Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_konspekt_pomoshchnik.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока литературного чтения
в 1 классе
с применением технологии продуктивного чтения
Тема урока: Михаил Пляцковский «Помощник»
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Михаила Пляцковского «Помощник»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности
Планируемые результаты.
- Предметные:
- учащиеся проверят свои знания по прочитанным произведениям;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2. Метапредметные:
Познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Коммуникативные УУД
- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
- формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Личностные:
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Ход урока
I. Организационный момент.
(Учитель проверяет готовность детей к уроку).
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-А чтобы урок наш был интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока:
Тексты будем мы … (читать),
Информацию из текста …(извлекать),
Точку зрения…(высказывать),
На вопросы … (отвечать),
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать).
Волшебный конверт.
Учитель
- Я попрошу вас помочь мне достать картинки из конверта и назвать то, что изображено на них.
На столе фотографии: кролик, ослик, дом.
Учитель
- Как вы думаете, ребята, что может объединять эти рисунки? Свой ответ начните словами «я думаю», подтвердите словами «потому что». (ответы детей)
II. Работа с текстом до чтения.
1)Антиципация.
Учитель
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.
(Работа с заголовком) «Помощник»
– Прочитайте имя автора и название текста. Можно по нему определить, кто будут герои нашего рассказа?(ответы детей)
- Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.
Слайд
Учитель
- Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? А кто такой помощник?
- Прочитайте ключевые словосочетания, записанные на доске. Слайд
Дети читают с доски
Кролик Кочерыжкин
Ослик Алфавит
Передник и рукавицы
Стены класть
Запах супа
-Как вы думаете, те картинки, которые были в волшебном конверте, они как - то относятся к этим словам? (ответы детей)
-Значение каких словосочетаний вам непонятно?
Ответ детей
-Стены класть.
Учитель
-Как вы думаете, что обозначает это словосочетание? (ответы детей)
-Предположите, о чем будет текст. (ответы детей)
Учитель
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, тогда мы увидим, насколько точны были наши предположения.
2) Постановка целей урока.
-Какие цели мы поставим для работы на уроке? (ответы детей)
-Какие качества нам нужно взять на урок?
Ответы детей
-Внимание, память, дружбу, наблюдательность.
III. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста.
Учитель
-Данный текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? (ответы детей)
(Учитель читает первую часть)
-Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?(ответ детей)
- О чем попросил кролик Кочерыжкин ослика? (ответы детей)
- Как вы думаете, что произойдет дальше? (ответы детей)
Приём «Дерево предсказаний»
Учитель
- Посмотрите на изображение дерева на доске (рисунок дерева), на стволе написано название данного рассказа. Ветви – предположения.
- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на ветвях дерева).
-Чтение 2 – й части детьми про себя.
- Оправдались ваши предположения? (ответы детей)
- Перечитывание текста, более осознанное.
Отработка навыка чтения.
Учитель
-Прежде чем вы начнёте читать сказку вслух сами, прочтите слова, записанные на слайде , по слогам, а затем целыми словами:
по-стро-ить – построить
ко-че-рыж-ка – кочерыжка
взды-ха-я – вздыхая
при-нял-ся – принялся
кир-пи-чей – кирпичей
ду-ши-сто-го – душистого
ап-пе-тит-но-го – аппетитного
при-я-те-лю – приятелю
уп-ра-вим-ся – управимся
о-бой-дусь – обойдусь
Приём «Чтение вслух с остановками». (Дети читают сказку)
- Анализ текста
Учитель
- Что мы узнали нового о героях? (ответы детей)
- Какие вопросы у вас возникли к автору? (ответы детей)
- Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? (ответы детей)
- Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? (ответы детей)
- Появились ли у вас новые вопросы? (ответы детей)
4) Беседа по содержанию.
Учитель
- Каким вы представляете кролика Кочерыжкина? (ответы детей)
- Каким был ослик Алфавит? (ответы детей)
- Помог ли ослик кролику? (ответы детей)
-Почему вдруг ослик передумал и решил помочь? (ответы детей)
- Чем закончилась эта история? (ответы детей)
IV. Работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Проблемный вопрос
Учитель
-Почему ослик Алфавит отказал в помощи кролику? (ответы детей)
Учитель
- Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? (ответы детей)
- Ожидали ли вы такого развития действия? (ответы детей)
- Что вас удивило в рассказе? (ответы детей)
2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет. Слайд
Михаил Спартакович Пляцковский(1935-1991) - известный поэт-песенник, драматург. Лауреат премии Ленинского комсомола (1986).
Родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область).
Окончил Литературный институт им. Горького (1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня "Марш космонавтов" была написана в 1961 году с С. Заславским.
В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки с М.Фрадкиным на Север - "Морзянка", "Ищи меня по карте", "Увезу тебя я в тундру"; с Шаинским по БАМу - "Дорога железная", "Есть посёлок такой", "Сердце горячим останется ".
Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"...
Пляцковский - автор нескольких поэтических сборников, музыкальных комедий "Бабий бунт" с Е. Птичкиным и "Не бей девчонок" с С. Заславским.
В 1986 году поэт стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
Умер Михаил Спартакович 26 января 1991 года.
- Работа с заглавием, иллюстрацией.
Учитель
-Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту?
Ответы детей
-Автор использует ироническое название, подсмеиваясь над горе – помощником.
Учитель
- Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки. (ответы детей)
Учитель
-Почему герои получили такие имена?
Ответы детей
-Кролик любит грызть кочерыжку, а ослик очень любил две буквы алфавита - И и А.
Учитель
-Как же кролик обосновал свою просьбу о помощи?
Ответы детей
-«Вместе работать и быстрей, и веселей». Наверное, сам бы он с удовольствием помог своему товарищу. Кролик сразу понял, что ослик его обманул, поэтому ничего ему на отказ и не ответил. Но сумел проучить ослика за враньё: отказался от «помощи», когда надо было есть суп. Кролик трудолюбивый, дружелюбный и прозорливый герой.)
4)Творческое задание.
(У детей на столах карточки с предложениями из текста, записанными не по порядку.)
Учитель
— Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны. Восстановите последовательность событий в сказке.
(Учащиеся нумеруют предложения в той последовательности, в которой они встречаются в тексте.)
□ Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть.
□ У меня голова болит.
□ Помоги мне, ослик, дом построить.
□ Я сейчас и без тебя обойдусь!
□ А на обед ему крольчиха супу наварила.
□ Кролик принялся за дело.
— А теперь расскажите сказку по получившемуся у вас плану. (Учащиеся по очереди рассказывают сказку.)
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель
- С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? Какова главная мысль рассказа?
Ответы детей
-Главная мысль сказки заключается в том, что помощь должна быть оказана вовремя, и что настоящий друг тот, кто всегда готов помочь в трудном деле.
Учитель
- Продолжите предложение:
- На уроке я узнал ….
- Мне было интересно…
- На уроке у меня получилось хорошо ….
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....
Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения
Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...