конспект занятия по внеурочной деятельности. Народные и литературные загадки.
план-конспект занятия (3 класс)

Суворова Анастасия Михайловна

Народные и литературные загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nar_i_lit_zagadki.docx125 КБ

Предварительный просмотр:

Суворова Анастасия

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 3

Тема: «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.

Цель: создать условия для обогащения интеллектуального запаса учащихся знаниями о народных и литературных загадках в стихах и прозе.

Задачи:

1) Научить делению загадок на тематические группы

2) Сформировать навык разгадывания загадок различной тематики

3) Продолжить способствовать овладению навыками продуктивной деят-ти через создание иллюстраций к загадкам

Учитель: - здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Михайловна, а меня зовут Ольга Михайловна и это внеурочное занятие проведём у вас мы, садитесь. Повернитесь к своему соседу и подарите ему вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Это настроение понадобится нам сегодня для работы.

- Посмотрите на доску. Давайте отгадаем ребус. Кто знает, какое слово здесь зашифровано?

https://sun9-50.userapi.com/impg/fASlVkqH8esG00rTPQ93JwSMh6rB7Tsmfmm-4A/JAKdOsJ1J5c.jpg?size=700x700&quality=95&sign=00a1ef5a5395f3d2041fec926dc28209&type=albumhttps://sun9-21.userapi.com/impg/v5EkK7t8eUq8jKE6jTkpdkWDtt8Qe2GfJdkiog/P6xSMvNqKos.jpg?size=873x1080&quality=95&sign=25237ce1397c8ccadd531b38e7541d85&type=albumhttps://sun9-57.userapi.com/impg/n2iGINsGaBds5-wiS9rOO7XjWWdRW3BIXvIDDg/ivUNhx3LClw.jpg?size=670x892&quality=95&sign=f4cd7b4fc6c6a79f2243c9f4ad35edd4&type=album

г

Дети: - загадка

Учитель: - конечно же, это загадка. А кто мне объяснит, что же такое загадка?

Дети: - я считаю, что загадка- это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.

Учитель: Верно, загадка - это выражение, которое нуждается в разгадке.

- а какие загадки вы знаете?

Дети: загадки о животных, о погоде, о природе и т.д

Учитель: кто-нибудь уже догадался, что мы будем делать сегодня на занятии?

Дети: сегодня мы будем говорить о загадках.

Учитель: верно, сегодня мы будем работать с загадками, различать их и распределять по тематическим группам.

Ребята, перед вами есть лист с тремя загадками. Прочитайте первую загадку. О чем идёт речь?

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)

Верно. Читаем следующую загадку. Что это?

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке. (Снежинка)

Следующая загадка. Кто знает отгадку?

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет —

Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)

Правильно. Как вы думаете, что общего между этими загадками?

Дети: это загадки о погодных явлениях.

Учитель: молодцы, таким образом мы определили тематическую группу данных загадок. Давайте узнаем какие ещё бывают темы загадок.

Перед вами есть кроссворд. Вам нужно заполнить его, решив загадки, которые располагаются внизу листа.

Ребята, сидящие сбоку, развернитесь друг к другу лицом вместе со стульями на время работы.

(Делю класс на 3 группы. Каждая группа получает кроссворд.)

Кроссворд для первой группы.

1. Она такая кривляка и страшная забияка. Человеку во всем подражает, в цирке нередко она выступает. (обезьяна)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь)

3. Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар,

Еды в них - на семь суток! (Верблюд)

4. В реках Африки живет, злой зеленый пароход! (крокодил)

5. С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка.)

6. Бегает среди камней, не угонишься за ней,

Ухватил за хвост, но – ах! – удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

7. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)

8. Теремок ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка)

9. Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит.)

Кроссворд для второй группы.


1.Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу, а по мне всё стук да стук. (Гвоздь)

2. Пером и пухом нас набили,
Чтоб очень мягкими мы были.
Лежим спокойно под щекой,
Чтоб сон был крепкий и покой. (подушка)

3. Привела я солнце
За свое оконце.
К потолку подвесила -
Стало дома весело. (лампочка)

4. Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (утюг)

5.Он охотно пыль вдыхал,
Не болел и не чихал (пылесос)

6. Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино (телевизор)

7. Отгадай скорей, дружок,
Что за снежный теремок?
Бережёт в жару для нас
Молоко, сметану, квас... (холодильник)

8. Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь - я рада стуку.
Но одного я не прощу -
Коль не подашь мне руку. (дверь)

9. Загляните под окошко -
Там растянута гармошка,
Но гармошка не играет -
Нам квартиру согревает. (батарея)

Кроссворд для третьей группы.

1. Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

2. Стоит при дорожке
На тоненькой ножке,
Пёстрой шляпою покрыт,
Не съедобен — ядовит. (мухомор)

3. Летом в огороде
Свежий и зеленый,
А зимою в бочке
Хрустящий и соленый. (огурец)
4. Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. (Гриб)

5. Луг от края и до края Пожелтел в начале мая. А в июне побелел — Пух над лугом полетел, Все кружился и кружился. Что за цветик распушился? (одуванчик)

6. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

 А в один из майских дней май серёжки дарит ей. (Береза)

7. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)

8. Петя нам открыл секрет — Он вчера набрал букет. И гадал по тем цветочкам, Маша любит или нет. (ромашка)

9. Он — могучий! Крона — в тучах. В кроне желуди видны. И не зря к нему приходят Утром ранним кабаны.(Дуб)


Учитель: Все справились с кроссвордом? Ребята из (1,2,3) группы, скажите, о чем были ваши загадки, что их объединяет?

Дети: это загадки про животных/о растениях/о бытовых приборах

Учитель: молодцы, ребята, таким образом мы определили ещё 3 тематические группы загадок - бытовые загадки, загадки о животных и о растениях.

Учитель: А теперь давайте немного усложним задачу.

(класс всё так же поделён на 3 группы. Каждой группе раздаю пустой лист бумаги и небольшой лист с загадкой)

Перед вами есть загадка. Вы должны отгадать её и проиллюстрировать на пустом листе бумаги. Можете начинать.

загадка №1: Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.(часы)

загадка №2: Хороша я в свадебном букете,
И в саду, где свищут соловьи.
Круглый год во многих странах мира
Я служу признанием в любви (роза)

Загадка №3: заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)

Дети: *отгадывают и иллюстрируют загадку*

Учитель: *проверяет правильность выполнения задания*

- Ребята, сейчас вы будете презентовать свои работы. Вы должны выйти, прочитать загадку, назвать её разгадку и продемонстрировать свою иллюстрацию.

-давайте прикрепим ваши иллюстрации к доске и определим темы загадок.

Учитель: ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?

Дети: о загадках, о тематических группах загадок.

Учитель: верно, а что такое загадка?

Дети: загадка - это выражение, которое нуждается в разгадке.

Учитель: Верно. С какими тематическими группами загадок мы познакомились?

Дети: бытовые загадки, загадки о животных, загадки о растениях, загадки о природных явлениях

Учитель: что вам больше всего понравилось делать на уроке?

Дети: создавать иллюстрации к загадкам.

Учитель: У вас на столах лежат маленькие кружки, а у меня есть два стакана с изображением грустного и веселого смайлика. Я попрошу вас опустить кружок в тот стакан, который соответствует вашему настроению после занятия.

Дети: *оценивают своё настроение*

На этом наше занятие оканчивается, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по внеурочной деятельности (проектная деятельность)

Данный конспект разработан по программе Р.И.Сизовой , Р.Ф.Селимовой Учусь создавать проект в соответствии с ФГОС по теме: Изготовление визитки. 2 класс...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Час чтения",тема "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!". "Литературная гостиная" .2 класс

Конспект занятия  по внеурочной деятельности "Час чтения" , посвященный творчеству А.С. Пушкина....

Конспект занятия по внеурочной деятельности Весенние народные праздники.

Внеурочная деятельность. Духовно-нравственное направление.«Праздники, традиции и ремёсла народов России». Конспект составлен в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект занятия по внеурочной деятельности « Фольклор. Жанры русской народной музыки»

Конспект занятия кружка  по внеурочной деятельности "Вокал" предназначен для учащихся 1-4 классов....