Технологическая карта урока по Литературному чтению "Стихотворения Н.Матвеевой"
план-конспект урока по чтению на тему
Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.
Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; совершенствовать навыки выразительного, грамотного, внимательного чтения.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из текста;
2)умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_liter.chteniya.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока Литературного чтения
Учитель: Коленкина Анна Игоревна
Тема: Стихи Н. Матвеевой.
Цель: Знакомство с произведением
Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.
Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; совершенствовать навыки выразительного, грамотного, внимательного чтения.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из текста;
2)умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Тип урока: УОНЗ
Ресурсы: учебник по Литературе 4 класс, портрет Н. Матвеевой, аудиозапись «Девочка и пластилин» (в исполнении С. и Т. Никитиных), песни Золушки «Ночь, ночь новогодняя…», видеозаписи стихотворений «Было тихо…», «Нерешительные», «Лето».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
1. Организационный момент | |||
Приветствие. Проверка готовности к уроку. -Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. - Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. | Слушают учителя, настраиваются на урок. | ||
2. Актуализация знаний | |||
Предлагает ответить на вопросы. - Над каким разделом работаем? - И действительно, мы с вами изучаем произведения тех писателей, с которыми встречались раньше, но уже обращая внимание на какие-то новые особенности в их творчестве. - О творчестве, какого писателя мы говорили с вами на предыдущем уроке? - Что нового вы узнали о нём? - Что такое миниатюры? | Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Геннадия Михайловича Цыферова Г.Цыферов – импровизатор; писал не только стихи, но и миниатюры Художественное произведение малых размеров, а точнее – жанр художественной литературы; или словами текста из учебника - Это крохотные сказки, похожие на картинки | ||
3. Изучение нового материала | |||
Работа с текстом до чтения | |||
Открываем учебник на стр. 176. С каким же автором мы с вами сегодня познакомимся? Мы определили тему, как вы думаете, какие задачи будут на уроке? Слово учителя об авторе. Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе. Писать Новелла Матвеева стала под влиянием матери, человека большой культуры и большого артистизма. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации( т.е., чтение с особой выразительностью), впервые Новелла услышала стихи Пушкина. В доме Матвеевых не всегда было радио, но благодаря матери музыка звучала постоянно. Мама пела цыганские, русские и итальянские песни. Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: ее дед был поэтом, младший брат, дядя и муж - тоже поэты... Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Тогда же пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи У. Шекспира, М. Лермонтова, А. Фета... В течение семи лет Новелла Матвеева работала в детском доме. Публика сразу заметила и полюбила юную поэтессу-барда. Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни зазвучали на любительских магнитофонах. Вскоре Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором, ее приняли в Союз писателей СССР. Сейчас живёт и работает в Москве. Вы узнали некоторые факты из биографии Новеллы Николаевны Матвеевой. Прочитали стихотворение, посмотрели фотографии, а теперь скажите, какими основными качествами, на ваш взгляд, будут наделены стихотворения Новеллы Матвеевой. | Мы будем читать стихотворения, изучать биографию писателя Наверное, это будут очень добрые, нежные и необыкновенно красивые стихотворения. | ||
Работа с текстами во время чтения. | |||
Стихотворение «Девочка и пластилин». а) Посмотрите на картинки на стр. 176 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет? Хорошо, а теперь предлагаю прослушать аудиозапись. Песня «Девочка и пластилин» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных. Вы внимательно слушайте. Побуждение и высказывание своего мнения. - Так кто же был прав, высказывая предположения? - Какое чувство ярко выражается после слушания песни? б) Сейчас мы будем читать стихотворение по цепочке, с выражением по 2 строфе, выходят 3 человека. Потом ещё 3. Проверка первичного восприятия. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое настроение возникает после прочтения? - Какое стихотворение В. Долиной вы вспомнили? - Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут по-разному. Найдите строки, которые можно противопоставить. В. Долина: «Ах, какой ты славный!» В. Долина: «Взрослый так слепить не может» Н. Матвеева: «Ты их любишь маловато!» Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…» - Отчего тяжко вздыхает девочка? - Станут ли в конце концов слепленные из пластилина игрушки её друзьями? - Почему вы так думаете? в) Выразительное чтение стихотворения. Стихотворение «Было тихо…» а) Рассмотрите следующие картинки на стр. 177 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет? А теперь приготовьтесь прослушать аудиозапись «Было тихо...» б) Сейчас мы будем читать стихотворение по цепочке, с выражением. 4 человека к доске выходят, потом ещё 4. - Почему в названии стихотворения стоит многоточие? - Как можно играть с этим стихотворением?
- Понаблюдайте, как осторожно, вкрадчиво наполняется ночь звуками, как постепенно эти звуки усиливаются. Как это можно передать при чтении стихотворения? - Какие чувства вызывает? в) Выразительное чтение стихотворения. Стихотворение «Нерешительные» а) Рассмотрите следующие картинки на стр. 178 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет? А теперь приготовьтесь прослушать аудиозапись «Нерешительные» - Кто был прав в своих предположениях? б) Сейчас мы будем читать стихотворение по цепочке, с выражением. 3 человека к доске выходят, потом ещё 3. - Какое это стихотворение? - Что вызывает нашу улыбку? - Можно ли стихотворение назвать шуткой? Дразнилкой? Стихотворение «Путешественник» а) Рассмотрите следующие картинки на стр. 178 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет? б) Самостоятельное чтение стихотворения. Прочитайте стихотворение про себя, потом несколько человек выйдет и выразительно прочитает. - Увидит ли когда-нибудь Тарасик острова? - А отправится ли в новое плавание? - Что говорит об этом автор? Что думаете вы? - Какие чувства вызывает у вас герой стихотворения? Вам его жаль, или вы ему завидуете? Почему? б) Выразительное чтение стихотворения. Стихотворение «Лето» а) Рассмотрите следующие картинки на стр. 180 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет? - Какое это стихотворение? - Какие чувства вызывает? - Какие приметы лета встретились в стихотворении? | Радостные, можно петь… «Песня про манную кашу» В. Долина: «Ах, какой ты славный!» Н. Матвеева: «Ты их любишь маловато!» В. Долина: «Взрослый так слепить не может» Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…» Даёт остановиться, задуматься Продолжить наполнять тишину ночи звуками до бесконечности Ответы детей Ответы детей Ответы детей | аудиозапись в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных. Видеозапись «Было тихо...» видеозапись «Нерешительные» видеозапись «Лето» | |
Работа с текстами после чтения. | |||
Откройте с. 181 вопросы 2, 5 и давайте разберем с вами вопросы. Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся. | |||
Физминутка 1) руки к плечам, четыре круговых движения вперёд; назад 2) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе – подобно движению маятника совершать наклоны поочерёдно вправо и влево, не сгибая | |||
4. Итог урока. | |||
- Что нового вы узнали на уроке? - Какое стихотворение из представленного творчества Н. Матвеевой вам понравилось больше? Почему? - А захотелось ли вам прочитать другие стихи этой поэтессы? | Ответы детей | ||
5. Домашнее задание. | |||
с.176 – 180 выразительно читать, выучить стихотворение любое наизусть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"
Ø Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø Обнару...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Технологическая уарта урока по литературному чтению во 2 классе....
Технологическая карта урока по литературному чтению, 1 класс, УМК "Планета Знаний", "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".
Подробная техноллогическая карта урока литературного чтения, 1 класс, УМК "Планета Знаний"Тема: "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".Цель: Зна...
Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...
- Мне нравится (2)