Конспект логопедического урока "Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текст".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текст?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текст | 126.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ Методическое пособие: обобщение опыта работы
Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текст
Для успешного обучения школьнику необходим достаточный уровень владения навыками понимания устного и письменного текста. Особенно актуальна проблема понимания текстового сообщения для учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР). Вследствие преимущественного недоразвития у них лексико-грамматического строя языка на первый план часто выходят трудности семантического плана. Эти затруднения влияют на формирование читательских умений, текстовой деятельности, которые являются базовыми средствами дальнейшего школьного обучения.
Способность к пониманию смысла обращенной речи сопряжена с языковой способностью - способностью усваивать родной язык как систему. Вместе они функционируют в структуре речемыслительной деятельности, позволяющей по мере развития ребенка формировать «языковую и смысловую картину мира» в сознании человека.
В настоящее время вопрос об особенностях формирования механизмов понимания текстовых сообщений в онтогенезе широко обсуждается в психологической, лингвистической, филологической и специальной литературе. Однако анализ источников показывает, что проблема несформированности понимания текстового сообщения у младших школьников с ОНР недостаточно освещена в современной специальной литературе. Чаще всего при описании речевого статуса таких детей констатируются нарушения понимания речи, но не дается их качественный детальный анализ.
Тем не менее, известны отдельные исследования, посвященные изучению смыслового восприятия текстового сообщения. Авторы (Воробьева В.К., 1987; Строганова В.В., 1998; Гуменная Г.С, 1997; Ланина Т.Н., 2007; Русецкая М.Н., 2009; Шулекина Ю.А., 2008, 2010) указывают на:
- Различную степень смысловой обработки текста в процессе его восприятия.
- Трудности процесса внутреннего программирования, отбора и выбора языкового материала для адекватного оформления замысла.
- Трудности установления логических связей текста.
- Сниженные возможности детей соотносить внешний и внутренний планы текста, догадываться о скрытом смысле, др.
По мнению, В.К. Воробьевой, «дефекты понимания и передачи связного речевого сообщения, отмечаемые в процессе репродукции художественного текста, усиливаются при работе с учебным текстом и ведут к плохому усвоению содержания, что не может не отразиться на качестве учебного процесса».
Кроме того, специфику понимания текстов младшими школьниками с ОНР определяют стратегии смыслового восприятия, выделенные и описанные Шулекиной Ю.А. (2008). Самостоятельное применение детьми этих стратегий (формально-смысловая стратегия; глубинно-смысловая стратегия; ассоциативно-смысловая стратегия) затрудняет смысловой анализ содержания текста. Как результат - частичное или полное непонимание смысла текста.
Целенаправленное, системное формирование указанных стратегий у детей с ОНР средствами логопедической коррекции значительно повышает эффективность понимания ими различных планов текста, смыслового концепта текста, а также закрепляет алгоритмы смыслового анализа, используемые детьми в учебной деятельности.
В свете изложенного нами ведется разработка модели специального обучения пониманию текста детей младшего школьного возраста с ОНР. Методической основой нашей работы явились исследования Е.Л. Гончаровой, М.Н. Русецкой, Н.Н. Сметанниковой, Ю.А. Шулекиной.
Специальное обучение опирается на психологические и психолингвистические закономерности развития речи в детском возрасте и проводится посредством коррекционно-развивающих упражнений. Аналогичные виды упражнений и заданий могут использоваться на разных этапах работы с текстом с целью повышения общего результата – понимания смысла услышанного / прочитанного.
Специальное обучение детей пониманию текста предполагает поэтапность работы педагога.
Основная задача первого этапа - активизация мотивационных, познавательных, личностных ресурсов ребенка до знакомства непосредственно с содержанием, подготовка его к основной деятельности – восприятию или чтению текста. Здесь проводится анализ околотекстового пространства, включаются ведущие механизмы речевой деятельности – прогнозирования, ассоциирования, смысловых опор. Среди заданий можно отметить следующие:
1. Прогнозирование содержания текста по смысловым опорам (например, по названию).
2. Актуализация знаний о предмете, герое, явлении, качестве и т.д.3. Актуализация кругозора (где еще можно встретится с героем рассказа и т. д.)
4. Рисование на основе прогнозирования (опираясь на текст, нарисовать героя, явление так, как себе представляет ребенок).
На втором этапе осуществляется непосредственное обучение младших школьников с ОНР пониманию смысла услышанного или прочитанного текста на основе анализа формально-смысловых и глубинно-смысловых его структур. Упражнения данного этапа ориентированы преимущественно на формирование стратегий смысловой обработки текста у младших школьников с ОНР, основанных на знании о лингвистических и смысловых правилах организации текста.
К заданиям и упражнениям этого этапа коррекционно-развивающей работы могут быть отнесены:
1. Заполнение смысловых пропусков в тексте с помощью опор
2. Восстановление событий в тексте (когда в тексте отсутствует концовка и ребенок самостоятельно додумывает, придумывает конец истории)
3. Анализ смысловых опор текста (подобрать заглавие по смыслу)
4. Верификация намеренно включенных в текст ошибок
На третьем этапе выполняются послетекстовые задания, направленные на соотнесение гипотезы, которая была сформулирована ребенком на первом этапе (о чем будет текст? кто главный герой? и т.д.), с реальным содержанием текста и оценку своей деятельности.
Особенно значимым этот этап является для детей с ОНР. Критический подход к оценке своей деятельности, особенно такой сложной, как чтение, не позволяют этим детям видеть свои ошибки, анализировать их, дабы не повторять их в следующий раз.
Задания и упражнения третьего этапа обучения, таким образом, позволяют научить детей следить за ходом своих мыслей во время восприятия текста на слух или его чтения, более точно планировать и прогнозировать развитие событий, соотносить полученную информацию с тем опытом, который имеет каждый отдельный ребенок. Во многом эти упражнения способствуют развитию у ребенка умения посмотреть на себя со стороны, оценить свои успехи и трудности, становлению адекватной самооценки.
Среди заданий третьего этапа наиболее важными мы считаем:
1. Обсуждение полученных знаний (ребенок рассказывает, что нового он узнал из рассказа о предмете, герое, явлении).
2. Связь полученных знаний с личным опытом
3. Применение полученных знаний (совместные с ребенком рассуждения, где ему может пригодиться информация, полученная из текста)
4. Оценка эмоционального отношения к прочитанному (ребенок рассказывает, как он относится к рассказу, что ему понравилось, что не понравилось.)
5. Самооценка, рефлексия (что было сложно ребенку в работе с текстом, что помогло ему понять текст) и т.д.
Ответы ребенка на вопросы и результаты выполнения заданий, о которых говорилось выше, позволяют воссоздать полную картину его отношения к содержанию текста, своей деятельности и помощи взрослого, а также эмоциональную окрашенность деятельности ребенка, направленную на смысловой разбор текста.
Всё это формирует в ученике необходимые качества для работы с воспринимаемым на слух / читаемым текстом, погружает его в суть текста, углубляет познания и интересы, расширяет возможности реализации полученных знаний в других ситуациях. Это составляет стабильную основу для развития полноценной учебной деятельности младшего школьника с ОНР.
Литература:
1. Алексеев О.Л. , Филатова И.А. Современность и пути развития специального образования. - М., 2010.
2. Коррекционно–развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды. Сб.статеймеждунар. науч.-практ. конф. - М., ГОУ ВПО МГПУ, 2008.
3. Шулекина Ю.А. Психолингвистические механизмы нарушения понимания текста при ОНР //Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: матер. науч. конф. 22023 апреля 2009 г / под общ. ред. В.Н. Скворцова - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. с. 450-454.
4. Шулекина Ю.А. Психолингвистический анализ смыслового восприятия речевого высказывания (в условиях речевой патологии) - LAP LambertAcademicPublishing, GmbH&Co. KG, 2011.
Практический материал
Прогнозирование содержания текста на примере рассказа А. Авдея «Старший леший»
Предметная область. Литература.
Возраст учащихся. 11 лет.
Тема. Прогнозирование содержания текста на примере рассказа А. Авдея «Старший леший».
Цели: совершенствовать умение работы с текстом; развивать речь обучающихся, мышление, словарный запас; воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, убедить учащихся в необходимости доброты и верности.
Задачи: познакомиться с рассказом А. Авдея «Старший леший»; развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умения прогнозировать события и оценивать художественное произведение и его героев, критическое мышление; понять авторскую позицию; дать собственную оценку решения героя; воспитывать интерес к чтению, логично излагать свою точку зрения, доброту друг к друг.
Тип. Комбинированный.
Вид. Познавательный.
Форма. Кружковая.
Технологии: технология продуктивного чтения, технология критического мышления.
Используемые приёмы: прогнозирование по названию, чтение с остановками, словарная работа, беседа по вопросам, обращение к личному опыту.
Введение.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь — это достижение личностных и метапредметныхрезультатов.Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Применение различных приёмов работы с текстом способствует формированию метапреметного результата смыслового чтения.Одним из эффективных приёмов обучения пониманию текста является вероятностное прогнозирование содержания текста по заголовку или фрагменту. В сознании читателя смысл прочитанного постоянно обновляется и меняется в ходе восприятия речи. Особенно, когда заголовок текста не отражает напрямую содержание текста и причина того, почему текст имеет именно такой заголовок, становиться полностью понятной только после прослушивания текста.При этом конечный результат зависит не только от характеристики самого текста, но и от психики воспринимающего текст человека и его прошлого опыта.
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Ход занятия
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас видеть, и надеюсь, что наше занятие будет для вас полезным и пройдёт в атмосфере творческого сотрудничества. А начать сегодняшнее занятие я бы хотела словами ЛирнедХанда: «Слова как хамелеоны: меняют окраску в зависимости от окружения».
II. Мотивация к учебной деятельности.
1. Беседа по вопросам.
- Что такое «слово»?
(Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.)
- Как вы думаете, почему философ ЛирнедХанд сравнивает слова с хамелеонами?
(Хамелеон – это пресмыкающееся, обладающее способностью менять окраску своего кожного покрова при раздражении, перемене цвета окружающей среды и т. п., а слово в зависимости от контекста своё лексическое значение.)
- Что вам известно о лексическом значении слова?
(Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закреплённая в сознании говорящих соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности.)
2. Сообщение темы занятия. Постановка учебных задач.
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?
(О словах и контексте.)
- Тема нашего сегодняшнего занятия – «Прогнозирование содержания текста». Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством современных русских прозаиков, работу над совершенствованием умения работы с текстом.
- Как вы считаете, какие цели и задачи соответствуют теме нашего занятия?
(Познакомиться с творчеством русских прозаиков XX века; развивать читательскую наблюдательность, умения прогнозировать события и оценивать художественное произведение и его героев; понимать авторскую позицию; давать собственную оценку решению героя; логично излагать свою точку зрения.)
III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
- Мы с вами изучили много произведений. Назовите те, которые вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились?
- Да, ребята. Русская литература богата самыми разными произведениями. О родине, природе, семье, но всех их объединяет одно – у каждого из произведений есть своё название, заголовок. Как сказал актёр Станислав Бондаренко: Заголовок – окошко для взгляда вперёд.
Посмотри и подумай: что тебя ждёт?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.
IV. Практикум. Работа с текстом.
1. Работа над заголовком текста.
- Сегодня работу с текстом мы начнём с обсуждения названия текста Андрея Авдея «Старший леший». Как вы думаете, о чем этот текст? О ком здесь рассказывается? Что могло произойти?
- Как вы думаете, к какому виду текстов относится произведение «Старший леший»?
- Как может начаться текст? Как может закончиться?
(Учащиеся угадывают, о чём может быть произведение Андрея Авдея «Старший леший». Думают и обсуждают в группах возможное время действия, время года, предполагают, какими будут герои рассказа.)
2. Чтение фрагментов текста произведения с остановками.
- Сейчас я буду читать текст. Мы сравним с ним наши предположения и посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали только на основе заголовка текста.
- Иногда я буду останавливаться, а вы будете мне подсказывать, что же могло произойти дальше. (Приложение 2.)
- Ребята, как вы думаете, почему герой назвал себя «лешим»?
- Какое значение вкладывает в это слово автор? Соответствует ли оно словарному толкованию?
Продолжение восприятия текста. (Приложение 3.)
3. Творческая работа в парах.
- Попробуйте составить продолжение истории по началу рассказа Андрея Авдея «Старший леший», не забывая про признаки текста.
(Слушаем одну-две работы. После того как тексты прочитаны, педагог читает продолжение из первоисточника.)
4. Чтение с последующим обсуждением. - Совпал ли финал рассказа с вашими предположениями? Почему?
- Какими словами писатель в этом отрывке предвосхищает трагическую развязку – смерть Лешего? («Раздалась короткая автоматная очередь».)
- Была ли смерть Лешего вознаграждена? (Да, он возвращает здоровье девочке.)
- А смогли бы вы поступить так, как главный герой?
- О чём этот рассказ? (О самоотверженности, о доброте, о жизни и смерти).
- Какова идея произведения Андрея Авдея? (Нужно всегда оставаться верным своему слову не смотря ни на что. Нужно помнить тех, кто сделал тебе добро и быть благодарным.)
- Какой заголовок подобрали бы вы к этому рассказу и почему?
5. Стадия размышления (рефлексия).
- Помогло ли вам лучше понять рассказ «чтение с остановками»? Если да, то в чём?
- Был ли интересен и полезен приём «читательский прогноз»?
6. Заключительное слово педагога.
- Работа нашей творческой мастерской подошла к концу: мы познакомились с творчеством прозаика Андрея Авдея, но никогда не забывайте восточную мудрость: «Все наши дела, мысли и слова следуют за нами – творите же добро!»
Заключение.
Использование приёма прогнозирования содержания воспринимаемого текста по заголовку или его фрагменту способствует концентрации внимания обучающихся на содержании речевого сообщения, позволяет опираться на прогноз при восприятии текста, проверять правильность предвосхищения результата.
Технология продуктивного чтения позволяет сделать процесс восприятия управляемым и сознательно контролируемым, совершенствовать умения создавать собственные тексты, которые в первую очередь строятся на таком виде работ, как сочинение. Оно активизирует умственную работу, развивает способности творческие и воссоздающие, а также внимание, память, логическое мышление учащихся и их самостоятельность.
Литература
1. Авдей Андрей «Старший леший» http://www.proza.ru/2016/01/30/662
2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе./ Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия- 2001.-364с.
3. Бондаренко С. http://900igr.net/datas/literatura/Pismo/0013-013-Zagolovok.jpg
4. ЛирнедХанд https://cltplanet.xyz/aforizmi/aforizm/29453
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2010 – 988 с.
6. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»: [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010.
7. ФГОС. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Подготовила учитель –логопед Стихина Л. Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим младшего школьника понимать текст.
Родительское собрание с комплексом упражнений для развития понимания теста....
Учим школьников с речевыми нарушениями понимать текст
Психолингвистические исследования, проведенные в 90-ых годах в разных городах России, показали, что из 1000 школьников полноценно понимают прочита...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Учись понимать текст»
Конспект урока разработан к учебнику по русскому языку Матвеевой Е. И. издательство "Бином. Лаборатория знаний". Данные учебники проходят апробацию....
Как помочь школьнику понимать прочитанный текст и уйти от чтения без осмысления
В статье рассматриваются методы и приемы, которые помогут школьнику прийти к осмысленному чтению....
Конспект логопедического занятия "Дифференциация [ц]-[ч] в словах, предложениях, тексте".
Задания урока могут быть использованы для профилактики и коррекции артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Представленные упражнения направле...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи у младших школьников «Работа с деформированным текстом».
Цель: учить восстанавливать текст в логической последовательности, закреплять представление о способах связи между предложениями в тексте; развивать связную речь учащихся, орфографические умения и нав...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи у младших школьников «Работа с деформированным текстом».
Учить обучающихся восстанавливать текст в логической последовательности, закреплять представление о способах связи между предложениями в тексте; развивать связную речь учащихся, орфографические умения...