Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.9 КБ |
![]() | 725.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Полева Эльвира Витальевна, учитель начальных классов | ||
МОУ «Аннинская школа» | ||
Литературное чтение | ||
2 класс | ||
Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА» | ||
Учебник Ефросинина Л.А., Литературное чтение издательство «Вентана-Граф» 2018 год | ||
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | ||
Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова, познакомить с рассказом «Заплатка»; способствовать развитию смыслового чтения, творческих и коммуникативных способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло - добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: объясняют значения пословиц; правильно называют произведение; понимают главную мысль; работают с диалогами | М е т а п р е д м е т н ы е : познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие | Л и ч н о с т н ы е : высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргумен- тами и авторитетным мнением |
Технологии: - личностно-ориентированные -информационно-коммуникативные - здоровьесберегающие | ||
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись рассказа Н. Носова «Заплатка», учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики |
Организационная структура урока | |||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Методические комментарии |
I. Орг. момент (1мин.) | - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе. (слайд 1) | формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви | |
II. Мотивация учебной деятельности (1 мин.) | Одна китайская пословица гласит: «Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу – я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю». - И так, что мы будем делать сегодня на уроке? Ведь чтение без размышления пустое развлечение. (слайд 2) Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания. | Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать, и читать.
| нацеливание на успешную деятельность |
III. Проверка домашнего задания (8 мин.) | -Назовите общую тему произведений, которые мы читали. -Какое произведение изучали на прошлом уроке? -Что такое рассказ? -Кто автор этого рассказа? -Какая пословица подходит к этому произведению? (слайд 3) Организует пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка».
- Выполним задания-тесты по прочитанному произведению и посмотрим, насколько вы внимательно относились к тексту. Вариант I 1. Что посадила Таня рядками? а) Листочки; б) черенки; в) ростки. 2.Дополните предложение: «Таня разметила вскопанную землю...»: а) линейкой; б) шнурком и колышками; в) лопатой. В а р и а н т II 1. Где Таня вырастила смородину? а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде. 2.Дополните предложение: «Вскоре из почек ростки...»: а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали - Молодцы, мне понравилась ваша работа. Оцените и вы свою работу. Поднимите смайлик с вашим настроением. | -«О детях и для детей». -Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка». -Рассказ - это произведение, в котором автор правдоподобно рассказывает о каком-либо событии из жизни героя. -Евгений Александрович Пермяк. -Называют пословицу. Пересказывают рассказ: 1-й ряд - 1-я часть. 2-й ряд - 2-я часть. 3-й ряд - 3-я часть. Выполняют задания по вариантам по прочитанному произведению. Осуществляют взаимопроверку, а затем сдают свои работы учителю для контроля Дети поднимают, выбранный смайлик | Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру Учитель с комментированием оценивает пересказы детей Задание на вдумчивое осмысленное чтение |
IV. Актуализация знаний (7 мин.) | - А сейчас мы послушаем отрывки из других произведений. Я надеюсь, что вы вспомните их автора и название. (слайд 4) 1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. 2.Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь. - Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын! 3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. | Читают отрывки вслух хорошо читающие дети. | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
- Посмотрите на портрет этого замечательного писателя (слайд 5) Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал: «Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы». - Посмотрите, как много таких интересных рассказов можно прочитать в этих книгах. | - Николай Николаевич Носов. «Живая шляпа», «Огурцы», «Приключение Незнайки и его друзей» Дети слушают рассказ учителя и рассматривают выставку книг. | Презентация и рассказ учителя об авторе. | |
| |||
- А сейчас мы с вами попробуем узнать название рассказа, с которым познакомимся на уроке.
«кусок ткани». От этого слова образовались слова платок, платье, заплатка | Предугадывают название текста. - Заплатка. Высказывают свои предположения | Дети с интересом разгадывают ребус. |
V. Постановка учебной задачи (1 мин.) |
| Внимательно слушают, отвечают на вопрос | Принимают и сохраняют учебную задачу |
VI. Изучение нового мате- риала. (21 мин.) VII. Физкультминутка (1 мин.) VIII. Работа с текстом |
(включаю аудиозапись)
- Давайте послушаем ответы детей каждой группы. - Подтвердите ваше рассуждение словами текста. - Молодцы, вы хорошо справились с самостоятельной работой. Для здоровьесбережения - Сейчас мы будем работать с текстом и составлять схематический план. (слайд 8)
- Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его. (1-й «кирпичик» к схеме.) 1. Солдатские штаны 2. Бобка и мама 3. Заплатка 4. Молодец - Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.) | Внимательно слушают. Дети отвечают: Бобка, мама, ребята Самый смешной эпизод: как Бобка ругает иголку, сравнение заплатки с сушеным грибом, поведение и поступки мальчика Высказывают предположения. Отвечают на вопросы. Читают рассказ и готовятся ответить на поставленный вопрос.
Дети зачитывают вопрос и отвечают на него.
- «От досады он чуть не заплакал». - Мама рассердилась. - «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?» | Дети эмоционально слушали аудиозапись. Отвечали на вопросы активно.
Подтверждение своих мыслей отрывком текста, заставляет ребенка вдумчиво читать. Выборочное чтение. |
- Что сделал Бобка? - Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ. Как поступил мальчик? - Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й«кирпичик» к схеме.) | - Он решил ходить в штанах с дыркой. - «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с дырой». - Ему стало стыдно. Он пошел домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи и стал зашивать дырку. - «Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче». - Нет. Ему не понравилось. - «Он взял ножик и отпорол заплатку». -«Молодец!». - «Эх, мне бы пуговицы научиться пришивать».
| ||
- Мальчик остался доволен своей работой? -Что же он сделал? -Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.) | |||
- Что ответил Бобка? -Вам понравился мальчик? -Что понравилось в нем? | |||
-По схематическому плану дома приготовите пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка». | |||
IX. Итог урока. Рефлексия (3 мин.) |
- Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах. - Прочитайте хором. Окончание урока словами писателя: "Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству". (слайд 11) (Сергей Михалков) | Желающие поднимают руки. Собирают пословицу: «Где труд, там и ра- дость» | |
X. Домашнее задание (2 мин.) | Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20, задания 2, 3). Творческое задание по выбору:
| Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |
Самоанализ урока литературного чтения, проведённого Полевой Э.В., учителем начальных классов.
Урок литературного чтения был проведён во 2 б классе.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока: Н.Н.Носов «Заплатка», раздел «О детях и для детей».
Цель урока:
создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова, познакомить детей с рассказом «Заплатка»;
Задачи:
1. Образовательные:
способствовать развитию смыслового чтения, формированию основ читательских и речевых умений;
2. Развивающие:
• развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
• учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
• развивать речь учащихся;
3. Воспитательные:
• воспитывать интерес и любовь к чтению книг
• формировать дружеские отношения учащихся в группе;
• умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
По типу урока - урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска второклассника. Поиск ответа на поставленный вопрос учителя заставлял ученика не только формулировать мысль, но и подтверждать словами авторского текста. В уроке большая роль уделялась выборочному чтению. Это дает ребенку возможность более осмысленно относиться к тексту. Смысловое чтение – это важная задача, которую я решала на уроке.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС.
Планируемые результаты:
предметные: ученик получит возможность более осознанно читать произведения, объяснять значения пословиц; правильно называть произведения; понимать главную мысль;
личностные: ученик получит возможность высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением, проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Универсальные учебные действия:
- регулятивные - ученики принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие
- познавательные - ученики формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;
- коммуникативные - ученики слушают и понимают речь других
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, работа учащихся.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно- ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: презентация, раздаточный материал, выставка книг.
Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени. Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно, с большим интересом. Урок цели достиг.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, предоставление права выбора, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
Данный урок соответствовал теме курсов повышения квалификации, так как все задания были направлены на смысловое чтение детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня на уроке – Мы будем думать, Размышлять, На вопросы отвечать!
Терпение и труд, всё перетрут.
па ел Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану па ел па ел Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь. Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера.Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. Н.Н.Носов Рассказы
Носов Николай Николаевич (зал – л) + (платок – о)+ а = заплатка
Заплатка - это кусок материи. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок ткани. Образовались слова платок, платье, заплатка.
Схематический план 11. 1. Солдатские штаны 11. 2.Бобка и мама 11. 3. Заплатка 11. 4. Молодец
Где труд , там и радость.
Где труд там, и радость!
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Н. Носов "Заплатка"
Цель и задачи:1.Продолжить знакомство с произведениями Н. Носова. 2.Приобщить к чтению книг о детях. 3.Развить навыки беглого, правильного, выразительного чтения. 4 .Развить читат...

урок-конспект Н. Носов Заплатка
Урок проводился во 2 классе по учебнику Л. А. Ефросининой "Литературное чтение"...

презентация к уроку" Н. Носов Заплатка".
Презентация к открытому уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н. Носов Заплатка"...

Урок литературного чтения по теме Н. Носов "Заплатка"
Представляю план урока литературного чтения и презентацию по теме Н. Носов "Заплатка", проведенного во 2 классе. На уроке были использованы приемы технологии развития критического мышления, проектной ...

Н.Н.Носов "Заплатка". Деление текста на части. Озаглавливание.
Тема урока «Н.Носов «Заплатка»». Учебник В.Ю.Свиридовой 2 класс система Занкова). Данный урок относится к разделу: «Развязка. Раскрытые тайны», где продолжается знакомство с п...

Урок чтения по теме: Н.Н.Носов "Заплатка", 4 класс
Урок чтения по теме: Н.Н.Носов "Заплатка",4 класс...