Конспект логопедического занятия "Дифференциация [ц]-[ч] в словах, предложениях, тексте".
методическая разработка по логопедии (2, 3, 4 класс)

Глевацкая Серафима Кирилловна

 

Задания урока могут быть использованы для профилактики и коррекции артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Представленные упражнения направлены на развитие навыков фонематического анализа, внимания, мыслительных процессов. 
Этот материал будет полезен логопедам, дефектологам, учителям, студентам дефектологических факультетов, родителям детей, имеющих нарушения письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ts-ch_ispravleno.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ц–ч В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ»

4 класс (5 год об-я)

                                                            учитель-логопед

Глевацкая Серафима Кирилловна

23.12.2021 г.

Технологическая карта логопедического занятия

4 класс

Тема занятия.

Логопедическая тема: Дифференциация ц-ч в словах, предложениях, тексте.

Лексическая тема: Птицы.

Грамматическая тема: Гласные и согласные звуки. Изменение по падежам имён существительных.

Тип урока.  Урок обобщения и систематизации полученных знаний на практике.  

Цель: Дифференциация звуков [ц-ч] в устной речи и букв ц-ч на письме.

Задачи:

Образовательные:

- Учить различать звуки [ц-ч] в произносительном плане и на письме.

- Закреплять знания об артикуляционных и акустических характеристиках звуков [ц-ч].

- Закреплять умение изменять по падежам имена существительные.

Коррекционные:

- Развивать фонематический анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.

- Развивать графо-моторные навыки.

- Развивать внимание, мыслительные процессы.

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Развить навык самоконтроля.

Воспитательные:  

- Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, не перебивая.

Планируемые результаты занятия

Предметные

-  различать звуки [ц-ч] в произносительном плане и на письме;

-  различать артикуляционные и акустические характеристики звуков [ц-ч];

- закреплять навык образования имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением суффиксальным способом;

- изменять по падежам имена существительные;

- определять падеж имен существительных.

Метапредметные

Познавательные УУД: 

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;  

- использовать знаково-символические средства, осуществляя анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

Коммуникативные УУД: 

- уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности;

 Регулятивные УУД: 

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,

- понимать и выполнять учебную задачу;

- уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль.

Личностные

- адекватно понимать причины успешной учебной деятельности;

-понимать необходимость учения.

Межпредметные связи

- Русский язык. Тема «Изменение по падежам имён существительных».  (УМК «Школа России», учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 4 класс»).

- Окружающий мир. Раздел «Природа России». (УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова, Е. А. Крючковой «Окружающий мир», 4 класс).

Формы работы. Фронтальная (ФР), в парах (ПР), индивидуальная (ИР).

Основные ресурсы урока

Для учителя

- Набор магнитных карточек «Фонетический разбор с картинками» («Русские магниты»).

- Предметные картинки.

- Графо-моторные дорожки.

- Ритмические парковки.

- Контейнер с фасолью.

- Фигурки по теме занятия.

- Набор магнитных карточек для разбора предложения («Русские магниты»).

-ПК, интерактивная доска, программа Интерактивный тренажер «Wordwall» (гиперссылка  https://wordwall.net/ru ).

Для учащихся

- Рабочие тетради.

- Набор магнитных смайликов для рефлексии («Русские магниты»).

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I.   Мотивация к деятельности.

1.Организационный момент

1.Развитие навыков позиционного фонематического анализа, графо-моторных навыков.

Дает указание каждому из учащихся сесть за парту, на которой лежит определённая графо-моторная дорожка (линия в виде волны, ломаная линия из острых углов, ломаная линия из прямых углов, линия в виде наклонной волны). Затем просит начертить графо-моторную дорожку и на каждой волне написать определённый звук.

- 4-ый звук в слове акация

- ударный гласный в слове капля

- 3-ий звук в слове лапа

- 3-ий звук в слове малина

- ударный гласный в слове яблоко

Проверяет, у всех ли учеников получилось слово цапля. Затем просит поменяться графо-моторными дорожками и начертить её. Потом также на каждой волне просит написать определённый звук.

- 4-ый звук в слове кабачок

- ударный гласный в слове аист

- 3-я буква в слове чайник

- 4-ый звук в слове сумка

- ударный гласный в слове заяц

Проверяет, у всех ли учеников получилось слово чайка.

2.Сообщение темы занятия.  

  • Предлагает ученикам назвать первые звуки в получившихся словах.
  • Просит выдвинуть предположение о логопедической теме предстоящего занятия. Озвучивает логопедическую тему занятия.  

  • Учащиеся анализируют поставленную задачу, садятся на свои места согласно условиям задания.  (ИР)

  •  Называют получившиеся слова, выделяют в них первые звуки.

  • Выдвигают предположения о теме занятия. Называют тему    занятия.   (ФР)

II. Актуализация необходимых знаний.

  • Уточняет связь звука и буквы (ц-ч), условное обозначение.
  • Предлагает провести сравнительный анализ согласных звуков в артикуляционном и акустическом плане с помощью магнитных символов.
  • Называют загаданные звуки, дают характеристику данным звукам, вспоминают условное обозначение выделенных звуков.
  • Проводят сравнительный анализ согласных звуков. (ФР)

III. Организация познавательной деятельности обучающихся.

  1)  Дифференциация ц-ч на уровне слова.  

  • Выкладывает две ритмические парковки. Просит каждого по очереди доставать из контейнера с фасолью по одной фигурке, определять, какой из дифференцируемых звуков есть в слове, затем класть фигурку на определённое место на «парковке» в соответствии с порядковым местом, которое занимает звук в слове. Потом просит по памяти записать названия фигурок в два столбика в зависимости от наличия в слове того или другого из дифференцируемых звуков.

2) Дифференциация ц-ч на уровне предложения.  

  • Предлагает посмотреть на картинки и назвать каждую из них, затем дать обобщающее название. Далее просит распределить птиц на группы (перелётные, зимующие, домашние). Затем назвать птиц, в названии которых есть звук [ц], потом птиц, в названии которых есть звук [ч]. Далее предлагает составить предложения, их схему и определить падеж имён существительных.
  • После этого предлагает обменяться тетрадями и проверить правильность выполненного задания.

3)  Динамическая пауза.  «Сделай также».  

  • Предлагает ученикам выполнить нейропсихологические упражнения, изображённые на карточках.

4)    Дифференциация ц-ч на уровне текста.

  • Раздаёт учащимся карточки с текстом и просит исправить в нём ошибки.

Первый червяк.

    Повела курица чыплят уцить червяков искать.

    - Цервяки бывают всякие, и найти их непросто, - учила курича.

   Восемь цыплят слушали курицу. А два чыплëнка не стали слушать. Они помцались искать червяка. Очень хотелось первыми найти цервяка.

   Один цыплёнок споткнулся обо цто-то и упал.

   - Это и есть червяк, - крицал цыплёнок.

   - Мы откопаем его и отнесём этим глупчам.

   После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка, они понесли червяка своим братчам.

   - Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили гвоздь.

                                                                  (По М. Петрову.)

5) Дифференциация ц-ч на уровне слова. Проверка правильности записанного.

  • Предлагает выполнить задание онлайн в программе интерактивного тренажера «Wordwall» (гиперссылка  https://wordwall.net/ru ).
  • Просит детей разгадать сканворд, проверяя правильность написания названий птиц.

  • Выполняют задание согласно инструкции. (ФР и ИР)

  • Называют птиц, разделяют их на группы. Записывают предложения в тетрадь, обозначая согласные звуки.  Составляют схемы предложений и определяют падеж имён существительных. Осуществляют взаимопроверку. (ФР, ИР и ПР)

  • Выполняют задание согласно инструкции. (ФР)

  • Выполняют задание согласно   инструкции. (ФР)

  • Выполняют задание тренажера  и записывают слова  по заданию, выделяют нужные звуки.   (ФР.ИР)

III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия.

  • Предлагает учащимся подвести итоги занятия. Задает вопросы по теме урока.
  • Просит  учеников  оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников на занятии.

  • Вспоминают этапы урока, выполненные задания. (ФР)
  • Анализируют и оценивают свою деятельность, используя «Смайлики рефлексии». (ФР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме "Слово. Предложение. Текст"

Логопедическое занятие по теме «Слово. Предложение. Текст » предназначено для учащихся первых классов, имеющих трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные общим недоразвитием речи...

Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."

Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....

Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).

Тема: Автоматизация звука Р.Цели: - закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;Задачи:- развивать операции фонематического восприятия;- развивать память н...