Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»
методическая разработка
"Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников"
(исследовательская работа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_na_tem1.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»
Введение.
Чте́ние — совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание.
Чтение — одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет собой сложное взаимодействие между текстом и читателем, формируемое на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа. Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов .Особое место в ряду указанных направлений занимает изучение проблемы взаимодействия структуры чтения, его техники и понимания читаемого. Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителе
Актуальность исследования. Формирование и совершенствование качеств чтения — это одна из основных задач учителя начальных классов. И эта задача является чрезвычайно важной, потому что чтение занимает значительное место в образовании, развитии и воспитании младшего школьника. Благодаря сформированному качеству чтения учащиеся обеспечивают себе комплекс умений и навыков, который в дальнейшем применяется ими при изучении всех школьных учебных дисциплин. Ребенок овладевший качеством чтения получает опору для формирования речи и мыслительных способностей, овладевает знаниями окружающего его мира. Чтение обогащает словарный запас, дает возможность для формирования и глубокого содержания культуры речи. Младший школьник, хорошо овладевший качеством чтения, получает возможность успешно учиться по всем другим предметам. Согласно, положениям ФГОС НОО, учащиеся начальной школы должны: понимать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, осознавать значимость чтения для личного развития, формировать представление о мире, российской истории и культуре, понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализом и преобразованием художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий, уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Объектом исследования – является скорость, осознанность, выразительность, правильность как основные характеристики навыка чтения.
Предмет исследования : процесс формирования читательских умений.
Гипотеза исследования: уровень сформированности навыков качества чтения младших школьников повысится, если: - уточнена сущностная характеристика понятия «навык чтения» (компоненты) ; - учитываются возрастные особенности младших школьников по восприятию графической формы слова и пониманию прочитанного; - разработана и внедрена система умений по формированию навыков качества чтения младших школьников.
Задачи исследования: - изучить основные теоретические подходы к проблеме формирования качеств чтения у младших школьников; - разработать, апробировать и внедрить систему умений , способствующую развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.; - провести исследование уровня сформированности умений через навыки качества чтения в классе; -разработать методические рекомендации по эффективной организации процесса формирования навыков качества чтения младших школьников.
Методы исследования: - Методы теоретического исследования: изучение, анализ отбор и систематизация психолого-педагогической, методической литературы по теме; анализ учебно-методического комплекса и других нормативных документов; - индивидуальная работа с учениками во время урока литературного чтения; - методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ, обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость состоит в том, что проанализирован, обобщен и комплекстизирован материал по проблеме формирования качеств чтения.
Практическая значимость заключается в определении эффективных методов и приемов формирования качеств чтения у младших школьников.
Основная часть исследовательской работы Обучение чтению ведёт к формированию навыка чтения, что является главной задачей уроков чтения в начальной школе. Сформированный навык чтения характеризуется единством четырёх компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание прочитанного текста, его смысл. Это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, замен, искажений букв и состоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого в тексте. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов . Это темп – определённая, посильная и необременительная для определённого возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её – способом, правильностью и выразительностью чтения.
Формирование навыков чтения В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: 1. Восприятие данных слов. 3. Оценка прочитанного. 2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами.
Среди всех общеучебных умений и навыков самое большое значение имеет умение беглого и качественного чтения. Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения, осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста, владение разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным и по ролям, должна сформировать начальная школа. Эффективные упражнения по формированию беглого и качественного чтения:
- Чтение с заданием: найти в тексте заданную букву. /Приучает к внимательному чтению/.
- Хоровое чтение. /Раскрепощение, отсутствие боязни прочитать хуже других /.
- Нахождение среди случайного набора букв заданного слова. /Развивает внимание, зоркость при чтении/.
- Упражнение над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. /Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно, игры на подражание и т.д./.
- Чтение скороговорок с различным темпом проговаривания и речи.
- Чтение слов столбиками. /Как можно больше за 1 минуту/.
- Жужжащее чтение. /5 минут в начале каждого урока/.
- Выбор слов из текста по заданию. /Например: найти слово в котором 3 слога и т.д./.
- Чтение со взрослым/развивает орфографическую зоркость. Учитель читает вслух, дети следят по тексту. Учитель специально допускает ошибки в чтении: заменяет слова, предлоги, искажает слова и т.д. Дети останавливают чтеца, указывают на ошибку/
- Найти в тексте половину слова. /Например: лесной, удочка, речушка и т.д./.
- Найти в тексте нужную строку. /Вертикальное движение глаз по странице/.
- Постепенное наращивание слов. /Например: лес, лесник, лесовичок/.
- Чтение слов, записанных шрифтом разной высоты. /Например: ёлОЧкА, мЕдВЕДь, ТЕтеРевоЧеК и т.д./.
- Деление слов на слоги горизонтальными и вертикальными линиями. /про-ле-та-ли, про/ле/та/ли/.
Согласно вышесказанному, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два главных компонента:
- Верное, быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи меж их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, — с иной; - сознание текста (извлечение его замысла, значения).
Этапы формирования навыка чтения
1.Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе форм
2.Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами.
3.Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом.
Пять основных условий, которых стоит придерживаться при переходе с аналитического этапа к этапу автоматизации:
- Упражнения в чтении должны быть ежедневными;
- отбор текстов для чтения ни в коем случае не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических, возрастных особенностей младших школьников и литературных особенностей текстов;
- учителем должна вестись комплекстическая регулярная работа по предупреждению ошибочного чтения;
- должна быть использована целесообразная комплекс исправления допущенных ошибок при чтении;
- должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько этапов: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи) и чтение про себя.
Работа над правильностью и беглостью чтения. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления: 1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; 2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
1. Искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
- вставка произвольных элементов в единицы чтения; – замена одних единиц чтения другими.
2. Наличие повторов.
- Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется.
3. Нарушение норм литературного произношения. Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:
1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение 2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”: 3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения
Немалое место в становлении качества чтения играет желание младших школьников читать, делать выводы, умозаключения по прочитанному. На научном языке это желание называется — мотивация. Учитель, школа, семья должны помочь раскрыть ребенку волшебный мир книги, поддерживая и стимулируя его желание, не забывая подбадривать, поощрять ребенка. Любая позитивная оценка в адрес юного читателя увеличивает желание читать, стимулирует познавательный интерес.
Заключение Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Правильно организованные педагогические условия чтения включают в себя творчество, воображение и труд читателя: читая, ребенок реагирует на мотивы главных героев, дает оценку их поступкам, ассоциирует со своими действиями и поступками, проектирует их в собственном воображении, принимая, участие в сотворчестве. Соприкасаясь с поэзией стихотворцев и творчеством писателей, приобщаясь к большим творениям, дети обучаются любви и пониманию. А любовь к книги — это начало формирования личных литературных возможностей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с художественным текстом
На современном этапе в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта учащиеся начальной школыдолжны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоват...
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников
Доклад с презентацией на тему: Формирование навыков смыслового чтения младших школьников...
Формирование навыков выразительного чтения младших школьников
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овла...
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией....
«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»
АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на ...