Упражнения, повышающие качество чтения младшего школьника.
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
В современном образовании уделяют огромное внимание формированию функционально грамотной личности младшего школьника, основой которой является читательская грамотность. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Для успешной работы с информацией текстов надо обязательно работать над навыком чтения. Данная подборка упражнений для повышения качества чтения пригодится на каждом уроке литературного чтения в начальной школе. Упражнения собраны из различных источников: педагогический опыт, методики скорочтения, советы психологов, методика И.Т. Федоренко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения для повышения качества чтения. | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения, повышающие качество чтения.
- «Чтение с указкой».
Необходимо читать текст, ведя указкой (пальцем или карандашом), избегая возвратных движений. Важно вести указку непрерывно, не останавливаясь и ускоряя движения.
- «В лифте»
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
- "Голова-хвост"
Существует два варианта выполнения этого упражнения. В первом варианте взрослый зачитывает начало слова, а ребенок должен найти его окончание ("хвост"). Чтобы это сделать, нужно как можно быстрее пробежаться глазами по тексту и отыскать необходимое слово. Второй вариант предполагает зачитывание взрослым начала предложения, а ребенку требуется найти конец. Такая тренировка отлично развивает умение "сканировать" текст глазами, а также повышает концентрацию внимания.
- "Первый и последний"
Попросите ребенка прочитать текст про себя, но при этом произносить вслух первую и последнюю букву каждого слова. Затем пусть расскажет, о чем был текст. Упражнение учит быстро переключать внимание и одновременно выполнять несколько действий (чтение, понимание, запоминание).
- Первый-последний.
Для тренировки возьмите любой текст. Задача ребенка — прочитать первый слог строки и последний. Сам текст читать не требуется.
- «Губы. Вслух»
При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст. По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.
Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!
- Упражнения с таблицей согласных
Чтение на одном дыхании.
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
- Шиворот-навыворот. Читаем кувырком.
«Чтение перевернутого текста». Необходимо читать текст, постепенно
переворачивая его по часовой стрелке на 90 градусов и даже на 180.
- Подавление регрессии. Чтение с закладкой.
Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь, таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.
10 см
5 см
- Под музыку.
Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
- Шмель.
Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
- Стук-ритм.
Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
- Половинки. Чтение с линейкой.
Берем лист бумаги или линейку и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!
- Чтение текста через слово.
Читать нужно, перескакивая через слово.
- Чтение со счетом слов.
Памятка:
1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).
- Чтение с решеткой.
На текст накладывается решетка, скрывающая фрагменты текста. Развитие антиципации (предугадывания).
«Решётка» представляет собой комплект четырёхугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16Χ10 см. В каждом четырёхугольнике вырезаны окошки размером 6Χ10 см. Решётки различаются шириной перегородки. Так, в одной решётке все перегородки между окошками равняются 4 мм. В другой – ширина перегородки 5 мм и 6мм.
Решётка накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста(буквы, буквосочетания, слова).
Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решётку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.
Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 мин. непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.
- «Игра в прятки»
Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
- Чтение “буксиром”.
Взрослый читает текст вслух, ребенок следит пальцем. Взрослый останавливается, ребенок должен продолжить. Сначала медленно, затем темп ускоряется.
- Поиск в тексте слов на одну букву.
20. Набор деформированных предложений.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная крутая и длинная горка была
21. Чтение анаграмм.
- Литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
рожеМоное
моеСа кувосное рожемоное – с ормихеа и кошодомла. Я гумо тсъесь тяпь ропций зурас.
- Чтение «Бросок-засечка»
Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.
- Жужжащее чтение («птичий базар»)
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).
- Выразительное чтение знакомой части с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
- “Молния”
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
- «Дом, который построил Джек»
Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:
В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,
- Использование таблицы Шульте.
Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 30 при этом не показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1. Можно показывать числа, работая в паре.
- Зрительные диктанты Федоренко.
Тексты разработаны профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. особенность предложений такова: если первое предложение имеет всего 8 букв, то последнее предложение 18-го набора – 46. наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы.
- «Струп-тест». Обучающимся предлагается прочитать про себя слова, обозначающие цвет. А вслух назвать цвет, которым они написаны. Упражнение развивает не только внимание, но и гибкость когнитивного мышления.
- «Лабиринт». Обучающимся необходимо найти выход из лабиринта при помощи глаз, не помогая себе пальцем или указкой. Лабиринты можно проходить как в прямом, так и в обратном порядке.
- «Разноцветные числа». Это таблица, где числа от 1 до 25 написанные двумя разными цветами. Необходимо найти числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое, 1 цветное; 2 белое, 2 цветное и т.д.
- «Клиновидные таблицы». Глядя на центральную линию, пытаться увидеть цифры, буквы, слоги по краям. При допущении ошибки необходимо вернуться на два шага назад.
- Чтение столбиков слов захватом. Ребенок читает первое слово, затем первое и второе, потом первое, второе, третье слово и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»
quot;Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников" ...
Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников
Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно. Одним из достоинств данной программы является то, что она имеет ши...
Рекомендации родителям для улучшения качества чтения младших школьников.
Рекомендации родителям для улучшения качества чтения младших школьников....
Упражнения при обучении чтению младших школьников
Мастер - класс содержит обобщающие материалы при обучении чтению младших школьников на уроках...
О СПОСОБАХ, ПОВЫШАЮЩИХ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Целью первого этапа любого урока по ФГОС является этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его результат – выработка внутренней готовности ученика к выполнению нормативных требований уче...