Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
статья по чтению на тему

Шипилова Антонина Сергеевна

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_duhovno.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.

                                   Генри Уорд Бигер

Современное общество развивается с умопомрачительной скоростью, давая нам всё больше и больше материальных благ, достижений прогресса, всё более облегчающих наши повседневные заботы, делая нашу жизнь увлекательной и беззаботной. И вот в погоне за этими благами и развлечениями мы как - то всё меньше задумываемся о доброте, сочувствии, сопереживании. Многие родители, подходя к вопросу воспитания детей, главным считают, чтоб их « чадо» было обуто, одето и накормлено. Но если спросить их о том, что они хотели получить в ответ от своих детей в старости, то, скорее всего, мы услышим в ответ: заботу, почаще навещали, не забывали, общались.  Школа же, в последние два десятилетия, была озабочена больше получением знаний и качеством образования, оставляя воспитание « на потом». В последнее время интерес к проблеме развития духовно-нравственной личности снова возрос. Специалистами области образования все отчетливее осознается, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения духовного здоровья нации находятся не только в сфере экономики, но и в области духовно-нравственного воспитания. Общество не может и дальше существовать без единых моральных устоев. Искажение их, потеря духовности ведет к упадку культуры, деградации общества, вырождению человека. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Школа должна стать школой жизни человека и одновременно с этим работать на перспективу духовного развития

Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий? Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературного чтения. Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля. Но если совсем недавно многие учителя говорили о том, что содержание текстов становится всё более развлекательного характера, что из учебников чтения исчезают исторические, нравоучительные, воспитывающие рассказы, то с введением ФГОС в книги вернулись произведения детской литературы, на которых выросло не одно поколение российских граждан.

В учебнике литературного чтения УМК « Перспектива» авторов Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий материал разделён на темы: « Любите книгу», « Мир народной сказки», « Мы - друзья», « Люби всё живое» и др.. В каждой из этих тем множество материла для воспитания лучших качеств в ребёнке. Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием этого процесса является личностное восприятие и принятие ребёнком этого произведения.  Чтобы добиться этого нужно, чтобы дети на уроке: 


  • думали над прочитанным;

  • сопереживали героям;

  • оценивали их поступки;

  • осмысливали их проблемы;

  • соотносили их жизнь со своей жизнью; 

  • -старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Наиболее подходящими для этих задач считаю рассказы о детях. Например, при обсуждении рассказа Н. Носова « Карасик» для личного восприятия ребёнка можно задать вопросы: « Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который предложил поменять рыбку на свисток? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как? Как вы думаете, изменится ли Виталик после случая с карасиком или нет?»

В своей работе использую инсценирование, которая помогает заинтересовать ученика, помогает ему « прочувствовать» героев, причины их поступков. Использую следующие этапы работы:

  • -определяю, какие случаи из жизни детей могу отразить, изучая произведение.
  • -прослушиваем произведение ( желательно в исполнении артистов театра). Задаю вопросы для понимания содержания и эмоциональной окраски.
  • - предлагаю разделиться на группы для проигрывания литературного произведения. Предлагаю  подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев произведения, как бы вели себя в аналогичной жизненной ситуации.
  • - обсуждение характера героев, продумывание поведения, которое можно использовать при инсценировке.
  • - выбирают лучшую команду, которая наиболее удачно показывала характер героев литературного произведения. 

В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам

 Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. А сказка это универсальный способ разговора с детьми на духовные темы.

Сказки по своему сюжету и по своей идее дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому. Например, опираясь на содержание сказки « Зимовье» учитель развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, взаимопомощь и т. д. . В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» главным является взаимодействие брата и сестры, испытание их любви жизненными обстоятельствами. Знакомясь со сказками, ребята видят, как едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.

Можно ещё долго говорить о развитии духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения. Хочу сказать о некоторых результатах этой работы. На вопрос : Что бы вы делали , если у вас появилась волшебная палочка? Получила ответы: -Чтобы все люди были здоровыми( даже бомжи), Чтобы люди никогда не ссорились. Чтобы никто не голодал. Конечно, не все ответы были социально значимы, кто-то загадал желания только для себя. И это тоже хорошо. Значит мне, как педагогу, воспитателю и просто человеку, есть над чем работать и к чему стремиться, опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения,  воспитывая в детях любовь к  Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, к миру в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

Воспитание личности младшего школьника на уроках литературного чтения

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных...

Духовно- нравственное развитие младшего школьника на уроках литературного чтения посредством выполнения учебных заданий

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учеников начальных классов на уроках литературного чтения почредством разработанной и апробирванной  системы заданий к литературным текс...