Разработка урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Донгак Байлакмаа Дагааевна

М.Пришвин "Старый гриб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chtenie_dongakb.d.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Картины родной природы по рассказу М.Пришвина «Старый гриб»

ФИО

Донгак Б.Д.

Место работы

МБОУ СОШ №1  г. Ак-Довурак.

Должность

Учитель начальных классов.

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 класс

Тема и номер урока  

Урок-обобщение по теме «Картины родной природы». Урок №7.

Технология, методы и принципы

Технология проблемного диалога, принцип деятельности, вариативности, целостности.

Учебник

Внеклассное чтение И.В.Сафонова, М.В.Черкезова, И.В.Чиж. Литературное чтение. Учебник для 3 класса школ с русским (неродным) языком обучения Москва -2013.

Цель: Обобщить знания детей по теме: «Картины родной природы» в рассказе М.М.Пришвина «Старый гриб».

Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать содержание, авторов произведений, объяснять нравственный смысл рассказов, уметь слушать звук родной природы, составлять план рассказа, пересказывать по нему, составлять короткий рассказ на предложенную тему.

1.Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока

 2.Познавательные УУД: формирование вдумчивого, внимательного чтения, умения размышлять, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии, сотрудничать с одноклассниками.

 3.Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

Задачи:

1.

2. Объяснять нравственный смысл рассказов.

3. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам.

4. Участвовать в проектной деятельности.

5. Оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.

Оборудование.

1.     Портрет А.Плещеева

2.     Сборник творческих работ: «Картины родной природы М.М.Пришвина»

3.     Мультимедиапроектор, компьютер.

 Методы и принципы: технология деятельностного метода, исследования, принцип деятельности, вариативности, целостности.

Раздаточный материал.

Учебник: И.В.Сафонова, М.В.Черкезова, И.В.Чиж. Литературное чтение. Учебник для 3 класса школ с русским (неродным) языком обучения Москва -2013.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуника тивные УУД

Регулятивные УУД

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Заинтересовать учащихся, настроить на работу, создать благоприятную психологическую атмосферу.

(Определение эмоционального комфорта в начале урока.)

-Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, листиками деревьев, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас тоже хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее.

Улыбкой ясная природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

- Садитесь!

Доброжелатель

ное отношение друг к другу.

Контакт с учащимися, настрой на позитивное решение всех ситуаций урока, которые будут возникать.

Волевая саморегуляция

1.2.

Постановка проблемы:

а) создание проблемного диалога;

1.3.

Определение темы

Привитие интереса и любви к природе.

(Звук природы)

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна,

Как дождь в твое окно стучится

Повсюду музыка … чего? (природы)

-О чем же мы будем говорить?

(На доске иллюстрации из рассказов и портрет автора М.М.Пришвина)

-Ребята, куда же поведет нас М.М.Пришвин, взявшись нас за руку?  

-Почему вы думаете, что он поведет нас в лес?

-Вы любите собирать грибы? Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какие грибы вы будете собирать старых или молодых? Почему?

Ценностное отношение к родной природе.

Формулируют тему урока.

Логические действия: объяснение смысла полученной комбинации.

Умение учащихся аргументировать свою точку зрения.

Учащиеся обсуждают полученные комбинации слов, объясняют их смысл.

Прогнозирование.

Учащиеся записывают тему в тетради.

1.4. Формулирование цели исследования.

- Как мы будем наблюдать картину родной природы? Какую цель исследования можем поставить на нашем сегодняшнем уроке?

Дети вспоминают прочитанные рассказы М.М. Пришвина и участвуют в дискуссии.

II. Операционно-исполнительский этап.

При чтении рассказа М.Пришвина, создать проблемный диалог с удивлением

-Какую удивительную тарелку нашел писатель в лесу?

-Разве в лесу есть тарелка? Из чего эта тарелка? Тарелка из какого гриба?

Сформировать понятие

Чем же молодой-то лучше старого?

ВЫВОД:

Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры будущего и живет для других, новых грибов…

 

Научить умению размышлять.

Учащиеся высказывают свои мнения.

-Понравился ли рассказ? Чем?

-Какие эпизоды запомнились лучше всего?

-Какие чувства вызывает рассказ М.Пришвина «Старый гриб»

Учащиеся высказывают свои мнения.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне

2.2.

 - Ребята, от чьего имени написано произведение?

-Кто главный герой?

Умение внимательно слушать, организовать свое рабочее место.

2.3.

Природа и человек – звенья одной цепи. Одно без другого не может существовать, на основе исследования составить сборник творческих работ учащихся,  

формировать умение обосновывать свои выводы.

-Кто еще хотел попить из лесной тарелки?

Дети вспоминают прочитанные рассказы М.Пришвина и участвуют в дискуссии.

Формировать умение аргументировать и убеждать свое мнение.

2.4. Выдвижение гипотезы.

-Можно ли попить воду из лесной тарелки?  

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

-Кому это сделать удалось?

-Кто смог увидеть красоту природы?

-Кого подразумевает М. Пришвин под старым грибом?

Вывод: Старые люди дают жизнь другим, кормят, воспитывают.

-Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили – не обязательно вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу, что-то еще?  

Перед тем приступить к исследованию проведем словарную работу.

-Какими способами можно провести словарную работу? (прямой перевод на тувинский язык, лексическое значение, подбор синонима или антонима)

- Для того чтобы исследовать нашу работу мы разделились на три группы:

В 1 группе: Какие выразительные средства языка позволили автору передать красоту леса? Доказать словами из текста.

1 группа Красота леса словами;

-Свидетелем какой сцены стал писатель и что его рассердило?

2 группа Инсценировка;

3 группа 

- Вот мы уже выбрали метод решения исследования.     А как же мы увидим красоту природы? Нам надо составить план исследования. Как он будет выглядеть?

План исследования:

  1. О чем говорится в рассказе?
  2. Почему вода оказалась чудесной? Ответить на вопрос и сделать выводы.

Составить книжку «Красота родной природы»

 

Высказывание мнений.

Умение аргументировать свои убеждения, мысли.

Формировать умение работать в группах.

Умение убеждать и уступать сверстникам.

Сотрудничество с одноклассниками.

2.6. Составление плана исследования.

-К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? Почему? (художественный рассказ – описание, выражение своих чувств ко всему происходящему.

Учащиеся самостоятельно  составляют план исследования.

Формировать умение правильно составлять предложения.

2.7. «Открытие» детьми нового знания.

Проверка гипотезы. Проведение наблюдений, чтение литературы, размышление,  создание мотивации на успех для каждого ребенка.

-Прочитай беседу птичек. Как надо читать слова каждой из них?

- Ребята, вам предлагается задание по группам:

1. Поставить  себя на место главного героя и высказать своё мнение;

2. Дать советы главным героям рассказов.

Нам тоже будет интересно узнать его.

Чтение творческих работ: 

-  «Если бы я был героем рассказа «Старый гриб», то …

6)  Работа с пословицами.

 -  Прочитайте пословицы. Как вы думаете, какая пословица больше всего подходит к рассказу «Старый гриб»?

«Жизнь дана на добрые дела»

«Без старых не проживёшь»

«Бережливость дороже богатства»

«Учись доброму- худое на ум не пойдёт»

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 Работа в группах. Умение формулировать собственное мнение. Способность к сотрудничеству. Интеллектуальный  аспект коммуникации.

Коммуникативные действия (общение, обмен  информацией)

Регулятивные действия

Осуществляют самоконтроль, учащиеся делают вывод

3.1. Интерпретация полученных данных.

-Расскажите, собирали ли вы когда-нибудь грибы в своем краю?

-Какие грибы вы знаете?

-Что наблюдали вокруг себя?

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

-Чему вы научились?

-Что узнали на уроке?

-Сделайте вывод.

М.Пришвин помог нам увидеть красоту родной природы, призывает быть внимательнее ко всему живому, что нас окружает, уважать старость, что, старое нужно для нового (созреют в грибе семена – споры, ветер подхватит и рассеет по лесу для будущего)  

3.3. Итог урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

Подведение итогов урока.

-Чему учил нас рассказ М.Пришвина?

-

Формулирование собственного мнения.

Самооценка «Светофор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...