Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
методическая разработка по чтению (1 класс)
Цели урока.
1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_chteniya.docx | 291.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Тема урока: Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора.
Цели урока.
1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
Планируемые результаты.
- Предметные:
- учащиеся проверят свои знания по прочитанным произведениям;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2. Метапредметные:
- познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
- коммуникативные УУД
- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
- формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Личностные:
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Ход урока
1. Организационный момент
(Учитель проверяет готовность детей к уроку).
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.
-А чтобы урок наш был интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока:
Тексты будем мы … (читать),
Информацию из текста …(извлекать),
Точку зрения…(высказывать),
На вопросы … (отвечать),
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать).
Волшебный мешочек.
Учитель
- Я попрошу вас помочь мне достать предметы из этого мешочка и назвать каждый предмет.
На столе: предметы: бинт, градусник, шприц, пипетка,
Учитель
- Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти предметы? Свой ответ начните словами «я думаю», подтвердите словами «потому что».
Учитель
- Я согласна с вами, эти предметы принадлежат доктору, врачу.
I этап – Работа с текстом до чтения.
1)Антиципация.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.
(Работа с заголовком)
– Прочитайте имя автора и название текста. Можно по нему определить, кто будут герой нашего рассказа?
- Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.
- Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете?
- Прочитайте ключевые словосочетания, записанные на доске?
Трубочка для прослушивания.
Нацепил очки на нос.
Градусник под мышку.
Пропишу лекарство.
Хвостиком - обрубком постукивает.
Как вы думаете, те предметы, которые были в волшебном мешочке, они как – то относятся к этим словам?
Значение каких словосочетаний вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это словосочетание?
Предположите, о чем будет текст?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, тогда мы увидим, насколько точны были наши предположения.
2) Постановка целей урока.
Какие цели мы поставим для работы на уроке?
Какие качества нам нужно взять на урок? (внимание, память, дружбу, наблюдательность)
II этап – Работа с текстом во время чтения.
1)Первичное чтение текста.
Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей?
(Учитель читает первую часть)
- Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?
- Прочитаем 2 часть рассказа (читают хорошо читающий ученик вслух).
Приём «Дерево предсказаний»
- Посмотрите на изображение дерева на доске (рисунок дерева), на стволе написано название нашего рассказа. Ветви – предположения.
- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на ветвях дерева).
-Чтение самостоятельно 3 – й части.
- Оправдались ваши предположения?
2)Перечитывание текста, более осознанное.
- Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем 4 часть.
Приём «Чтение вслух с остановками».
(После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий)
3) Анализ текста
- Что мы узнали нового о наших героях?
- Какие вопросы у вас возникли к автору?
- Как бы вы ответили на них?
- Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше.
- Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали?
- Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским?
- Появились ли у вас новые вопросы?
4) Беседа по содержанию.
- Каким вы представляете Никиту?
- Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?
Прочитайте 4 часть.
- Чем закончилась эта история?
III этап – Работа с текстом после чтения.
1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Проблемный вопрос?
- Прав ли Никита, можно ли так играть с собакой? Если нет, то почему?
- Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они?
- Ожидали ли вы такого развития действия?
- Что вас удивило в рассказе?
- Что было самым интересным?
2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале. Юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка.Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях». Во-вторых, кроме всего этого движущегося и шевелящегося изобилия натуры всегда можно было сбегать в мастерскую чучельника, находившуюся в двух шагах от дома Чарушиных. Там зверей можно было рассмотреть в состоянии покоя. Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных.
3) Работа с заглавием, иллюстрацией.
Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки.
4)Творческое задание.
Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Художник изобразил только фрагмент из рассказа.
А я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу.
Я предлагаю вам разбиться на 2 группы, 1 – ая команда нарисует 2 иллюстрации к 1 – 2 частям текста, 2 – ая команда к 3 – 4 частям. Рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм.
Итог урока. Рефлексия.
- С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? Какова главная мысль рассказа?
- Продолжите предложение:
- На уроке я узнал ….
- Мне было интересно…
- На уроке у меня получилось хорошо ….
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....
Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения
Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...