Конспект занятия по внеурочной деятельности "Час чтения",тема "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!". "Литературная гостиная" .2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Час чтения" , посвященный творчеству А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по внеурочной деятельности "Час чтения"
Тема "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!"
"Литературная гостиная"
2 класс
Конспект занятия разработала
Туваева Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ № 42
им. Е. В. Шовского.
г. Мурманск, 2018 г.
Час чтения ( «Литературная гостиная») 2 класс
Туваева О.А., учитель начальных классов, МБОУ г. Мурманска СОШ № 42 им. Е.В. Шовского
Тема: "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!". «Литературная гостиная».
Цели:
- образовательная- познакомить с произведениями и биографией автора;
- развивающая- развивать выразительное чтение, грамотную речь, умение слушать классическую музыку, анализировать и соотносить поэтические произведения с музыкальными произведениями;
- воспитывающая- любовь к чтению, поэзии, творчеству А.С. Пушкина, классической музыке.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, оформление доски и класса, компьютер, проектор, рисунки детей.
Ход занятия.
Примечание: все стихотворения читаются на фоне музыки
(Звучит музыка : 1-я симфония П.И. Чайковского(2 часть))
Ведущий: О Пушкин! Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных?
Какой из жителей небесных,
Тебя младенце полюбя ,
Лелеял, баял в колыбели?
Лишь ты завидел белый свет
К тебе эроты прилетели
И с лаской грации подсели...
И музы слышал я совет
Нарочно всей семьёй держали
И кончив долгий спор сказали:
" Расти, резвись - и будь поэт!"
( Ф. Глинка, "К Пушкину")
- Казалось бы прост и ясен язык А.С. Пушкина, но прошло уже более 200 лет, и все новые поколения говорят, читая Пушкина: "Я понять тебя хочу!"Некоторым целой жизни не хватает, чтобы понять эту ясность и простоту. Пусть наша встреча сегодня хотя бы приоткроет завесу непостижимой тайны Пушкинского слова, и да будет счастлив тот, кому А.С. Пушкин станет другом!
(Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года" Осень.)
Ведущий: - Какое время года любил А.С. Пушкин?
-Правильно. Любимое время года - осень. Много своих произведений А.С. Пушкин посвятил именно ей.
Ученик: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы!
( Звучит музыка П.И.Чайковского " Времена года" Зима)
Ученик: Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
( Появляется девочка в костюме "зимы" и танцует.)
Ученик: Пришла, рассыпалась; клоками
повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы!
Ученик: Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.
( Звучит музыка П.И. Чайковского из балета" Щелкунчик""Вальс Снежинок". Дети танцуют вальс.)
Ученик: - Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства он был окружён вниманием и. заботой своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня. Он была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, говорила она "окая". Ведь она была простой крестьянкой. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково " мамушкой".
Ведущий: - А вы, дети, помните , как звали няню А.С. Пушкина?
- Правильно. Арина Родионовна.
Ученик: В вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и резвою гремушкой,
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленяла
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
( Звучит музыка Г.Свиридова "Метель"(тихо). Входит Ученик, несет свечу и читает стихотворение " Зимний вечер").
Ученик: Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Ведущий: - Ребята! А вы хотите познакомиться с Ариной Родионовной и услышать ее сказки? Тогда давайте позовем ее в гости.
( 2 Ученика вводят Арину Родионовну в старинном русском костюме. Арина Родионовна кланяется всем присутствующим)
Арина Родионовна: - Здравствуйте детушки мои разлюбезные! Расскажу я вам о моем любимом Сашеньке. Хороший был мальчик, любознательный. Поведу, бывало Александра Сергеевича гулять в сад, да о каждой птичке, о каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним, какая кругом красота!
Помню веду я его как -то по улице, а дворовые мальчишки из ворот выскочили и давай кричать: "Арапчонок идет!"Ох, я им пострелам! А мой Александр Сергеевич нисколько не обиделся, даже напротив улыбается. И правду скажу, лицом он был смугловатый, волосы курчавые светлые, а глаза большие карие. Очень он был похож на свою матушку - Надежду Осиповну. Она приходилась родной внучкой арапу Ибрагиму, тому самому, который при царе Петре I служил. Говорили они между собой по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало начну ему сказки сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.
Ученик: - Нянюшка! Расскажите нам сказку!
Арина Родионовна: - Сказку рассказать? Ну, что же, слушайте!
(Свет в зале гаснет. Горит свеча. Арина Родионовна садится около стола и начинает рассказывать сказку.)
Арина Родионовна: - Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая - что одним куском сукна все государство оденет, третья -что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решила ее погубить. А царица тем временем разрешилась хорошим мальчиком: ножки у него по колено серебряные, ручки по локти золотые, во лбу звезда горит, в затылке месяц. Послали известить о том царя: мачеха задержала гонца на дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в кое писала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь опечалился, но повелел дождаться его приезда для законного решенья. Мачеха опять подменила письмо и написала повеленье , чтобы царицу и приплод посадить в бочку и бросить их в море. Так и сделали. Долго плакала царица с царевичем в засмоленной бочке.
(Звучит фрагмент "Море" из оперы Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане". Выходит мальчик, слушает музыку и читает стихотворение).
Ученик: День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
"Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли
- Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!"
(Звучит музыка фрагмент из оперы " Сказка о царе Салтане" Н.Римского -Корсакова "Море". Выходит девочка)
Ученица: И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Ученик: Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" -молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Арина Родионовна: - Обручи лопнули , они вышли на землю. Сын избрал место и с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да поживать.
(Звучит фрагмент музыки Н. Римского - Корсакова "Город леденец" из оперы "Сказка о царе Салтане")
- И много чудес было в том городе! Помните стихи про белку?
Ученик: Белка там живет ручная
Да затейница какая.
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Арина Родионовна: - Ай, да белка, и пляшет, и поет! Чудо да и только !А что за песню она поет? Знаете?
( Русская народная песня"Во саду ли, во огороде" )
Арина Родионовна: - А все ли чудеса из этой сказки мы вспомнили?
( Дети вспоминают чудеса из сказки)
Ученик: Чуду царь Салтан дивиться,
А комар -то злиться, злиться -
И впился комар, как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Ученик: Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
"Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!"... А он в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
( Звучит музыка Н. Римского - Корсакова"Полет шмеля".)
Арина Родионовна: - Ой, детки! Помогите поймать эту мошку!
( Дети хлопают в ладоши, ловят шмеля).
-Ну, спасибо, детки мои милые, что выслушали меня. Загостилась я у вас, засиделась. Светает уже, пора уходить. До свидания!
(Уходит. Звучит музыка Г. Свиридова "Метель")
Ведущий: - И правда, утро! Зимнее утро!
Ученик: (читает стихотворение "Зимнее утро")
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Ведущий: ( На фоне музыки Г.Свиридова говорит заключительные слова)
- Мы рады, если сегодняшняя наша встреча, хотя бы приоткрыла завесу непостижимой тайны Пушкинского слова, и да будет счастлив тот, кому А. С. Пушкин станет другом.
"Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!"
(Ф. Глинка)
Список литературы:
1. Полное собрание сочинений: В 10 т. 4-е изд. Л.: Наука, 1977—1979гг.
Том 4: Поэмы. Сказки / Текст проверен и примечания составлены проф. Б. В. Томашевским
2. Произведения П.И. Чайковского:
1симфония 2 часть.
http://mp3start.ru/liric/%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+1+%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F+2+%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C
Времена года. Зима.Декабрь.
http://muz-color.ru/?s=%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0%20%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
Времена года. Осенняя пора.
http://muz-color.ru/?s=%D0%9F.%D0%98.%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%9E%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C
Вальс снежинок (из балета "Щелкунчик")
http://muz-color.ru/?s=%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82+%D0%A9%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D1%83%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BA+_+%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81+%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA
Романс "Зимний вечер"
https://ipleer.fm/q/%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81+%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80/
3. Г. Свиридов "Метель. Вальс."
http://muz-color.ru/?s=%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2+%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
4.Н.А. Римский-Корсаков "Сказка о царе Салтане".
Город леденец.
http://muz-color.ru/?s=%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0
Полет шмеля.
http://muz-color.ru/?s=%D0%9D.%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B5
Отрывок "Море".
https://xmusic.name/s/108001345-N._Rimskij-Korsakov._Skazka_o_care_Saltane_-_Kartina_morya_Vstuplenie_ko_II_dejstviyu/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)
Этот урок первый в авторском блоке "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57613.jpg)
урок внеклассного чтения "Осень в произведениях художников и поэтов" во 2 классе
урок содержит материал о том, какой показана осень в произведениях поэтов и художников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675576-1443450356.jpg)
Реферат урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», 4 класс
На основе сказки А.С. Пушкина совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-710709-1447743480.jpg)
Презентация к уроку по литературному чтению "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" 2 класс УМК "Школа России"
Презентация к уроку по литературному чтению "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" 2 класс УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-1303849-1621339407.jpg)
Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-509248-1414516281.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы». Для учащихся 2 класса
СОДЕРЖАНИЕ:ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСОДЕРЖАНИЕ КУРСАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1375034-1643715128.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...