О СПОСОБАХ, ПОВЫШАЮЩИХ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Вероника Николаевна Маганакова

Целью первого этапа любого урока по ФГОС является этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его результат – выработка внутренней готовности ученика к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Существуют разные способы и приёмы мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О СПОСОБАХ, ПОВЫШАЮЩИХ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Маганакова Вероника Николаевна, учитель МБОУ Болгановская СОШ Аскизского района Республики Хакасия

Аннотация

Целью первого этапа любого урока по ФГОС является этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его результат – выработка внутренней готовности ученика к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Существуют разные способы и приёмы мотивации.

Работать по ФГОС сложно, но интересно. Приходится осваивать различные педагогические технологии, новые методики и приемы для достижения поставленных новым федеральным государственным стандартом. перед учителем задач. Технологии проблемного диалога и продуктивного чтения, а также технология системно-деятельностного подхода являются основными средствами работы современного учителя начальных классов.

Целью первого этапа любого урока по ФГОС является этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его результат – выработка внутренней готовности ученика к выполнению нормативных требований учебной деятельности. На этом этапе необходимо настроить обучающихся на учебную деятельность, включить их в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Существуют разные способы и приёмы мотивации. За многие годы учителями начальных классов Болгановской школы собрана небольшая «копилка» мотивационных приемов, которые успешно применяются в работе с младшими школьниками.

Например, можно начать урок с эпиграфа к теме. Или использовать приём «Перепутанные логические цепочки»: когда после сбора логически построенной фразы из слов «начинается, С, успех! удачи, малой» (правильный ответ – «С малой удачи начинается успех!»), следует вопрос: «Как вы понимаете эти слова?».

Еще один прием – «Продолжение незаконченной фразы». В этом случает нужно продолжить предложение «Учеником быть хорошо (интересно), потому что…» или «Математику уже затем учить надо, что …» (М.В.Ломоносов).

Прием, использующий элементы театрализации (появляется Незнайка или Буратино), также позволяет ввести детей в тему необычно и привлекательно.

Прием «Вхождение в образ» предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…».

Прием «Нужные качества» – это когда учитель бросает детям мяч, а дети называют качества, которое помогают в учёбе, или пригодятся для успешной работы на уроке, или помогают уроку быть успешным.

Также можно составить «Азбуку хороших слов»: вспомнить добрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др.), на букву «Д» (добрый, душевный, доброжелательный, достойный, добросовестный, дружный, дружелюбный, добродушный и др.).

Прием «Корзина чувств». В руках у учителя 2 корзины: одна – с такими чувствами, как радость, удовлетворение, восхищение, доброта, старание и т.д., а другая – пустая, в нее можно положить свои чувства, которые мешают учиться (раздражительность, плаксивость, нетерпеливость, лень, эгоизм и т.д.)

Прием «Термометр» (на каждой парте лежат вырезанные прямоугольники из белой бумаги, фломастеры красного, сиреневого и синего цветов для каждого учащегося; незаполненная шкала градусника на ватмане): в начале урока учащиеся пишут свои ожидания от урока на белых прямоугольниках; в конце урока – оценивают реализацию своих ожиданий, свою работу, работу учителя и раскрашивают прямоугольники фломастерами: красным – ожидания оправдались, сиреневым – ожидания оправдались не в полной мере, синим – ожидания не оправдались. Затем заклеивается прямоугольниками шкала градусника. Чем больше красного, тем теплее. Этот метод помогает учащимся сформулировать свои ожидания в письменной форме, осуществить анализ урока, как учащимися, так и учителем.

Завершая урок, учителя начальных классов желают детям сохранить в памяти побольше прекрасных мгновений в жизни, ведь если не в нашей власти остановить их, но сохранить воспоминания о них в наших сердцах вполне можно.

Список использованных источников

  1. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения// Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001
  2. Головастикова П.М. «Как сделать учение увлекательным» - журнал «Начальная школа», 2016 год, №2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"

Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....

Решение математических задач как способ формирования учебной мотивации младших школьников

Статья описывает проблемы с которыми зачастую сталкиваются учителя на уроках математики и показывает возможные пути их решения....

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно. Одним из достоинств данной программы является то, что она имеет ши...

Способы повышения учебной мотивации младшего школьника

Как замотивировать ребенка на учебу? Советы родителям....