ поразил мальчика еще в детстве. К тому же, на Кавказе Лермонтов впервые ощутил чувство влюбленности. Первая любовь, слившаяся с глубокими впечатлениями от Кавказа, оставила в душе Лермонтова неизгладимые впечатления, отразившиеся на его литературном творчестве
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №171» Советского района г. Казани
Выступление на тему:
Диалоговая компетентность
в профессиональном развитии
учителя начальных классов
Выполнила
учитель начальных классов
Юсупова Чулпан Гомаровна
Казань, 2012.
Актуальность использования диалогов и дискуссий как форм организаций учебной деятельности младших школьников.
В последнее время в педагогике большое внимание уделяется диалогу, что объясняется потребностями и запросами современного этапа модернизации российского образования. Проблема общения и диалога между людьми имеет большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально личностного развития ребенка. Однако в массовой педагогической практике учебная деятельность младших школьников остается сферой, в которой не допускается общение и сотрудничество со сверстниками. Это еще раз подтверждает, что в ходе учебного процесса дети должны контактировать не только непосредственно с учителем, но и друг с другом. Форму совместной деятельности на уроке необходимо сделать содержанием образования каждого ребенка. Программы и организация процесса познания должны строиться так, чтобы наталкивать учащихся на догадки, давать возможность обозначить «зону поиска» и в ходе обсуждения находить решение. Для этого можно использовать такие формы организации учебной деятельности младших школьников, как диалоги и дискуссии.
Требования, регулирующие деятельность педагога.
Однако учебная дискуссия менее всего применяется в начальной школе, что обусловлено недостаточной разработанностью соответствующего методического обеспечения. Организация дискуссионного общения детей на уроке возможна, если педагог будет руководствоваться рядом требований, регулирующих его деятельность.
Одним из главных является требование коммуникативного контакта, причем коммуникацию мы рассматриваем как процесс установления и развития контактов между учащимися в совместной деятельности, обмен информацией, восприятие и понимание партнеров по общению.
Организуя коммуникативный контакт между учащимися, учитель должен поддерживать у них уверенность в своих силах, давать всем желающим возможность высказать различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, а также одобрять первые попытки участия в учебной дискуссии. Те, кто нуждается в помощи, должны иметь возможность воспользоваться ею. А младшим школьникам, проявляющим агрессию по отношению к товарищам, следует разъяснить необходимость выслушать мнение всех ребят и для избежания конфликтов в дальнейшей совместной работе выработать общее мнение по обсуждаемому вопросу. Соблюдение этих условий стимулирует ребенка к рассуждениям, самостоятельному мышлению, отстаиванию
своей точки зрения.
Покажем на конкретном примере, как теоретические рассуждения младших школьников были включены в основное обсуждение на уроке в ходе работы со словами. Каждый из учащихся представлял себя учителем и пытался определить, как будет действовать ребенок, чтобы не допустить ошибки, т.е. какие правила будет применять. Обсуждение учебного задания велось
учащимися с позиции воображаемых учеников, которые должны записать предлагаемое слово с опорой на полученный запас знаний.
Воспроизведем фрагмент урока в 3-м классе. Таня – «слабая» ученица, работала с двумя более «сильными» и активными учениками. Ребята сами распределились так: Рита – 1_й класс, Таня – 2_й класс, Дима – 3_й класс.
Рита: Чур, я буду слова читать.
Таня: Нет, нет, я, Риточка!
Рита: Давай будем читать по очереди. (Глядя на недовольное лицо Тани, тут же добавляет:) Ну ладно, читай ты.
Таня (читает): Уголь. Это мое слово, так как второклассники уже прошли правило: мягкий знак на конце слова (ребята соглашаются с ней, и Таня записывает слово в свою тетрадь. Читает следующее слово:) Знаю.
Рита: А это мое слово!
Таня: Попробуй доказать.
Рита: Не напишут же дети зною. (Рита записывает слово.)
Таня: Служим. (Смотрит на Диму.)
Дима: Это не мое слово, оно для четвертого класса.
Таня: Тогда мое, ведь они уже изучили жи_ши. (Таня произносит это очень уверенно, и Дима ей сначала уступает.
Дима: Нет, я перепутал (и после поддержки учителя доказал, что Таня ошиблась).
Таня: А_а, да, да, да! Здесь жи стоит в окончании слова.
Дима: Конечно, _им,_ем – это окончания.
Таня: Хорошо, ты прав, Дима. (Читает следующее слово:) Больше.
Рита: Это мое слово. Первоклассники смогут его написать. Ведь они уже изучили мягкий знак на конце и в середине слова.
Таня (помня свои ошибки): А мне кажется, что нет. Они же окончания не знают: больши –больше и т.д.
В процессе учебной деятельности выявилась необходимость использования в работе учителя требования учебного взаимодействия, которое мы понимаем как «проявление сотрудничества в форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общения» (Зимняя, 2000).
Одной из важнейших характеристик сотрудничества учащихся в процессе обучения является его автономность от деятельности педагога. Наблюдения показали, что замечания и оценки учителя младший школьник воспринимает тревожно и беспокойно, часто это заставляет ребенка волноваться на уроке. Можно считать, что экспериментальная модель оказалась эффективной, поскольку ребята, получавшие такие замечания от одноклассников, успешно справлялись не только с текущими заданиями на уроках, но и с контрольными работами, показывая более высокие результаты, чем учащиеся, вступавшие в учебное взаимодействие только с учителем.
Здесь важно уточнить, что учебное взаимодействие проявляется прежде всего в интеллектуальной активности младших школьников: поступление информации и обмен ею, выдвижение гипотез, формирование своей точки зрения, обсуждение заданной проблемы, а также проявление поведенческой активности учащихся и установление связей между партнерами по общению. Разумеется, общение и совместная деятельность укрепляют в младших школьниках чувство самостоятельности, независимости, равноправия, учат их принимать во внимание точку зрения сверстника, координировать его действия со своими и находить общий язык с партнером по общению.
Например, учитель рисует на доске несколько схем слов и просит придумать к ним слова. Эта работа должна быть организована в парах – тогда учащиеся имеют возможность проверить друг друга и убедиться, что задание выполнено верно. В результате такого учебного взаимодействия на уроках уже не наблюдалось ответов, несоответствующих схемам. Однако вовремя выполнения этого задания в классе возникали мимолетные эмоциональные всплески, вызванные желанием детей быстрее озвучит результат. Нередко приходилось слышать: «Не торопись, надо еще раз проверить!» Важно, чтобы дети поняли, что совместно выполненную работу надо тщательно проверять, так как мнение одноклассника может быть и ошибочным.
Требование группового обсуждения мы понимаем как средство положительного влияния на результат учебной деятельности учащихся, способ регулирования их межличностного взаимодействия и развития рефлексии.
Хороший эффект дает использование групповой работы на уроке. «Слабым» ученикам следует разъяснить, что им необходимо участвовать в групповом обсуждении, чтобы преодолеть в себе стеснение и робость, а также напомнить, что любая точка зрения, даже на первый взгляд и неудачная, может содержать подсказку к решению проблемы. В такой ситуации учитель старается внимательно наблюдать за учебным взаимодействием младших школьников с тем. Чтобы находить и выделять самые удачные, а в некоторых случаях и конфликтные совместные действия учеников. По просьбе учителя некоторые группы, построившие свою работу наиболее успешно, демонстрируют ее всему классу. Также выслушиваются мнения детей об удачных моментах в работе группы и о том, что бы им хотелось использовать в собственной работе. Педагог, комментируя итоги групповой работы, акцентирует внимание детей на более продуктивных ее особенностях, чтобы они могли применить это в своей деятельности. Так постепенно создаются условия для применения наиболее удачных способов взаимодействия учащихся на уроке.
Наблюдения показали, что ребятам в классе лучше предлагать несколько вариантов соорганизации, позволяя каждой группе использовать наиболее удобную форму совместной деятельности. Так, например, работая над составлением предложения по схеме, одни группы работают «хором»: дети вместе произносят слово и берут нужную карточку, затем – второе слово и т.д., вместе проверяют выполненное задание. Другие делят работу по частям: один ученик подбирает первое слово и карточку, затем дети обсуждают это, потом другой подбирает следующее слово и т.д. Третьи делят работу на этапы: один находит слово, другой ставит карточку и наоборот, в конце работы дети обсуждают и проверяют задание. В результате такой деятельности учащиеся могут использовать и несколько вариантов совместной работы. Помощь учителя здесь выражается в том, что он фиксирует наиболее приемлемые стили работы, предлагает их для общего ознакомления, обсуждения, а также нахождения самых удачных способов совместной деятельности.
Мы выявили, что особенно благотворное влияние групповая работа оказывает на отношение «слабых» учащихся к учебной деятельности. Их поведение и активность на уроке значительно меняются: дети обретают уверенность в себе, между учащимися устанавливаются доброжелательные взаимоотношения.
В результате выявилась необходимость применения требования сотрудничества, следование которому позволило активизировать учебно - познавательную мотивацию младших школьников.
Под сотрудничеством мы понимаем совместную деятельность его участников в учебном процессе, в результате которой отношения между педагогом и учащимися изменяются, преобразуясь в равноправные.
В учебной деятельности сотрудничество младших школьников открывает перед учителем возможность управлять формированием их межличностных отношений: расширять контакты учащихся, включать в группы других детей, создавать новые группы. При организации совместной работы учащихся их деятельность наполняется ценностно_смысловым содержанием, углубляются мотивы учения, формируется положительное отношение к умственному труду.
В ходе наших наблюдений выяснилось, что обращение детей к учителю в процессе сотрудничества происходит в основном, если они не могут скоординировать уже сформулированные точки зрения, т.е. в результате разногласий. Характер обращений к учителю был таким: «Он считает, что…, а я считаю, что… Кто же из нас прав?»
Польза учебного сотрудничества для воспитания терпимости, сдержанности и корректности по отношению к сверстникам особенно наглядно проявляется в формировании групп детей с разными темпами работы.
В такой группе быстрый и непоседливый ученик назначается контролером за действиями своего медлительного товарища. Первый ученик назначается контролером за действиями своего медлительного товарища. Полезно бывает объединить вместе детей упрямых, привыкших настаивать на своем мнении. Именно столкновения между ними помогут детям увидеть свои недостатки, тренировать свою волю и сдержанность, а также приобрести необходимый опыт терпимости. Подобные конфликты можно превратить и в сильное средство воспитания. Так, некоторые ребята часто жалуются на плохой почерк своего соседа: «Ну и каракули, ничего не понятно!» Для таких детей толчком к исправлению почерка послужила беседа с учителем, который объяснил ребятам, что писать красиво нужно для того, чтобы товарищам было легче работать с ними на уроках. Результат этого разговора превзошел все ожидания: впредь ребята старались следить за своим почерком и всегда писать красиво и аккуратно.
Последовательное обучение сотрудничеству является важным и эффективным средством формирования у младших школьников учебной самостоятельности, инициативы, групповой солидарности, сплоченности, ответственности, что повышает эффективность урока в целом, а также усиливает его воспитательное воздействие.
Все выделенные нами требования использования учебной дискуссии тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и служат ориентиром не только для подготовки будущего педагога, но и для профессионального роста и саморазвития учителя начальных классов.
.
Предварительный просмотр:
Безударные гласные.
Контрольная работа №1.
Вставь попущенную орфограмму. Выдели корень.
В…ршина, вдв…ем, ч…рника, т…хонько, т…мнеть, кр…снеть, р…дной, п…стреть, п…л…мощница, пл…сунья, ст…льной, см…льчак, к…тались,д…бро, ж…лток, г…ворить, хв…лить, бор…да, пот…хоньку, в…дичка, защ…щает, п…ро, н…чевать, зв…риный, зам…нять, б…ец, н…сти, пл…хой,в…черний, гр…бной, л…тать, д…ма, в…ликан, зв…зда, пл…та, зар…дил, л…сток, т…шина, т…лпа, пл…тил, прод…вать, т…пить, см…шной, л…шадка, м…ховой, уд…вление, ст…кло, пос…лила, к…лючий. В…дро, п…сьмо, оз…ро, сл…за, к…лечко, з…рно, л…нивый, стр…ла, в…зет, с…стра, оп…здать, л…денец, заб…влял, тв…им, в…днелись, выт…нул осл…бел, с…режки, м…довый, х…телось, ст…рушка, кл…новый, л…бедушка, м…рской, см…треть, уч…ник, г…лосок, н…чная, ст…ять, д…лететь, б…жать, л…мать, св…и, п…сать, п…лить, прин…сить, стр…ительство, пом…гать, разг…варивать, стр…лять, ст…рожить.
Мал з…лотник, да д..рог.
Гл…за б…ятся, руки д…лают.
Без т…рпения нет ум…нья.
Контрольная работа №2.
Вставь пропущенные орфограммы. Выдели корень.
Р..дная стр…на, в…сокая г…ра, кр…тая ск…ла, х…лодная в..да, лисья н..ра, з…леная тр…ва, ш…рокая р…ка, м…розная з…ма, кирп…чная ст…на, г…рячая пл…та, д…рогая ц…на, д…лекая зв…зда.
Вьет гн…здо. Разбили ст…кло. Л..тит за медом пч…ла.С г..ры в..дна вся местность. На ск…ле р…стет сосна. Вот идет в…сокая в…лна.
Пришла з…ма. Сн…га п…крыли п…ля, л..са. На сн..гу сл..ды. Ох..тник убил в л.. су рыжую л..су.
Пок…залсь яркое сол..це. П..стух за…грал в р..жок. П..ля забл…стели р…сой. На лугу зап…стрели цв…ты. З..л..тится посп..вающая рожь. Хоч…тся по у..кой тр…пинке спуститься к р..ке и искупаться.
Контрольная работа №3.
Спиши, выбирая нужную орфограмму. Выдели корень.
За гр(и, е)бами, на пл(и,е)те, просл(е,и)дить, м(я,и)чи, объ(я,е)вление, ц(ы,и)плята, осв(е,и)тить, л(и,е)са, м(е,и)дведь, в ст(е,и)пи, в л(е,и)су, ч(и,е)жи, уд(и,е)вляться, погл(я,и,е)деть, т(я,и,е)желый, на р(е,и)ке, с(и,е)стре, осл(е,и)пительный в ст(е,и)кло, в гр(я,и,е)зи, в гн(е,и)зде, тиш(ы,и)на, б(е,и)леет, объ(я,е)вился, пон(я,и,е)л, за(е.я)вить, про(я,е)снилось.
За гл(а,о)зами, в тр(а,о)ве, хв(а,о)стунишка, ж(а,е,и)еть, л(е,и)сник, ст(о,а)ял, д(а,о)леко, в стр(а,о)не, ст(а,о)рик, ш(а,о)лить, кр(а,о)сивый, под(а,о)рить, с(а,о)довник, м(а,о)лыш, н(о,а)сил, хв(а,о)лить, к(оа)рмила, пок(о,а)ряться, посм(о,а)три, охр(а,о)няют, к(а,о)таюсь, зап(е,и)стрели, пок(а,о)залось, р(о,а)сой, по тр(о,а)пинке, д(о,а)роги, г(о,а)лубой, зам(о,а)розить, пр(и,е)ходите, с к(а,о)рзиной.
Контрольная работа №4.
Стр(е,и)ла, к(а,о)тались, д(о,а)бро, в(о,а)дичка, т(а,о)щить, л(е,и)тать, выт(я,и,е)нул, л(е,и)нивый, б(о,)ец, ч(и,е)сло, д(о,а)ма, пл(и,е)та, т(и,е)шина, т(о,а)лпа, зм(е,и)я, сл(о,а)варь, л(е,и)денец, с(е,и)стра, ст(,и,е)на, п(и,е)сать, пл(о,а)ды, п(е,и)стреть, под(а,о)рил, пл(я,и,е)сунья, в(е,и)сло, ст(е,и)кло, гр(и,е)бной, в(е,и)ликан, тр(о,а)пинка, к(о,а)рмила.
Сомнительная согласная.
Контрольная работа.
Вставь пропущенную орфограмму.
Гри..., зу…, тулу…, сугро…, кро…, огоро…, поез…, стол…, шка…, клю…, рука…, гла…, ука…ка, ле…кий, кру…ки, бе…, голо…ка бере…ка, ро…ки, перево…ка, варе..ки, свя…ка, ша…ка, у столо…, ду…, оха…ка, кре..кий, сла…кий, за…трак, бере…, заря…ка, шу…ка, ле…, яго…ка, площа…ка, верблю…, тро…ка, заво…, коро…кий, горо.., гря…ка, кле…ка, стри…ка, кно…ка, лоша..ь, у…, закла…ка, лу…, горо…ской, лебе…, пиро…ки, ры…ка, ша….ка, но…, гвоз…ь, перево….ка, була…ка, ука…ка, расска…, мя…кий, ска…ка, перевя…ка, сторо…, лу…, бро…каи, огоро…, де…, про…ка, голо...
Непроизносимые согласные.
Контрольная работа №1.
Вставь пропущенную орфограмму. Выдели корень.
Вес…ник, сол…це, ужас…ный, праз…ник, ярос…ный, очис…ки, трос…ник, окрес…ный, прелес…ный, прекрас…ный, радос…ный, завис…ник, поз….ний, свис…нуть, чес…ный, соглас…ный, интерес…ный, извес…ный, грус…ный, доблес….ный, несчас…ный, чудес…ный, чудес…ный, гиган…ский, корыс…ный, звез….ный, ненас…ный.
ВЕСНА.
Весна – прекрас…ное время года. Сол…це св…тит весь день. Текут ручьи. Вся окрес…ность изменилась. Заметно радос…ное щебетание птиц. Прил…тели вес…ники весны – грачи. Стоит прелес…ная погода.
Контрольная работа №2.
Осень.
1.Поз…няя осень. Грус…ный стоит л…ственный лес. Погода ненас…ная. Сол…це св…тит ре…ко. У реки ужас…ный ветер качает трос…ник.
2. Вставь пропущенные орфограммы. Подбери (в скобках) проверочные слова.
Праз…ник, гиган…ский, доблес…ный, ус…ный, поз…ний, сер…це, извес..ный, звез…ный, счас…ливый, очис…ки, сол…це, трос…ник, мес…ный, прелес…ный, чес…ный, тягос…ный, грус…ный, облас…ной, вес…ник, влас…ный, крепос…ной, ярос…ный, радос…ный, ненас…ный.
Правописание гласных после шипящих.
Ч….й, стуч…ть, ча…ник, нет кирпич…, ч…ща,ч…хнуть, ч…стушка, ч….бан. ч….стица, ч…сто, ч…сть, ч…епитие, ч…йка, ч…лма, ч…стный, крич…ть, молч…ть. Ворч….ть, нет врач…, у ключ…, нет плач…., ч….с.
Ч….вство, ч…гун, ч....ма, ч….ткий, ч…дак, поч….ять, ч….дачить, ч….жой, ч….гунок, ч…деса, ч...чело, я молч…., ч…дный, ч…тье, ч….шь, ч….м, ч…жестранец, ч…лки, кольч….га, ч…довище, ч….дотворец, я стуч…., пич..жка, я крич…., ч….ть – ч…ть.
.Уж…, ж…знь, ж…вой, ж…вость, ж….вот. ж…вучий, ж….вотное, ж…дкий, ж….дкий, ж…дкость, ж…зненный, ж…ла, ж…листый, ж…лой, ж…р, ж…рный, лыж…, ж…тель, туж…ть, служ…ть, круж…ть, ж…ть, ж…лет,друж…т, нож…к, ж…вопись.
4 .Щ….вель, щ…дить, освещ…ть, площ…дь, защ…щ…ть, пощ…да, дощ…тый, нет пла44щ… щ…ка, щ….упать, щ…риться, щ..плый, щ..ми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изо по программе Неменского 1 класс 3 четверть 1 урок - презентация
Презентация к уроку "Мастер постройки придумывает дома" (1 кл., 3 ч., 1 ур.) и методическое сопровождение к уроку. Материал создан для сайта "Сеть творческих учителей" ИКТ сопровождение уроков И...
Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"
Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...
Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс
В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....
Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).
Тема урока: Слово и предложение.Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...
Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Изготовление фруктов из пластилина. Презентация фруктовый завтрак", 3 кл, УМК "Школа России"
Тема: «Изготовление фруктов из пластилина. Презентация фруктовый завтрак »Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей посредством самовыражения через изготовление изделий из пластил...
Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....
Урок "М.Ю.Лермонтов "Дары Терека"
Разработка урока по литературному чтению по теме "М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" 4 класс...