Знакомство с буквой «Йй». Звуковой анализ слов «чайка» и «гайка
методическая разработка по чтению (1 класс)

Утина Марина Евгеньевна

Цель урока:Создание условий для знакомства детей с буквой «й», осуществление звукового анализа слов «чайка» и «гайка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx153.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение
Класс:
1 

Тема: Знакомство с буквой «Йй». Звуковой анализ слов «чайка» и «гайка»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: Создание условий для знакомства детей с буквой «й», осуществление звукового анализа слов «чайка» и «гайка»

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: написание буквы «й» и произношение

Понимать: как пишется буква «й»

Применять: знания звукового анализа на практике

Анализировать: сравнение слов «чайка» и «гайка»

Синтезировать: написание текста по картинкам

Метапредметные:

Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Анализ. Синтез. Сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Основные понятия: звуковая схема, звуковой анализ, буква, звук

Ресурсы урока:

Для учителя:

Презентация, Методические рекомендации

Для ученика:

Рабочая тетрадь, учебник

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Садитесь

Меня зовут Марина Евгеньевна

Какие учебные принадлежности у вас должны лежать на столе?

Какие пишущие предметы должны быть?

Не забываем, что сидеть вы должны ровно, поэтому выпрямите спину. Я надеюсь, что вы будете активно работать во время урока. Приступим.

Учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, дневник

Ручка, карандаш и тд

2. Актуализация необходимых знаний:

-Ребята, а расскажите мне, какая бывает речь?

-Молодцы!

- К нам с вами на урок, я пригласила гостя. Это дракончик и его зовут Рубин. Он будет нам с вами помогать

− Рубин придумал для вас задание, посмотрите на доску и проверьте все ли из этих букв были вами изучены?

-Тогда кто хочет выделить ту букву, которая еще не изучена?

-Рубин вам хочет подсказать, и он шепнул мне на ушко, что буква называется «Икраткое», а звук «й»

-Как вы думаете, какую букву мы будем изучать?

-Хорошо, но перед знакомством с ней, скажите мне как можно классифицировать остальные буквы?

-Молодцы

-А для того, чтобы «Икраткое» отнести к какой-нибудь группе нам надо выполнить еще задания

Устная и письменная

А,Я,О,Ё,У,Ю,Э,Е,Й,Ы,И,М,Н,Р,Л

Один из учеников выделяет букву Й

Икраткое

Гласные: а,я,о,ё,у,ю,э,е,ы,и

Согласные: м,н,р,л

3. Мотивация познавательной деятельности:

-Отгадайте загадку

Эта птица любит море.

Жить привыкла на просторе.

В море синее нырнет -

Рыбку в клюве принесет.

Что за птица? Угадай - ка!

Знают все, что это

-Отгадайте ребус

-Выделите букву, которую мы будем изучать, зеленым карандашом

-Правильно!

Чайка

Гайка

Й

4.Организация познавательной деятельности:

-Давайте сравним слова «чайка» и «гайка». Что у них одинаковое?

-Что у них разного?

-Посмотрите на доску, Рубин сделал звуковой анализ слов «чайка» и «гайка», определите какая из звуковых схем к какому слову относится?

-Как вы думаете, почему Рубин обозначил звук «й» зеленым цветом?

-А можем ли мы произнести звук «й» твердо?

-Правильно, звук «й» является согласным звуком, звонким, всегда мягким

-Теперь докажите, что 1 схема относиться к слову «Чайка», а вторая к слову «гайка»

-Молодцы, справились с этим заданием!

- Сейчас я проверю на сколько вы внимательны. Задание будет такое, я читаю вам слова, а вы должны с помощью карандаша показать, в какой части слова находиться звук «й»

Мой, рой, йод, лай, поет, немой, линия

 

Одинаковое количество букв

Разные первые буквы

  чайка

гайка

Потому что звук «й» согласный и мягкий

Нет

Ч [ч]-согл, гл, мягк

А [а]- гл, уд

Й [й]-согл, зв, мягк

К [к]- согл, гл, тв

А [а]- гл,безуд

Г [г]-согл, зв, тв

А [а]- гл, уд

Й [й]-согл, зв, мягк

К [к]- согл, гл, тв

А [а]- гл,безуд

В конце слова, в конце слова, в начале слова, в конце слова, в середине слов, в конце слова, в конце слова

 Физическая минутка

Краб-3 мин.

4. Организация познавательной деятельности:

Откройте учебник на странице 71

 Чтение стихотворения Н.Кудыкина

-Кого автор называет сестричками?

-Чем они отличаются?

-Молодцы! Посмотрите на схему ниже, как вы думаете, почему от слова «мой» идет две стрелочки

-«мой» - принадлежит мне. Мой зонтик. Мой кот.

«мой»-значит выполнять действия. Мой пол. Мой посуду

-А какие 2 значения может иметь слово «Рой»

-Молодцы!

-Придумайте предложение со словом рой в значение «рой пчел»

-Какие умницы и умники

-Переверните страницу. По цепочки читаем слова в начале странице

-Кто из вас знает значение слова «Немой»?

-Найдите и прочитайте женское имя

-А как вы поняли, что Лилия-это имя?

-Молодцы, а Лиля-это тоже имя?

-Молодцы

-Найдите слова которые отличаются одной буквой

-Найдите название растений

-А почему в этом случае слово «лилия» пишется с маленькой буквы?

-Хорошо, продолжим дальше

-Рассмотрите картинки, кого вы видите?

-Как вы думаете, что случилось со щенком?

-Кто летел в след за щенком?

-Составьте 3-4 предложения о том, что случилось со щенком

-Какие вы молодцы!

(Задание, если останется время)

-Чтение текста

-Что я вам прочитала? Текст

-Кто мыл Лену?

-Чем мама мыла Лену?

-Кого мыла няня?

-Какой был Рома?

-Что значит слово мал?

-Замените слово мал похожим словом

-Посчитайте сколько предложений в тексте?3

-Найдите предложение, в котором 3 слова и прочитайте его

Посмотрите на доске схема, найдите предложение в тексте, которое подходит к этой схеме.

Чтение учителем или хорошо читающим учеником

Буквы «и» и «икраткое»

У буквы «икраткое» есть берет

Потому что имеет два значения.

«рой» - в значение роя пчел

«рой»- копать

Рой пчел вылетел из улия

Тот, кто лишен способности говорить

Лилия и Лиля

Написано с заглавной буквы

Да, только краткая форма

Лей-лай

Май-мой

Лилия-линия

Не ной-не рой-не мой

Лён,лилия

Это не имя, а название растения

Щенка, пчел

Его покусали пчелы

Рой пчел

Текст

Мама

Мылом

Рому

Мал

Означает быть маленьким

Маленький

3

Няня мыла Рому

Последнее предложение

5. Подведение итогов:

И так, какую букву мы с вами прошли сегодня на уроке?

-Какой звук у этой буквы?

-При звуковом анализе эта буква будет?

-Молодцы!

-На столах у вас лежат листочки, что на них нарисовано?

-Раскрасьте «Икраткое» в зеленый цвет, если урок вам понравился, и вы все поняли

В красный, если понравился урок, но осталось что-то не понятным

В синий, если урок не понравился, и вы ничего не поняли

Спасибо за хорошую работу, урок окончен.

«Икраткое»

«й»

Согл, зв, всегда мягким

«Икраткое»

6. Организационный момент

 Дополнительный материал:

Диагностика достижения планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания:

Самоанализ:

Достижения:

Затруднения:

Предложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов"....

Урок русского языка "Буква - Ж,ж. Звуковой анализ слов"

Интегрированный урок грамоты  по теме:«Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца»....

Звук /ы/ и буквы Ы. Письмо буквы ы. Звуковой анализ слов.

Иметь представление о звуке [ы ] и букве ы , различение на слух и при произношении гласных и согласных...

«Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»

Данный урок способствует формированию навыков сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения; способствует развитию речи, фонематического слуха, внимания, мышления, памяти....

Презентация «Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»

Презентация к уроку литературного чтения «Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»...