Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель урока: знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.
Задачи: обучающие: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», учить определять основное содержание изученного произведения, дать понятие «олицетворение», находить их в произведении; развивающие: развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся. воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе. |
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, интерактивная доска SMART, презентация, карточки для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_uroka_po_chteniyu_po_teme_dary_tereka.docx | 27.45 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»».
Класс: 4Б.
Учитель: Кирсанова Э.Г.
Дата проведения: 04.10.2013
День открытых дверей в ГБОУ СОШ №799.
Цель урока: знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.
Задачи: обучающие: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», учить определять основное содержание изученного произведения, дать понятие «олицетворение», находить их в произведении; развивающие: развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся. воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе. |
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, интерактивная доска SMART, презентация, карточки для учащихся.
Ход урока:
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Установка на работу.
| Проверяет готовность к уроку Для урока нам понадобится: учебник, ручка, карандаш, ваши знания и хорошее настроение! Все готовы?
| Готовятся к уроку |
| Проверка домашнего задания. Какое произведение изучали на прошлом уроке? - Какова главная мысль сказки? |
Отвечают. |
| Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством поэта, имя которого стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они никогда не встречались при жизни, но на следующий день после гибели А. С. Пушкина, этот человек стал знаменит: так потрясло Петербург и имело огромный успех его стихотворение «Смерть Поэта», написанное на гибель Пушкина. Его имя…( слайд2) | Слушают.
М.Ю.Лермонтов. |
| Давайте познакомимся с жизнью этого поэта (слайды3-10). Что нового вы узнали о поэте? – Прочитайте в ваших учебниках отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова(слайд11) – Какие открытия сделали? | Читают. Отвечают. Чтение статьи Ответы учеников: - Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост. |
| Интерактивная доска выключается. «Деревья » | Выполняют движения. |
| Сегодня мы познакомимся с произведением М.Ю.Лермонтова «Дары Терека». Что такое Терек? (слайд13) Прежде чем читать текст самим предлагаю прослушать стихотворение в исполнении мастера художественного слова В.Качалова. (слайд, аудиозапись). Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю.Лермонтова? | Река. Читают информацию о реке. Слушают. Отвечают. |
|
Прочитайте текст про себя. | Читают. |
| Какие слова вам были непонятны? (слайд13) дары, Казбек, Дарьял, валун | Читают, объясняют значение слов. |
| Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения. Беседует с учащимися: - Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»
Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении? (слайд14) - С кем автор сравнивает реку? - Какие эпитеты он при этом использует? - Что такое утесистые громады? - Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…» - Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? | Один ученик читает первые 4 строки стихотворения. Отвечают на вопросы учителя: - Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит. Олицетворения, эпитеты, сравнения. Метафора – скрытое сравнение. - С диким, злым зверем, олицетворяет ее. - Дикий, злобный. - Горы, скалы. - Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы. - Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная. |
Предлагает прочитать следующие 4 строки стихотворения. Задает вопросы: - Как меняется характер реки на равнине? (слайд15) - Какие слова и выражения указывают на это? - Что означает слово «лукавый»? - Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым? - О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки. Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?(слайд16). С кем сравнивается море? | Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя: - Река на равнине становится спокойной, ласковой. - Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит. - Хитрый. - Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер. Один ученик читает следующие 4 строки: «Расступись, о старец-море, Дай приют моей волне! Погулял я на просторе, Отдохнуть пора бы мне…» Ответ детей: - Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение. | |
Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы: - Где Терек берет свое начало?(слайд17) - С кем сравниваются облака? - Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»? - Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?(слайд18). - Найдите сравнение в этих строках. - Чем является выражение «разорил Дарьял»? - В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего? - Какой вывод можем сделать о характере реки. | Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения. Отвечают на вопросы учителя: - Терек берет свое начало у горы Казбек. - С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение. - Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку. - Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью. - Куча камней сравнивается со стадом. - Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит. - Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь. - Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера. | |
Обращается к учащимся с вопросами: - С какой интонацией будем читать первые 4 строки? - Как будем читать следующие 8 строк? С какой интонацией будем читать последние 8 строк? | Отвечают, что первые 4 строки нужно читать громко, сердито. Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво. | |
| Чтобы правильно читать стихотворение, нужно воспользоваться памяткой. | Читают памятку с экрана: |
11. Самостоятельная работа. | Выразительное чтение стихотворения учащимися | Несколько учеников выразительно читают текст. Обсуждение работ. |
| Напоминает, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагает узнать, что было дальше. - Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой. Далее предлагает послушать конец стихотворения. (слайд19) Как принял старый Каспий дары Терека? - Какова тема стихотворения? - Какова основная мысль? Как человек должен относиться к такой реке? - - Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке? |
Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение. Слушают чтение учителя - Да, они ему понравились . - Терек, и его непостоянный характер. - Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку. - С уважением, с восхищением, с опасением. - Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек. |
| Закончите предложения. (Слайд 20). Сегодня на уроке: Я познакомился… Я понял… У меня получилось… | Ответы детей. |
| (Слайд 21) С.96-98 выразительное чтение. Дифференцированное (по выбору учащихся):
| Записывают. |
| Вы прекрасно поработали. Особенно активно работали …, они получают …. Урок закончен. Большое спасибо. |
|
План.
- Новая царица у зеркальца.
- Королевич Елисей ищет невесту.
- Царевна пропала.
- Царевна ожила.
- Царица узнает о красоте царевны.
- У семи богатырей.
- Царевну отравили.
- Царица ждет царя.
- Царевна в тереме.
План.
- Новая царица у зеркальца.
- Королевич Елисей ищет невесту.
- Царевна пропала.
- Царевна ожила.
- Царица узнает о красоте царевны.
- У семи богатырей.
- Царевну отравили.
- Царица ждет царя.
- Царевна в тереме.
План.
- Новая царица у зеркальца.
- Королевич Елисей ищет невесту.
- Царевна пропала.
- Царевна ожила.
- Царица узнает о красоте царевны.
- У семи богатырей.
- Царевну отравили.
- Царица ждет царя.
- Царевна в тереме.
План.
- Новая царица у зеркальца.
- Королевич Елисей ищет невесту.
- Царевна пропала.
- Царевна ожила.
- Царица узнает о красоте царевны.
- У семи богатырей.
- Царевну отравили.
- Царица ждет царя.
- Царевна в тереме.
План.
- Новая царица у зеркальца.
- Королевич Елисей ищет невесту.
- Царевна пропала.
- Царевна ожила.
- Царица узнает о красоте царевны.
- У семи богатырей.
- Царевну отравили.
- Царица ждет царя.
- Царевна в тереме.
Памятка.
Выразительно читать стихотворение, это значит:
- читать с чувством;
- читать эмоционально;
- соблюдать нужную интонацию;
- правильно выдерживать паузы;
- правильно ставить логические ударения;
- не допускать ошибок в словах.
Памятка.
Выразительно читать стихотворение, это значит:
- читать с чувством;
- читать эмоционально;
- соблюдать нужную интонацию;
- правильно выдерживать паузы;
- правильно ставить логические ударения;
- не допускать ошибок в словах.
Памятка.
Выразительно читать стихотворение, это значит:
- читать с чувством;
- читать эмоционально;
- соблюдать нужную интонацию;
- правильно выдерживать паузы;
- правильно ставить логические ударения;
- не допускать ошибок в словах.
Памятка.
Выразительно читать стихотворение, это значит:
- читать с чувством;
- читать эмоционально;
- соблюдать нужную интонацию;
- правильно выдерживать паузы;
- правильно ставить логические ударения;
- не допускать ошибок в словах.
Памятка.
Выразительно читать стихотворение, это значит:
- читать с чувством;
- читать эмоционально;
- соблюдать нужную интонацию;
- правильно выдерживать паузы;
- правильно ставить логические ударения;
- не допускать ошибок в словах.
Памятка.
Выразительно читать стихотворение, это значит:
- читать с чувством;
- читать эмоционально;
- соблюдать нужную интонацию;
- правильно выдерживать паузы;
- правильно ставить логические ударения;
- не допускать ошибок в словах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.Ю. Лермонтов
М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве.
Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.
Усадьба Тарханы.
В 1830г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи .
В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки.
15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" . В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.
Т ерек Река на Северном Кавказе, впадает в Каспийское море.
Казбек – вторая по высоте гора Кавказа. Дарьял – Дарьяльское ущелье , глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека. Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.
Олицетворения: Эпитеты: Сравнения:
Т ерек
Каспийское море
Гора Казбек
Дарьяльское ущелье
И старик во блеске власти Встал, могучий, как гроза, И оделись влагой страсти Темно-синие глаза. Он взыграл, веселья полный,- И в объятия свои Набегающие волны Принял с ропотом любви.
Закончите предложения. Сегодня на уроке: Я познакомился… Я понял… Я узнал…
Домашнее задание С.96-98 выразительное чтение . Дифференцированное (по выбору учащихся): Найти другое стихотворение Лермонтова о Кавказе, подготовить выразительное чтение. Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Т.Айбергенов.Моя Республика"
Конспект урока изучения нового материала....
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "М.Ю. Лермонтов « ДАРЫ ТЕРЕКА» " 4 класс
Конспект урока...
Конспект урока по ЧТЕНИЮ на тему: "М.М Зощенко"(2 урок) (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по ЧТЕНИЮ...
Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"
Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.
Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России". Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классик...
Конспект урока литературного чтения по теме "Лермонтов - Утес"
Тема урока: М.Ю. Лермонтов – «Утёс», «Осень»Цель: формирование умения осознанно читать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень», ...