Урок по теме :Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Разроботка урока литературного чтения по УМК "Школа России"  по теме6 "Работа над лирическим стихотворением Ф. И. Тютчева "Зима недаром злится..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»

 (работа над лирическим стихотворением)

Цели. Познакомить учащихся со стихотворением о весне; подвести к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое; учить выразительному чтению лирического стихотворения; формировать умение выражать своё отношение к прочитанному; развивать воображение; воспитывать любовь к природе, языку.

Оборудование. Аудиозапись с произведениями П. И. Чайковского («Март», «Апрель» из альбома Времена года); аудиозапись стихотворения в исполнении артиста;  карточки со словами, обозначающими действия Весны и Зимы.

Ход урока

1. Предварительная работа.

- Какие изменения, происходящие в природе,  вы заметили?  (Появились сосульки, стало теплее, солнце светит ярче, день становится длиннее, а ночь короче.)

- О чём это говорит?  (Скоро наступит весна)

Звучит аудиозапись произведений П. И. Чайковского «Март» и «Апрель».

- Какие картины возникли в вашем воображениии?  («Март» - грустная, печальная, мрачная картина. «Апрель» - радостная, светлая)

- При помощи  чего композитору удалось передать настроение природы? (Через музыкальные звуки)

- Вспомните, при помощи чего передаёт художник настроение природы? (При помощи кисти и красок)

- А сейчас вы послушаете стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева. Как передаёт своё настроение великий русский поэт? Подумайте над этим вопросом, но ответите на него в конце урока.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем.

3. Беседа после первого чтения.

- О чём рассказал нам автор? (О борьбе Зимы с Весной.)

- Два образа – два настроения. На чьей стороне симпатия автора? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит)

-Вот это нам предстоит доказать.

4. Постановка учебной задачи.

- Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Что значит читать выразительно? (Соблюдать паузы, выделять голосом «нужные» слова, определить темп чтения…)

5. Самостоятельное  чтение стихотворения учащимися ( дети читают стихотворение, затем делят его на части)

6. Проверка самостоятельной работы.

- На сколько частей разделили стихотворение? (На пять)

- Значит, сколько будет продолжительных пауз? (Четыре)

7. Работа над выразительным чтением стихотворения ( эта работа идёт параллельно словарно-смысловому анализу текста)

Первая часть

- Прочитайте  самостоятельно первую часть стихотворения и ответьте, почему злится Зима.

- Замените слова  НЕДАРОМ близким по значению. (НЕНАПРАСНО

 То есть у Зимы есть причина злиться на Весну)

- Как понимаете две последние строчки в этой части? (Весна уже близко, скоро наступит)

- Какие слова, по-вашему, являются главными в этой части? Подчеркните их.

- Прочитайте выразительно вслух первую часть стихотворения. (читают два ученика)

Вторая часть

- Прочитайте про себя вторую часть и ответьте, о каких признаках весенней природы можете сказать словами автора. (Всё засуетилось, жаворонки в небе…)

- Как вы понимаете «Всё засуетилось»?  (Всё оживает, движется, тает)

- Отсюда каков темп чтения этой части? (Ускоренный, передающий движение)

- Какие слова здесь главные?

- Прочитайте выразительно вслух вторую часть, обратите внимание на темп чтения. (читают два ученика)

Третья часть

- Прочитайте  самостоятельно и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны (Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит)

- Какие слова, по-вашему, являются главными в этой части? Подчеркните их. (Они и являются здесь главными)

- Как шумит Весна? (Ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком)

- Что значит «пуще»? (Сильнее)

- Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения. (читают два ученика)

Четвёртая часть

- Прочитайте и выберите из текста слова в доказательство того, что зима так просто не уходит  (Взбесилась, пустила, убегая)

- Эти слова являются основными в данной части.  Подчеркните их.

- Как называет поэт Зиму?  (Ведьма злая)

- А Весну? (Прекрасное дитя)

- Нарисуйте словами картину, как взбесилась Зима (Посылает метель на землю, которая уже дышит весной. Зима воюет, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется- повалит густой снег, а потом опять голубое небо)

- Прочитайте выразительно вслух первую часть стихотворения, передайте отношение автора к Зиме и Весне. (читают два ученика)

Пятая часть 

- Прочитайте последнюю часть и ответьте на вопрос: как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания)

- В стихотворении есть слово «умылася» - это в данном случае свойственно автору. А как бы сказали грамотно мы? (умылась)

- Какие слова, по-вашему, являются главными в этой части? Подчеркните их.

- Что  значит НАПЕРЕКОР? (назло)

- Прочитайте выразительно вслух, изображая голосом, что Весна не унывает. (читают два ученика)

Результат работы над выразительностью

- Прочитайте всё стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать? (бодрым)

- Почему? (Так как весна побеждает)

Первый раз стихотворение прочитывается по цепочке пятью учащимися, так как пять частей.

Второй и третий – отдельными учащимися от начала до конца.

- Если бы вы были художниками , то как бы вы нарисовали Весну и Зиму? (Весна – красивая девушка. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы.  И там, где она пролетает,- распускаются листья и цветыЗима – злая, старая, некрасивая. Она летит по небу, её белое платье развивается. И там, где она пролетает, - снег, метель.)

8. Обобщающая работа

-Обратите внимание на художественное чтение стихотворения в исполнении артиста.

Дети слушают аудиозапись стихотворения.

- Что напоминает вам данное стихотворение ?(сказку)

- Почему? (Зима и Весна – как живые существа)

- Поэт – волшебник. Совершил чудо и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя, как люди. Докажите это их действиями. (на доске по ходу ответов появляются карточки со словами)

ВЕСНА                                    ЗИМА

СТУЧИТСЯ                            ЗЛИТСЯ

ГОНИТ                                    ХЛОПОЧЕТ

ХОХОЧЕТ                               ВОРЧИТ

ШУМИТ                                  ВЗБЕСИЛАСЬ

УМЫЛАСЯ                               ПУСТИЛА УБЕГАЯ

РУМЯНЕЙ СТАЛА

- Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: как поэту удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? (При помощи красочных, умело подобранных слов и выражений)

9. Домашнее задание

Выучите стихотворение наизусть, приготовьтесь его прочитать выразительно, как на конкурсе. Нарисуйте Зиму и Весну, как вы себе их представляете.

10. Итог урока. 

- Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки, а Зиму – в образе старушки? (Весной всё пробуждается от зимнего сна, а зима кончается- хить ей осталось недолго)

- Неправильно, если мы будем понимать, что зима плохая, а весна хорошая… Ведь зима была по-своему хороша. Вспомните, у Пушкина: «Мороз и солнце! День чудесный!»  или «»И вот сама идёт волшебница зима!»

«Всему своё время!, - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."

Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: «Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: «Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». УМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока по теме " Ф. Тютчев «Зима недаром злится…..»

урок изучения нового материала. проводится в 3 классе, УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Тютчев «Зима недаром злится»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по текс...