Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Данная разработка поможет интересно провести урок  по теме  рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_konspekt_pomoshchnik.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока литературного чтения

в 1 классе

с применением технологии продуктивного чтения

Тема урока: Михаил Пляцковский «Помощник»

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Михаила Пляцковского «Помощник»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности

Планируемые результаты.

  1. Предметные:

- учащиеся проверят свои знания по прочитанным произведениям;

- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

2. Метапредметные:

Познавательные УУД

- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

Коммуникативные УУД

- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

- формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;

- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;

- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Личностные:

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Ход урока

I. Организационный момент.

(Учитель проверяет готовность детей к уроку).

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-А чтобы урок наш был интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока:

Тексты будем мы … (читать),

Информацию из текста …(извлекать),

Точку зрения…(высказывать),

На вопросы … (отвечать),

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом … (развивать).

Волшебный конверт.

Учитель

- Я попрошу вас помочь мне достать картинки из конверта и назвать то, что изображено на них.

На столе фотографии: кролик, ослик, дом.

Учитель

- Как вы думаете, ребята, что может объединять эти рисунки? Свой ответ начните словами «я думаю», подтвердите словами «потому что». (ответы детей)

II. Работа с текстом до чтения.

1)Антиципация.

Учитель

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

(Работа с заголовком) «Помощник»

– Прочитайте имя автора и название текста. Можно по нему определить, кто будут герои нашего рассказа?(ответы детей)

- Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.

Слайд

Учитель

- Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? А кто такой помощник?

- Прочитайте ключевые словосочетания, записанные на доске. Слайд

Дети читают с доски

Кролик Кочерыжкин

Ослик Алфавит

Передник и рукавицы

Стены класть

Запах супа

-Как вы думаете, те картинки, которые были в волшебном конверте, они как - то относятся к этим словам? (ответы детей)

-Значение каких словосочетаний вам непонятно?

Ответ детей

-Стены класть.

Учитель

-Как вы думаете, что обозначает это словосочетание? (ответы детей)

-Предположите, о чем будет текст. (ответы детей)

Учитель

-Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, тогда мы увидим, насколько точны были наши предположения.

2) Постановка целей урока.

-Какие цели мы поставим для работы на уроке? (ответы детей)

-Какие качества нам нужно взять на урок?

Ответы детей

-Внимание, память, дружбу, наблюдательность.

III. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста.

Учитель

-Данный текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? (ответы детей)

(Учитель читает первую часть)

-Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?(ответ детей)

- О чем попросил кролик Кочерыжкин ослика? (ответы детей)

- Как вы думаете, что произойдет дальше? (ответы детей)

Приём «Дерево предсказаний»

Учитель

- Посмотрите на изображение дерева на доске (рисунок дерева), на стволе написано название данного рассказа. Ветви – предположения.

- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на ветвях дерева).

-Чтение 2 – й части детьми про себя.

- Оправдались ваши предположения? (ответы детей)

  1. Перечитывание текста, более осознанное.

Отработка навыка чтения.

Учитель

-Прежде чем вы начнёте читать сказку вслух сами, прочтите слова, записанные на слайде , по слогам, а затем целыми словами:

по-стро-ить – построить

ко-че-рыж-ка – кочерыжка

взды-ха-я – вздыхая

при-нял-ся – принялся

кир-пи-чей – кирпичей

ду-ши-сто-го – душистого

ап-пе-тит-но-го – аппетитного

при-я-те-лю – приятелю

уп-ра-вим-ся – управимся

о-бой-дусь – обойдусь

Приём «Чтение вслух с остановками». (Дети читают сказку)

  1. Анализ текста

Учитель

- Что мы узнали нового о героях? (ответы детей)

- Какие вопросы у вас возникли к автору? (ответы детей)

- Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? (ответы детей)

- Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? (ответы детей)

- Появились ли у вас новые вопросы? (ответы детей)

4) Беседа по содержанию.

Учитель

- Каким вы представляете кролика Кочерыжкина? (ответы детей)

- Каким был ослик Алфавит? (ответы детей)

- Помог ли ослик кролику? (ответы детей)

-Почему вдруг ослик передумал и решил помочь? (ответы детей)

- Чем закончилась эта история? (ответы детей)

IV. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Проблемный вопрос

Учитель

-Почему ослик Алфавит отказал в помощи кролику? (ответы детей)

Учитель

- Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? (ответы детей)

- Ожидали ли вы такого развития действия? (ответы детей)

- Что вас удивило в рассказе? (ответы детей)

2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет. Слайд

Михаил Спартакович Пляцковский(1935-1991) - известный поэт-песенник, драматург. Лауреат премии Ленинского комсомола (1986).

Родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область).

Окончил Литературный институт им. Горького (1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня "Марш космонавтов" была написана в 1961 году с С. Заславским.

В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки с М.Фрадкиным на Север - "Морзянка", "Ищи меня по карте", "Увезу тебя я в тундру"; с Шаинским по БАМу - "Дорога железная", "Есть посёлок такой", "Сердце горячим останется ".

Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"...

Пляцковский - автор нескольких поэтических сборников, музыкальных комедий "Бабий бунт" с Е. Птичкиным и "Не бей девчонок" с С. Заславским.

В 1986 году поэт стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

Умер Михаил Спартакович 26 января 1991 года.

  1. Работа с заглавием, иллюстрацией.

Учитель

-Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту?

Ответы детей

-Автор использует ироническое название, подсмеиваясь над горе – помощником.

Учитель

- Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки. (ответы детей)

Учитель

-Почему герои получили такие имена?

Ответы детей

-Кролик любит грызть кочерыжку, а ослик очень любил две буквы алфавита - И и А.

Учитель

-Как же кролик обосновал свою просьбу о помощи?

Ответы детей

-«Вместе работать и быстрей, и веселей». Наверное, сам бы он с удовольствием помог своему товарищу. Кролик сразу понял, что ослик его обманул, поэтому ничего ему на отказ и не ответил. Но сумел проучить ослика за враньё: отказался от «помощи», когда надо было есть суп. Кролик трудолюбивый, дружелюбный и прозорливый герой.)

4)Творческое задание.

(У детей на столах карточки с предложениями из текста, записанными не по порядку.)

Учитель

— Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны. Восстановите последовательность событий в сказке.

(Учащиеся нумеруют предложения в той последовательности, в которой они встречаются в тексте.)

□ Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть.

□ У меня голова болит.

□ Помоги мне, ослик, дом построить.

□ Я сейчас и без тебя обойдусь!

□ А на обед ему крольчиха супу наварила.

□ Кролик принялся за дело.

— А теперь расскажите сказку по получившемуся у вас плану. (Учащиеся по очереди рассказывают сказку.)

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель

- С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? Какова главная мысль рассказа?

Ответы детей

-Главная мысль сказки заключается в том, что помощь должна быть оказана вовремя, и что настоящий друг тот, кто всегда готов помочь в трудном деле.

Учитель

- Продолжите предложение:

- На уроке я узнал ….

- Мне было интересно…

- На уроке у меня получилось хорошо ….

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке

Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....

Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...