Как помочь школьнику понимать прочитанный текст и уйти от чтения без осмысления
статья по чтению
В статье рассматриваются методы и приемы, которые помогут школьнику прийти к осмысленному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_bez_osmysleniya_shkolnika.docx | 13.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь школьнику понимать прочитанное
⠀
⠀⠀В статье «Как помочь понять текст книги. Вспомогательные средства» мы поговорили о том, что приводит к нарушению читательской деятельности (нарушение развития читательских компетенций, когда ребенок не прошел путь от ситуативной речи к пониманию контекстной), и как можно помочь ребенку пройти путь читателя, путь к пониманию и осмыслению текста.
⠀
⠀⠀Но что делать, если перед нами школьник, который прежде чем понять текст прочитает его три раза, да и то не все поймет? Школьник, который прошел путь читателя, слушал и понимал волшебные сказки, рассказы, далеко выходящие за рамки его опыта, с удовольствием слушал аудио постановки. Однозначно, понимание контекстной речи у него присутствует.
Тут можно сказать, что пострадала сама читательская деятельность.
⠀⠀Скорее всего, мы видим серьезные нарушения мотивации к чтению. Возможно виноваты тут курсы «скорочтения», когда акцент делается на технику чтения, а не на смысловую составляющую. Случается, что взрослые сосредотачивают все усилия на то, чтобы добиться беглого чтения без ошибок, упуская и сам смысл этой деятельности и забывая про удовольствие от чтения.
Возможно, утерян интерес, потому что, когда он научился читать, родители перестали читать вслух, прекратилась традиция «семейного чтения».
⠀⠀Получается, что объемы текста нарастают, а привычка сосредотачиваться на технике чтения, закрепляется. Интерес к чтению угасает. И вот ребенок уже не может с первого раза понять смысл прочитанного текста. Ведь смысл маленьких текстов понять было просто, они состояли из нескольких предложений. А при нарастании объема становится все сложнее и сложнее. Взрослые упускают этот момент, так как им важна «техника чтения», которой пугают всю младшую школу. И вот, у ребенка сложилась привычка чтения без понимания. Что делать?
Выход конечно есть, но требует даже больших усилий, чем работа с дошкольником.
Итак, в этом случае главная задача – вернуть ребенку вкус к чтению. Для этого:
- возобновляем традицию чтения вслух ребенку;
- беседуем с ребенком о прочитанном;
- очень хорошие результаты дает рисование во время чтения, можно включать аудио запись, а ребенку давать задание рисовать на тему услышанного;
- в бытовых ситуациях возвращаемся к тексту книг, вспоминаем героев книг, размышляем с ребенком о том, как бы поступили они в данной ситуации;
- подбираем тексты со скрытым смыслом (попозже найду специально, но пока просто погуглите), обсуждаем с ребенком.
Этими приемами мы разовьем у ребенка контроль за пониманием прочитанного и вернем утраченный интерес к чтению.
Чтение – это прежде всего интересный досуг, развлечение не для всех. Мы же хотим, чтобы нашему ребенку оно было доступно. Придется потрудиться для этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим младшего школьника понимать текст.
Родительское собрание с комплексом упражнений для развития понимания теста....
Тест на осознанность прочитанного текста для 3 класса
Проверка навыков чтения молча в 3 классе строится на основе отрывка из текста А.И. Куприна "Скворцы". Проверяется так же понимание прочитанного текста. Документ состоит из отрывка из текста, заданий, ...
Как научить осуществлять поиск информации, понимать прочитанное и передавать свою информацию в виде текста на коррекционных логопедических занятиях во 2-4 классах.
В этой статье описываются способы и приемы обучения осмысленному чтению...
Конспект логопедического урока "Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текст".
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текс...
Рабочий лист "Читаю и понимаю прочитанное"
Рабочий лист для работы на уроке чтения с обучающимися по адаптированной программе 8.2...
Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание.
Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание....
Конспект внеурочного занятия «Учимся пересказывать текст выборочно и творчески» (4 класс, "Осмысленное чтение")
Цель: создание условий для анализа текста и подготовки к творческому или выборочному пересказу.Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятия «выборочный пересказ» и &laq...