Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель данного урока: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Литературное чтение | Класс | 2 | Дата | 02.03.2022 | ||||
Учитель | Тумольская Е.М. | ||||||||
Тип урока | Открытие новых знаний | ||||||||
Раздел | Я и мои друзья | ||||||||
Тема | Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных» | ||||||||
Цель урока | познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения | ||||||||
Задачи урока | Образовательные: учить давать характеристику героев рассказа и их поступков; Развивающие: способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся; Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость | ||||||||
Формы работы, используемые на уроке | - фронтальная работа - групповая работа - индивидуальная работа | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
- научатся воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью. | Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера; Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | |||||||
Условия реализации урока | |||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Оборудование | |||||||
Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс (2-я часть). | ТСО (мультимедийный проектор, нетбук, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, глобус, портрет писателя, тюльпаны |
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке) Продолжительность: 2 мин. | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность. | - Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо.
| Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу. Проговаривают вполголоса | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II. Речевая разминка Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; Продолжительность: 5 мин. | Просит прочитать скороговорку вполголоса жужжащим чтением Просит уч-ся прочитать скороговорку в разном темпе Работает над выразительным чтением | Речевая разминка (подготовить звуковой аппарат) Наши руки были в мыле, Мы посуду сами мыли, Мы посуду мыли сами, Помогали нашей маме. (слайд 2) - Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением. -Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее). - Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова) - Молодцы! | Читают скороговорку в разном темпе Выразительно читают скороговорку, интонационно выделяя выделенные слова | Личностные: проявление интереса к выполнению задания Регулятивные: умение оценивать выполнения действия. Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности | |
Цель: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель Продолжительность: 4 мин. | Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока. | - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением. –А название этого произведения вы назовёте, если спрятанные слова найдёте! (картинки с пирожными показать) Если затрудняются – дать подсказки. - А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете! ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ (правильный ответ вывесить на доске) - Назовите тему урока. СЛАЙД 5. («Два пирожных») - Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных". - Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.
Совершенствовать читательские навыки
| Слушают и выполняют задания учителя Называют тему урока Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока | Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме. | |
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Продолжительность: 10 мин. | Знакомит детей с автором Проводит словарно-лексическую работу с опорой на словари и знания учащихся Выслушивает предположения детей Читает текст Проверяет первичное восприятие текста на слух учащимися. Задает вопросы по содержанию |
«Ориентиры предвосхищения» Два пирожный – жанр произведения? Кто будет героем рассказа? Что с ними может случиться?
- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы понять прочитанное надо понять смысл этих слов ? Вдогонку - вслед за убегающим. Африка – один из шести материков Река Конго- название реки в Африке. Долина реки — это пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река. Тропические лианы –вьющееся цепкое растение, растущее в жарких странах. Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку. | Слушают рассказ учителя об авторе, рассматривают портрет писателя Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь Прогнозируют содержание рассказа, высказывают свои предположения Внимательно слушают учителя Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному | Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы Регулятивные: умение прогнозировать Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |
Цель: снять утомляемость Продолжительность: 1 мин. | Читает текст и выполняет движения | - Вы немножечко устали. И теперь все ровно встали. Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два), Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два), Покрутились, повертелись И за парты все уселись. | Выполняют действия, повторяя за учителем | ||
Цель: организация деятельности с применением новых знаний. Продолжительность: 12 мин. | Предлагает учащимся прочитать текст по частям с остановками Задает вопросы после чтения каждой части и выслушивает ответы детей Пытается вместе с детьми определить главную мысль рассказа Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. | Чтение «чтение вкружок» Чтение 1 части (до слов …и пошла на кухню) - Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду) - Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу) - О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке) - Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки) - Что сделала Оля? (пошла на кухню) Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку) - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше - Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей) - Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет) - Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии) - Что видела Наташа, путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев) - Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго) - Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню) - Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут) - Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина) Чтение 3 части. - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше - Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась) - Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных) - Сколько пирожных съела Оля? (два) - Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу) - Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась) - Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама) Работа в парах: «Цитаты» - перед вами цитаты героев (слова, которые они говорят), распределите, кто какие слова говорил. Что мы понимает из диалога Оли и Наташи? «Черты характера» - перед вами два главных героя Оля и Наташа подчеркните, какие черты характера у них присутствуют, выбрать и прикрепить на доску. Давайте сделаем вывод. Какая Оля в рассказе? А Наташа? - Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? - Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться) - Можно ли сказать, что они поступили справедливо? - Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях). -Чему хотел научить нас автор? (Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим). | Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами Читают текст по цепочке с использованием приема «Чтение с остановками» Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного Высказывают свою точку зрения Работают в парах | Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: развитие умений работать в парах и группах, распределять роли | |
Цель: научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности Продолжительность: 5 мин. | Организует фиксирование темы и цели урока Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятности | - Давайте подведём итог. Вернуться к ориентирам предвосхищения. - Что из наших предположений совпало с сюжетом произведения. Жанр, герои, сюжет - Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник - международный женский день, я предлагаю Вам подарить букет нашим гостям. -У вас на партах лежат тюльпаны трех цветов. Вы должны выбрать один тюльпан и поставить его в нашу вазу. Красный - я усвоил материал урока, у меня всё получилось Белый - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы Желтый - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. | |
Цель: умение осуществлять свой выбор. Продолжительность: 1 мин | Даёт разноуровневое домашнее задание, объясняет | С.85-86, по ролям Задание на выбор: – Составить рассказ о том, как вы помогаете маме. | Дети получают листочки с домашним заданием вкладывают в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Ю.Ермолаева "Два пирожных"
Данная презентация соответствует разработке урока, используется на разных его этапах. Содержит словарную работу. Богата иллюстрациями о животном мире Африки....
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»
Урок расчитан для детей 2 года обучения по программе "Школа России"Цель урокапознакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведе...
Литературное чтение.Урок"Л.Н.Толстой."Лев и собачка".Тема и главная мысль рассказа".
Урок в 3 классе....
Урок литературного чтения."Л.Н. Толстой « Акула». Главные герои произведения. Тема и главная мысль рассказа."
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. УМК " Школа России"....
Литературное чтение/ 4 класс." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""
Литературное чтение. 4 класс.Тема." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""...
Литературное чтение. 4 класс." Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков""
quot; Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"".Литературное чтение.4 класс....
Технологическая карта урока по теме: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования умения выделять главную мысль (идею) художественного произведения.Задачи: - познакомить обучающихся с краткой биографией В...