| Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности обучающихся |
Действия учителя по организации деятельности обучающихся | Действия обучающихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. | Организационный этап | Включаются в деятельность по организации мотивации к учебной деятельности |
Фронтальная | – Ребята у нас сегодня необычный урок, а кто скажет, в чём его необычность? (у нас на уроке гости). - Правильно, они пришли посмотреть, как мы с вами в 3-м классе умеем работать на уроке. - Повернитесь, пожалуйста, нашим к гостям, еще раз поприветствуйте их.
Девиз нашего урока: Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума. С. Михалков
- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков. | Отвечают на вопросы учителя, приветствуют гостей.
Положительный эмоциональный настрой на работу
|
Самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней. Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Наблюдение. |
2. | Постановка учебной задачи. Целеполагание | Определение темы урока, постановка цели по достижению понимания и осознания темы урока
Построение плана достижения цели и определение средства ее достижения под руководством учителя с помощью исследовательских методов.
Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов Организация постановки цели урока учащимися
| Фронтальная | - Какое слово зашифровано на этом слайде? СЛОН - Какие слоны бывают? (фото слонов)
(Слайд 2) –Слоны бывают… (заранее раздаю карточки с текстом о слонах)
- Читаем цепочкой по предложениям (на доске слайд с текстом) Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Они легко поддаются дрессировке. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт. Хоботом он защищается от врага. - Какие вопросы можно задать по этому тексту? - Какой это текст по стилю? - Где можно найти такой текст? (в энциклопедии, справочнике…) - С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? «Слон»). - Кто автор этого произведения? (Александр Иванович Куприн) | Отвечают на вопросы учителя.
Читают цепочкой по предложениям тексты Прогнозируют результат работы на уроке. Сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; находят в тексте доказательство к утверждению, обобщать, анализировать прочитанное. |
| Наблюдение за деятельностью обучающихся. |
3. | Актуализация опорных знаний. Планирование. | Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
| Фронтальная | Верите ли Вы” Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком? Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? другом? Учитель: Верите ли вы в чудеса? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину” произведения? Получится или нет? -Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю более ста лет тому назад? – цель урока (ответы ) - Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока?
- Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом, рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).
- Какие знания нам в этом помогут?
(Знание характеристики героев, знание текста, сравнение их поступков и т.д.)
| Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.
| Выражают своё согласие или не согласие с утверждением. Осуществляют актуализацию знаний. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цель и задачу, планируют свою деятельность. Дополняют по существу. Поиск и выделение необходимой информации. | Наблюдение за деятельностью обучающихся. |
4. | Физкульт минутка | Снятие физического и эмоционального напряжения | Коллективная | - Сейчас я попрошу вас встать. Докажите, насколько хорошо вы знаете текст.
-Я буду говорить утверждения, а вы будете показывать, верно, это или нет.
- Если верно - приседаете и хлопаете в ладоши - Если неверно - повороты туловища влево и вправо.
1. К девочке приходил доктор Федор Иванович?(Михаил Петрович)- 2.Надя худела и слабела с каждым днем? + 3. Надя обрадовалась игрушечному слону? - 4. Отец девочки покупает большой круглый фисташковый торт?+ 5.Слона привели ночью?+ 6. Слону принесли поднос с пирогами? – 7. Надя увидела слона во сне?+ 8. Слон был из зоопарка? – 9. Хозяин слона француз? – 10. Проснувшись утром, Надя попросила молочка?+ | Перерабатывают речевую инструкцию в движения Выполняют движения |
|
|
5. | Самостоятельная групповая работа с самопроверкой по эталону
| При проведении данного этапа используется коллективная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Групповая практическая работа.
| Выполнение заданий по карточкам. 1 группа. - Каким видит живого слона Надя? Опишите его, выбирая так, как было у автора. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши (большие, маленькие, мохнатые) опущены вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные). - Слон был африканский или индийский? -Докажите это с помощью научного текста.
2 группа: Прочитать по ролям отрывок: (стр. 28-29) Слона заводят ключиком, и он …… -Заканчивая словами: Хоть слонёнышка. -Распределить роли.
3 группа. Пользуясь текстом ответить на вопросы кроссворда. (слайд)
4 группа: (у доски) -Расставить пункты плана в правильном порядке, убрать, если есть лишние. - Сколько частей в рассказе? ПЛАН
Девочка больна. Девочка от всего отказывается. Желание увидеть живого слона. Папа в зверинце. Ночное путешествие слона. Слон в гостях у Нади. Лиза обедает со слоном. Папа в зоопарке.
(слайд) -Давайте вместе дадим характеристику героям:
Папа | любящий, заботливый, решительный, равнодушный | Надя | капризная, добрая, внимательная, мечтательная, требовательная, гостеприимная. | Слон | артистичный, непослушный, доброжелательный, умный |
| Обсуждают правила работы в группе. Совместно в группе выполняют задания. | Участвуют в коллективной беседе, дискутируют, корректируют, изменяют свою точку зрения. Слушают товарищей в группе. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют свое мнение.
| Дискуссия. |
6. | Проверка работы в группах. | При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.
| Индивидуальная. | Выступление групп. Вывод. Чего боялся папа, если он не выполнит желание дочки? (папа боялся, что она умрет, а меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего, самого последнего желания) | Отвечают, как справились с заданиями. Доказывают с опорой на текст, презентацию, схемы, свои выписки из словаря, энциклопедии (про размеры слона), личный опыт. | Придерживаются этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
Доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.
Слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовым изменить. | Оценивание деятельности каждой группы.
|
7. | Итог урока. Рефлексия | Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. | Фронтальная | Организую подведение итогов урока обучающимися. Провожу беседу по вопросам: -Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой и здоровой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье, слону) Ребёнок ощутил отцовскую любовь, и это придало силы ребёнку, чтобы справиться с болезнью. У неё появилась цель в жизни, ради которой стоит жить. Чудо произошло! Его совершил обыкновенный слон - частичка живой природы. -Учитель: Давайте вернемся к главному вопросу урока: - Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Что хотел сказать автор этим произведением? Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Они стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта – самое лучшее лекарство. Учитель: Уверена, если очень верить в мечту, стремиться к ней, не лениться, сбудутся и ваши мечты. Оцените сами себя: Удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью слоников): розовый - было всё понятно, комфортно, работой доволен; синий- понял не всё, чувствовал себя не достаточно комфортно, не всё успел | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Высказывают свои предположения | В диалоге с учителем и другими обучающимися учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Беседа |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Познакомить обучающихся с домашним заданием, инструктаж по его выполнению
Обеспечить возможность каждому обучающемуся, выбрать домашнее задание самостоятельно. | Фронтальная
Индивидуальная
| Выберите для себя задание. • Подготовить творческий пересказ от лица Нади или отца. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. | Слушают учителя, делают выбор домашнего задания. | Выбрал домашнее задание по желанию. | Наблюдение |