Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой Э. Звуковой анализ слов "ЭХО" и "ЭКРАН».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока по обучению грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
«Знакомство с буквой Э. Звуковой анализ слов
ЭХО и ЭКРАН».
Цели:
обучающие:
- познакомить с новой буквой «Э»;
- закрепить знания детей о звуках – гласных, согласных (твёрдых, мягких);
- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов.
развивающие:
- развивать речь детей;
- пополнять словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, умение слушать друг друга,
дополнять ответы товарищей при необходимости, бережное отношение к пособиям.
здоровьсберегающие:
- обеспечивать двигательную активность детей на протяжении всего занятия (смена видов деятельности, физминутки).
Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы, социализация.
Виды деятельности:
- коммуникативная;
- продуктивная,
- познавательная;
- исследовательская.
Материал: презентация путешествия, иллюстрации смешариков, модели имён смешариков, дидактическая игра «Найди пару», «Азбука для дошкольников» Журова, Кузнецова, сюрпризный момент (мягкая игрушка смешарика с яблоками внутри), демонстрационный материал для звукового анализа слов «Улитка».
Предварительная работа с детьми:
вспомнить мультипликационный фильм о смешариках и их приключениях, поразмышлять об истории возникновении их имён, разучить буквы русского алфавита с помощью весёлой песенки, закрепить игры «Найди пару» и «Живые модели».
Предварительная работа воспитателя: составление презентации путешествия, изготовление моделей слов, иллюстраций смешариков, колпаков магистров, подбор заданий и вопросов.
Методические приёмы:
Игровой – использование любимого вида занятия – путешествие с героями мультфильма, использование сюрпризный моментов.
Наглядный – использование презентации, иллюстраций, тетрадей.
Словесный – вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.
Поощрения.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Игра приветствие «Здравствуй друг».
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг,
Здравствуй друг,
Здравствуй дружный общий круг!
- Как хорошо, что мы с вами опять все вместе. И сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А давайте с собой возьмём наших друзей смешариков.
( слайд 1 смешарики ,заставка)
Ну, а путешествовать мы будем вот на этом весёлом паровозике.
(слайд 2 паровозик).
II Основной этап.
1. Актуализация опорных знаний.
1.Игра «Найди имя смешарику».
- Ребята, с нашими друзьями произошло несчастье – они забыли свои имена. А без знания имени, они не могут сесть в паровозик. Давайте напомним смешарикам их имена, которые вы найдёте на карточках модели имени.
Раз. Два. Три
Имя смешарику найди!
( на ковре разложены иллюстрации смешариков. Каждый ребёнок получает карточку с моделью имени одного из героя. По команде дети подбегают к своему смешарику, чьё имя зашифровано в модели имени и берут его в руки).
Как только имя разгадано, ребёнок со смешариком в руке, называет его имя.
- Ребята, внимательно посмотрите на звуковую модель имени, которая у вас в руке. Кто заметил что-то необычное в своей модели имени? (в модели имени Совунья буква я обозначает два звука /Й А/ ).
(На магнитной доске появляется картинка – дом.)
- Посмотрите, ребята, на нашей полянке появилась картинка.
2. Игра «Посади смешарика в вагон».
- Ну, а теперь смешарики вместе с вами будут занимать свои места в вагонах нашего паровозика. В первый вагон сядут смешарики, в имени которых всего один слог, ( Крош, Пин)
во второй вагон сядут те смешарики, в чьём имени два слога (Бараш, Лосяш, Нюша, Ёжик),
а в третий – три слога.(Копатыч, Совунья).
- Ребята, как узнать, сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных, столько и слогов).
Проверка по презентации.
( на доске появляется картинка – рубашка).
- А теперь можно отправляться в путешествие. Но что-то у нашего паровозика мотор не заводится. Нужна наша помощь.
3. Игра «Дополни предложение».
- Все звуки русского языка делятся на … (гласные и согласные).
- Гласными мы называем те звуки, которые … (тянутся, поются и не встречают
преграды на своём пути).
- Согласными мы называем те звуки, которые… ( не тянутся, не поются и встречают
преграды на своём пути).
- Согласные звуки делятся на…(твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
- Гласные звуки делятся на … (те, которые пишутся после твёрдых согласных и те,
которые пишутся после мягких согласных).
- Звуки слышим, а буквы… (пишем).
- Посмотрите, на полянке опять появилась картинка.(утюг).
Вот теперь наш паровозик тронулся с места и весело побежал на встречу приключениям.
(дети бегут по кругу, изображая паровоз)
(звук паровоза и песенка )
Постановка проблемы.
(слайд 3 буква Э)
- Но, что случилось? Наш паровозик столкнулся с необычным объектом и не может продолжать свой путь.
Нам надо срочно исследовать этот объект, чтобы мы смогли вновь отправиться путешествовать.
(слайд 4 «Хочу всё знать», песня)
(дети одевают шапки магистров и садятся на свои места).
«Открытие» нового знания.
(слайд 5, буква Э)
- Ребята, давайте внимательно посмотрим на экран. На что похож этот объект? Кто знает? (на букву Э).
- Что вы можете сказать об этой букве? (гласная, пишется после твёрдых согласных).
- Знаете ли вы, ребята, что в первую древнерусскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий
(слайд 6, памятник Кириллу и Мефодию)
И выглядела она вот так
(слайд 7 – глиняные дощечки с буквами)
– глиняные дощечки с буквами.
(слайд 8- книга с рисунками)
Но шло время, стали делать книги из бумаги и буквы на них рисовали.
(слайд 9 – обложка из дерева)
Первые книги были очень ценные, поэтому у них делали деревянные обложки.
(слайд 10 – буква Г)
Посмотрите как выглядела заглавная буква.
(слайд 11 - древняя азбука)
Если мы внимательно посмотрим в первую азбуку, то не увидим в ней буквы Э, потому что её сначала не было, а были только буквы, которые обозначали промежуточные звуки между Е и Ю. И лишь спустя огромного количества времени в русский алфавит была включена буква Э.
А сейчас, ребята, давайте более подробно познакомимся с буквой Э. Откроем «Азбуки» по закладочке. Обратим внимание на первую звуковую модель слова ЭХО.
(слайд 12 – ЭХО)
Как вы думает, что такое «эхо»?
- Об этом нам прочитаем стихотворение Куприянова Юля.
Cамостоятельная работа.
- Составьте звуковую модель слова ЭХО самостоятельно.
(слайд 13 – модель )
- Давайте проверим правильность выполнения этой работы. Внимание на экран.
- Что можете рассказать о звуковом составе этого слова? ( в слове 3 звука: 2 гласных и 1 согласный)
- В какой части слова находится звук Э? ( в начале слова)
(слайд 14 – ЭКРАН)
- А сейчас обратимся к другой схеме. Это слово ЭКРАН.
- Произнесём это слово хором.
- Назовите первый звук. Э. Это гласный звук. Обозначим его в схеме слова фишкой красного цвета.
- Назовите второй звук. К. Он согласный, твёрдый. Обозначим его в схеме слова фишкой синего цвета.
- Назовите третий звук. Р. Он согласный, твёрдый. Обозначим его фишкой синего цвета.
- Назовите четвёртый звук. А. Он гласный. Обозначим его фишкой красного цвета.
- Назовите пятый звук. Н. Он согласный, твёрдый. Обозначим его фишкой синего цвета.
- Сколько всего звуков в слове ЭКРАН? Сколько гласных звуков, назовите (2 Э А)
Сколько согласных звуков, назовите их (3 КРН)
Игра «Живые модели» со словом ЭКРАН.
Обозначим каждый звук буквой. Прочтите, какое слово мы напечатали.
- В какой части слова стоит звук Э? Тоже в начале слова.
Ребята на следующем занятии мы познакомимся со словами, в которых звук Э стоит в других частях слова и проведём исследование с этими словами. А сейчас внимание на нашу полянку, на нуй появилась ещё одна картинка. (жираф).
Дети снимают шапки магистров и встают в круг.
(слайд 15 – песенка про алфавит)
Физминутка.
- Ну, вот, ребята мы познакомились ещё с одной буквой русского алфавита.
А сейчас я предлагаю вспомнить весь алфавит. А поможет нам в этом весёлая песенка.
АБВГДЕЁ- постираем мы бельё,
ЖЗИЙКЛМ – апельсины быстро съем,
НОПРСТУ – погуляем на мосту,
ФХЦЧШЩ - вот какая чаща,
ЪыЬ – не запомнятся никак,
ЪЫЬ – мы запомнили вот так,
ЭЮЯ – вот и все мои друзья.
- Молодцы, ребята, на нашей полянке появилась ещё одна картинка (Буратино) и мы можем продолжать наше путешествие.
(слайд 2 – звук паровоза, песенка), поехали.
(слайд 16 – бабочки)
Игра «Найди пару».
Под весёлую музыку паровозиком проходят несколько шагов. Но, что такое? Стая бабочек мешает нашему движению. Давайте узнаем, что случилось. Оказывается, бабочки-подружки потеряли друг друга и не могу веселится поодиночке. Давайте поможем бабочкам найти друг друга. А помогут нам в этом гласные буквы, которые написаны на них.
Дети встают в круг и получают бабочку, на которой написана одна гласная буква. По команде дети объединяются в пары по гласным и парами встают около цветка. Проверяем, называя пары гласных. Затем, по команде, бабочки разлетаются по домикам. Если гласная пишется после твёрдого согласного, то она летит в домик синего цвета, если после мягкого согласного – в домик зелёного цвета.
III Итог занятия.
- Посмотрите, ребята на полянке появилась ещё одна картинка. Но, что эти картинки обозначают, как вы думаете? Это ребус и по первому звуку в слове можем прочитать, волшебное слово без которого не обходится ни одно путешествие. Кто уже догадался, что необходимо брать с собой, когда отправляешься в путешествие со своими друзьями? Дружба. Именно благодаря дружбе наше путешествие получилось таким весёлым и необычным.
- Давайте, ребята, на память сделаем красивую полянку для наших друзей смешариков. Возьмите со столов один цветочек любого цвета, какой вам больше нравится и прикрепите его на полянку для смешариков. Посмотрите, какая красивая полянка у нас получилась.
А вам смешарики на память дарят сладкие призы.
- Наше занятие подошло к концу, до скорой встречи.
(слайд 17 – песенка «Дружба – это…», картинка смешариков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"
Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...
Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"
Цель урокаПознакомить со звуками [м м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...
План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".
План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой Г"
Конспект урока по обучению грамоте....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"
Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....
конспект урока обучения грамоте " Знакомство с буквой Р,р".
организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам ...
Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г и букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию буквы г, строчных и письменных соединений, слов, ...