Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой Э. Звуковой анализ слов "ЭХО" и "ЭКРАН».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Вилкова Наталья Александровна

Конспект урока по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Конспект занятия по обучению грамоте

 «Знакомство с буквой Э. Звуковой анализ слов

                           ЭХО и ЭКРАН».

Цели:

обучающие:

- познакомить с новой буквой «Э»;

- закрепить знания детей о звуках – гласных, согласных (твёрдых, мягких);

- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов.

развивающие:

- развивать речь детей;

- пополнять словарный запас;

- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.

воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, умение слушать друг друга,

дополнять ответы товарищей при необходимости, бережное отношение к пособиям.

здоровьсберегающие:

- обеспечивать двигательную активность детей на протяжении всего занятия (смена видов деятельности, физминутки).

Интеграция образовательных областей:

познание, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы, социализация.

Виды деятельности:

- коммуникативная;

- продуктивная,

- познавательная;

- исследовательская.

Материал: презентация путешествия, иллюстрации смешариков, модели имён смешариков, дидактическая игра «Найди пару», «Азбука для дошкольников» Журова, Кузнецова, сюрпризный момент (мягкая игрушка смешарика с яблоками внутри), демонстрационный материал для звукового анализа слов «Улитка».

Предварительная работа с детьми:

вспомнить мультипликационный фильм о смешариках и их приключениях, поразмышлять об истории возникновении их имён, разучить буквы русского алфавита с помощью весёлой песенки, закрепить игры «Найди пару» и «Живые модели».

Предварительная работа воспитателя: составление презентации путешествия, изготовление моделей слов, иллюстраций смешариков, колпаков магистров, подбор заданий и вопросов.

Методические приёмы:

Игровой – использование любимого вида занятия – путешествие с героями мультфильма, использование сюрпризный моментов.

Наглядный – использование презентации, иллюстраций, тетрадей.

Словесный – вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.

Поощрения.

                                            Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  1. Игра приветствие «Здравствуй друг».

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг,

Здравствуй друг,

Здравствуй дружный общий круг!

- Как хорошо, что мы с вами опять все вместе. И сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А давайте с собой возьмём наших друзей смешариков.

( слайд 1 смешарики ,заставка)

Ну, а  путешествовать мы будем вот на этом весёлом паровозике.

(слайд 2 паровозик).

II  Основной этап.

1. Актуализация опорных знаний.

1.Игра «Найди имя смешарику».

-  Ребята, с нашими друзьями произошло несчастье – они забыли свои имена. А без знания имени, они не могут сесть в паровозик. Давайте напомним смешарикам их имена, которые вы найдёте на карточках модели имени.

Раз. Два. Три

Имя смешарику найди!

( на ковре разложены иллюстрации смешариков. Каждый ребёнок получает карточку с моделью имени одного из героя. По команде дети подбегают к своему смешарику, чьё имя зашифровано в модели имени и берут его в руки).

Как только имя разгадано, ребёнок со смешариком в руке, называет его имя.

- Ребята, внимательно посмотрите на звуковую модель имени, которая у вас в руке. Кто заметил что-то необычное в своей модели имени? (в модели имени Совунья буква я обозначает два звука /Й А/ ).

(На магнитной доске появляется картинка – дом.)

- Посмотрите, ребята, на нашей полянке появилась картинка.

2. Игра «Посади смешарика в вагон».

- Ну, а теперь смешарики вместе с вами будут занимать свои места в вагонах нашего паровозика. В первый вагон сядут смешарики,  в имени которых всего один слог,  ( Крош, Пин)

во второй вагон сядут те смешарики, в чьём имени два слога (Бараш, Лосяш, Нюша, Ёжик),

 а в третий – три слога.(Копатыч, Совунья).

- Ребята, как узнать, сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Проверка по презентации.

( на доске появляется картинка – рубашка).

- А теперь можно отправляться в путешествие. Но что-то у нашего паровозика мотор не заводится. Нужна наша помощь.

3.  Игра «Дополни предложение».

- Все звуки русского языка делятся на … (гласные и согласные).

- Гласными мы называем те звуки, которые … (тянутся, поются и не встречают

преграды на своём пути).

- Согласными мы называем те звуки, которые… ( не тянутся, не поются и встречают

преграды на своём пути).

- Согласные звуки делятся на…(твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).

- Гласные звуки делятся на … (те,   которые пишутся после твёрдых согласных и те,

которые пишутся после мягких согласных).

- Звуки слышим, а буквы… (пишем).

- Посмотрите, на полянке опять появилась картинка.(утюг).

 Вот теперь наш паровозик тронулся с места и весело побежал на встречу приключениям.

(дети бегут по кругу, изображая паровоз)

(звук паровоза и песенка )

      Постановка проблемы.

(слайд 3 буква Э)

- Но, что случилось? Наш паровозик столкнулся с необычным объектом и не может продолжать свой путь.

Нам надо срочно исследовать этот объект, чтобы мы смогли вновь отправиться путешествовать.

(слайд 4 «Хочу всё знать», песня)

(дети одевают шапки магистров и садятся на свои места).

    «Открытие» нового знания.

 (слайд 5, буква Э)

- Ребята, давайте внимательно посмотрим на экран. На что похож этот объект? Кто знает? (на букву Э).

- Что вы можете сказать об этой букве? (гласная, пишется после твёрдых согласных).

- Знаете ли вы, ребята, что в первую древнерусскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий

(слайд 6, памятник Кириллу и Мефодию)

И выглядела она вот так

(слайд 7 – глиняные дощечки с буквами)

– глиняные дощечки с буквами.

(слайд 8- книга с рисунками)

Но шло время, стали делать книги из бумаги и буквы на них рисовали.

(слайд 9 – обложка из дерева)

Первые книги были очень ценные, поэтому у них делали деревянные обложки.

(слайд 10 – буква Г)

Посмотрите как выглядела заглавная буква.

(слайд 11 -  древняя азбука)

Если мы внимательно посмотрим в первую азбуку, то не увидим в ней буквы Э, потому  что её сначала не было, а были только буквы, которые обозначали промежуточные звуки между Е и Ю. И лишь спустя огромного количества времени в русский алфавит была включена буква Э.

А сейчас, ребята, давайте более подробно познакомимся с буквой Э. Откроем «Азбуки»  по закладочке. Обратим внимание на первую звуковую модель слова ЭХО.

(слайд 12 – ЭХО)

Как вы думает, что такое «эхо»?

- Об этом нам прочитаем стихотворение Куприянова Юля.

Cамостоятельная работа.

- Составьте звуковую модель слова ЭХО самостоятельно.

(слайд 13 – модель )

- Давайте проверим правильность выполнения этой работы. Внимание на экран.

- Что можете рассказать о звуковом составе этого слова? ( в слове 3 звука: 2 гласных и 1 согласный)

      - В какой части слова находится звук Э? ( в начале слова)

(слайд 14 – ЭКРАН)

- А сейчас обратимся к другой схеме. Это слово ЭКРАН.

- Произнесём это слово хором.

- Назовите первый звук. Э. Это гласный звук. Обозначим его в схеме слова фишкой красного цвета.

- Назовите второй звук.  К. Он согласный, твёрдый. Обозначим его в схеме слова фишкой синего цвета.

- Назовите третий звук. Р. Он согласный, твёрдый. Обозначим его фишкой синего цвета.

- Назовите четвёртый звук. А. Он гласный. Обозначим его фишкой красного цвета.

- Назовите пятый звук. Н. Он согласный, твёрдый. Обозначим его фишкой синего цвета.

- Сколько всего звуков в слове ЭКРАН?  Сколько гласных звуков, назовите (2 Э  А)

Сколько согласных звуков, назовите их (3   КРН)

Игра «Живые модели» со словом ЭКРАН.

Обозначим каждый звук буквой. Прочтите, какое слово мы напечатали.

- В какой части слова стоит звук Э? Тоже в начале слова.

 Ребята на следующем занятии мы познакомимся со словами, в которых звук Э стоит в других частях слова и проведём исследование с этими словами. А сейчас внимание на нашу полянку, на нуй появилась ещё одна картинка. (жираф).

Дети снимают шапки магистров и встают в круг.

   (слайд 15 – песенка про алфавит)

                                    Физминутка.

- Ну, вот, ребята мы познакомились ещё с одной буквой русского алфавита.

А сейчас я предлагаю вспомнить весь алфавит. А поможет нам в этом весёлая песенка.

АБВГДЕЁ- постираем мы бельё,

          ЖЗИЙКЛМ – апельсины быстро съем,

НОПРСТУ – погуляем на мосту,

                                       ФХЦЧШЩ  - вот какая чаща,

                                       ЪыЬ – не запомнятся  никак,

                                       ЪЫЬ – мы запомнили вот так,

                                       ЭЮЯ – вот и все мои друзья.

- Молодцы, ребята, на нашей полянке появилась ещё одна картинка (Буратино) и мы можем продолжать наше путешествие.

(слайд 2 – звук паровоза, песенка), поехали.

(слайд 16 – бабочки)

         Игра «Найди пару».

Под  весёлую музыку паровозиком проходят несколько шагов. Но, что такое? Стая бабочек мешает нашему движению. Давайте узнаем, что случилось. Оказывается, бабочки-подружки потеряли друг друга и не могу веселится поодиночке. Давайте поможем бабочкам найти друг друга. А помогут нам в этом гласные буквы, которые написаны на них.

Дети встают в круг и получают бабочку,  на которой написана одна гласная буква.  По команде дети объединяются в пары по гласным и парами встают около цветка. Проверяем, называя пары гласных. Затем, по команде, бабочки разлетаются по домикам. Если гласная пишется после твёрдого согласного, то она летит в домик синего цвета, если после мягкого согласного – в домик зелёного цвета.

III Итог занятия.

- Посмотрите, ребята на полянке появилась ещё одна картинка. Но, что эти картинки обозначают, как вы думаете?  Это ребус и по первому звуку в слове можем прочитать, волшебное слово без которого не обходится ни одно путешествие. Кто уже догадался, что необходимо брать с собой, когда отправляешься  в путешествие со своими друзьями? Дружба.  Именно благодаря дружбе наше путешествие получилось таким весёлым и необычным.

- Давайте, ребята, на память сделаем красивую полянку для наших друзей смешариков. Возьмите со столов один цветочек любого цвета, какой вам больше нравится и прикрепите его на полянку для смешариков. Посмотрите, какая красивая полянка у нас получилась.

А вам смешарики на память дарят сладкие призы.

- Наше занятие подошло к концу, до скорой встречи.

(слайд 17 – песенка «Дружба – это…», картинка смешариков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".

План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"

Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....

конспект урока обучения грамоте " Знакомство с буквой Р,р".

организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам ...

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...