Разработка урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Картины родной природы по рассказу М.Пришвина «Старый гриб»
ФИО | Донгак Б.Д. | |
Место работы | МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурак. | |
Должность | Учитель начальных классов. | |
Предмет | Литературное чтение | |
Класс | 3 класс | |
Тема и номер урока | Урок-обобщение по теме «Картины родной природы». Урок №7. | |
Технология, методы и принципы | Технология проблемного диалога, принцип деятельности, вариативности, целостности. | |
Учебник | Внеклассное чтение И.В.Сафонова, М.В.Черкезова, И.В.Чиж. Литературное чтение. Учебник для 3 класса школ с русским (неродным) языком обучения Москва -2013. |
Цель: Обобщить знания детей по теме: «Картины родной природы» в рассказе М.М.Пришвина «Старый гриб».
Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать содержание, авторов произведений, объяснять нравственный смысл рассказов, уметь слушать звук родной природы, составлять план рассказа, пересказывать по нему, составлять короткий рассказ на предложенную тему.
1.Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока
2.Познавательные УУД: формирование вдумчивого, внимательного чтения, умения размышлять, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии, сотрудничать с одноклассниками.
3.Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
Задачи:
1.
2. Объяснять нравственный смысл рассказов.
3. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам.
4. Участвовать в проектной деятельности.
5. Оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.
Оборудование.
1. Портрет А.Плещеева
2. Сборник творческих работ: «Картины родной природы М.М.Пришвина»
3. Мультимедиапроектор, компьютер.
Методы и принципы: технология деятельностного метода, исследования, принцип деятельности, вариативности, целостности.
Раздаточный материал.
Учебник: И.В.Сафонова, М.В.Черкезова, И.В.Чиж. Литературное чтение. Учебник для 3 класса школ с русским (неродным) языком обучения Москва -2013.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуника тивные УУД | Регулятивные УУД | |||
I. Актуализация знаний. | ||||||
1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. | Заинтересовать учащихся, настроить на работу, создать благоприятную психологическую атмосферу. (Определение эмоционального комфорта в начале урока.) | -Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, листиками деревьев, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас тоже хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. Улыбкой ясная природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Ещё прозрачные леса, Как будто пухом зеленеют. - Садитесь! | Доброжелатель ное отношение друг к другу. | Контакт с учащимися, настрой на позитивное решение всех ситуаций урока, которые будут возникать. | Волевая саморегуляция | |
1.2. Постановка проблемы: а) создание проблемного диалога; 1.3. Определение темы | Привитие интереса и любви к природе. | (Звук природы) Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поет волна, Как дождь в твое окно стучится Повсюду музыка … чего? (природы) -О чем же мы будем говорить? (На доске иллюстрации из рассказов и портрет автора М.М.Пришвина) -Ребята, куда же поведет нас М.М.Пришвин, взявшись нас за руку? -Почему вы думаете, что он поведет нас в лес? -Вы любите собирать грибы? Какие съедобные грибы вы знаете? -Какие грибы вы будете собирать старых или молодых? Почему? | Ценностное отношение к родной природе. | Формулируют тему урока. Логические действия: объяснение смысла полученной комбинации. | Умение учащихся аргументировать свою точку зрения. Учащиеся обсуждают полученные комбинации слов, объясняют их смысл. | Прогнозирование. Учащиеся записывают тему в тетради. |
1.4. Формулирование цели исследования. | - Как мы будем наблюдать картину родной природы? Какую цель исследования можем поставить на нашем сегодняшнем уроке? | Дети вспоминают прочитанные рассказы М.М. Пришвина и участвуют в дискуссии. | ||||
II. Операционно-исполнительский этап. | ||||||
При чтении рассказа М.Пришвина, создать проблемный диалог с удивлением | -Какую удивительную тарелку нашел писатель в лесу? -Разве в лесу есть тарелка? Из чего эта тарелка? Тарелка из какого гриба? Сформировать понятие Чем же молодой-то лучше старого? ВЫВОД: Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры будущего и живет для других, новых грибов… |
| Научить умению размышлять. | Учащиеся высказывают свои мнения. | ||
-Понравился ли рассказ? Чем? -Какие эпизоды запомнились лучше всего? -Какие чувства вызывает рассказ М.Пришвина «Старый гриб» | Учащиеся высказывают свои мнения. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне | ||||
2.2. | - Ребята, от чьего имени написано произведение? -Кто главный герой? | Умение внимательно слушать, организовать свое рабочее место. | ||||
2.3. | Природа и человек – звенья одной цепи. Одно без другого не может существовать, на основе исследования составить сборник творческих работ учащихся, формировать умение обосновывать свои выводы. | -Кто еще хотел попить из лесной тарелки? | Дети вспоминают прочитанные рассказы М.Пришвина и участвуют в дискуссии. | Формировать умение аргументировать и убеждать свое мнение. | ||
2.4. Выдвижение гипотезы. | -Можно ли попить воду из лесной тарелки? | |||||
2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации. | -Кому это сделать удалось? -Кто смог увидеть красоту природы? -Кого подразумевает М. Пришвин под старым грибом? Вывод: Старые люди дают жизнь другим, кормят, воспитывают. -Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили – не обязательно вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу, что-то еще? Перед тем приступить к исследованию проведем словарную работу. -Какими способами можно провести словарную работу? (прямой перевод на тувинский язык, лексическое значение, подбор синонима или антонима) - Для того чтобы исследовать нашу работу мы разделились на три группы: В 1 группе: Какие выразительные средства языка позволили автору передать красоту леса? Доказать словами из текста. 1 группа Красота леса словами; -Свидетелем какой сцены стал писатель и что его рассердило? 2 группа Инсценировка; 3 группа - Вот мы уже выбрали метод решения исследования. А как же мы увидим красоту природы? Нам надо составить план исследования. Как он будет выглядеть? План исследования:
Составить книжку «Красота родной природы»
| Высказывание мнений. Умение аргументировать свои убеждения, мысли. | Формировать умение работать в группах. | Умение убеждать и уступать сверстникам. | Сотрудничество с одноклассниками. | |
2.6. Составление плана исследования. | -К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? Почему? (художественный рассказ – описание, выражение своих чувств ко всему происходящему. | Учащиеся самостоятельно составляют план исследования. | Формировать умение правильно составлять предложения. | |||
2.7. «Открытие» детьми нового знания. | Проверка гипотезы. Проведение наблюдений, чтение литературы, размышление, создание мотивации на успех для каждого ребенка. | -Прочитай беседу птичек. Как надо читать слова каждой из них? - Ребята, вам предлагается задание по группам: 1. Поставить себя на место главного героя и высказать своё мнение; 2. Дать советы главным героям рассказов. Нам тоже будет интересно узнать его. Чтение творческих работ: - «Если бы я был героем рассказа «Старый гриб», то … 6) Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы. Как вы думаете, какая пословица больше всего подходит к рассказу «Старый гриб»? «Жизнь дана на добрые дела» «Без старых не проживёшь» «Бережливость дороже богатства» «Учись доброму- худое на ум не пойдёт» | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Работа в группах. Умение формулировать собственное мнение. Способность к сотрудничеству. Интеллектуальный аспект коммуникации. Коммуникативные действия (общение, обмен информацией) | Регулятивные действия Осуществляют самоконтроль, учащиеся делают вывод | |
3.1. Интерпретация полученных данных. | -Расскажите, собирали ли вы когда-нибудь грибы в своем краю? -Какие грибы вы знаете? -Что наблюдали вокруг себя? | |||||
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы. | -Чему вы научились? -Что узнали на уроке? -Сделайте вывод. | М.Пришвин помог нам увидеть красоту родной природы, призывает быть внимательнее ко всему живому, что нас окружает, уважать старость, что, старое нужно для нового (созреют в грибе семена – споры, ветер подхватит и рассеет по лесу для будущего) | ||||
3.3. Итог урока. Самооценка детьми собственной деятельности. | Подведение итогов урока. | -Чему учил нас рассказ М.Пришвина? - | Формулирование собственного мнения. | Самооценка «Светофор» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"
План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...