Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: «Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». УМК «Начальная школа XXI века»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: «Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». УМК «Начальная школа XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.cht_._f.tyutchev_zima_nedarom_zlitsya._bokova_e.l.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Бокова Елена Леонидовна
- Класс: 2 класс
- Предмет: литературное чтение
- Тема урока: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
- Цель урока: формировать образовательные компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, рефлексивные) через реализацию работы с художественным словом;
стимулировать интерес к чтению произведений, посвящённых родной природе
- Задачи
- научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять тему и главную мысль произведения.
- развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация «Зима против весны», запись пьесы фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года. Апрель», запись пения жаворонка.
для учащихся – учебник, тетрадь, 2 смайлика
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | |
Организационный момент. (1 мин) | Приветствие. Эмоционально настраивает на урок. | Приветствие. Организуют рабочее место. Обучающиеся выполняют действия под речёвку: -Раз, два - выше голова! Три, четыре –руки шире! Пять, шесть-тихо сесть! Семь, восемь-лень отбросим! | |||
Проверка домашнего задания «Конкурс чтецов» (6 мин) | -Ребята, что было задано на дом? -Какое чтение можно назвать выразительным? Потренируйтесь в выразительном чтении. -Объявляется конкурс чтецов! Внимательно слушайте друг друга и постарайтесь правильно оценить чтение своего товарища. - Поднимите руку, кто за своё чтение получил весёлый смайлик? А кто грустный? Над чем нужно поработать, чтобы в следующий раз получить весёлый смайлик? | -Выразительное чтение стихотворения Евгения Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!» Называют критерии выразительного чтения: -чтение без ошибок; -выразительность (правильное выделение пауз и логических ударений); -правильный выбор громкости и темпа чтения. Жужжащее чтение Конкурсное чтение стихотворения по группам с взаимной оценкой. Ответы детей. | Анализ информации, выделение главного в информации. | Оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем | Контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания. |
Повторение пройденного Игра «Вспомни и назови» (2 мин) | -А теперь поиграем в игру «Вспомни и назови» (Учитель читает отрывки из изученных произведений о природе) | Вспоминают и правильно называют произведения (фамилию автора и заголовок) | Смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий. | Организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания. | Контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания. |
Подготовка к активной познавательной деятельности (5 мин) | -Ребята! Кроме задания подготовить выразительное чтение стихотворения, вам было предложено поработать мобильными репортёрами: сделать снимки на тему «Зима против весны» или зарисовки нашей апрельской природы. Вы проделали хорошую работу и сейчас давайте под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Апрель» посмотрим презентацию с вашими снимками и рисунками. -Как вы думаете, удачное ли название у нашего альбома «Зима против весны»? | Просмотр фотографий и рисунков. Ответы детей. | Умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему. | Активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция. |
Установка познавательной задачи. (1 мин) | -Ребята, вы, наверное, догадались, чему будет посвящено новое произведение, которое мы будем изучать сегодня на уроке? | Ответы детей (природе, теме борьбы весны и зимы) | Выделение познавательной цели | Построение аргументации своей точки зрения на проблему. | Целеполагание |
Усвоение новых знаний. (3 мин) | -Сегодня вы познакомитесь с произведением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…». ( Учитель демонстрирует детям портрет поэта). Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе поэт пытается донести до читателя в своих стихах. Учитель читает стихотворение наизусть. -На уроке вы должны достигнуть определённые цели. Определим их. | Слушают стихотворение. Под руководством учителя формулируют цели урока: -понять произведение Ф.Тютчева, узнать значение непонятных слов; -определить жанр произведения, тему и основную мысль; -научиться выразительно его читать, пользуясь памяткой 1 учебника. | Поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности | Умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему. | Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание. |
Первичная проверка понимания. Работа с текстом (выборочное чтение) (8 мин) | -Какие слова или выражения вам были непонятны в стихотворении? -К какому жанру принадлежит это произведение? Поработайте с памяткой 1 в учебнике. «Прочитай выразительно» Какие действия необходимо выполнить, чтобы научиться это произведение читать выразительно? Прочитайте первые два четверостишия. - Почему злится Зима? Докажите это, найдите ответ в тексте. - Прочитаем дальше. - Что делает Зима? - Что делает Весна? - Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны. - Как автор называет Зиму? - Какая Весна? - Можно ли сказать, что автор говорит о зиме и весне , как о людях? Подтвердите это словами из текста. С какой интонацией надо читать строки, посвящённые Зиме, а с какой – Весне? -Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения. Перед вами образец: Зима недаром злится, / Прошла её пора - // Весна в окно стучится/ И гонит со двора. Учитель опрашивает несколько учеников. - Понравилось ли чтение? Чем? Учитель также комментирует ответы детей, выставляет отметки. | Узнают лексическое значение непонятных слов из словаря учебника, при помощи знаний одноклассников, учителя. -Это стихотворение Читают, отвечают. Опираясь на пункты памятки, называют произведение, определяют его тему и основную мысль. Учащиеся читают Ответы детей Учащиеся читают Ответы детей Упражнение в передаче характера героя при помощи интонации . На листочках в группах выполняют задание учителя, тренируются в выразительном чтении стихотворения. Взаимооценка. При помощи смайликов (весёлого или грустного) показывают, понравилось или не понравилось чтение, объясняют своё мнение, опираясь на критерии выразительного чтения. | Анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи. | Организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания. | Целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату |
Физминутка (2 мин) | -Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас у нас физминутка и гимнастика для глаз. | Выполняют движения под речёвку: - Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер –тише, тише, тише Деревцо всё выше, выше! Затем выполняют упражнения для глаз. | |||
Закрепление знаний. (12мин) | -Ребята, создайте модель обложки этого произведения, отразив его название, жанр, тему.
- Проверьте, как вы поняли это произведение: работая в парах, выполните в рабочей тетради на с. 63 задание 1, 2, 5. Для тех ребят, кто особенно любит поэзию, есть дополнительное задание 4 сочинить стихотворение с предложенными рифмами. - Ребята, проверим, правильно ли вы выполнили задания, а, может даже, послушаем ваши стихотворения собственного сочинения. | Самостоятельная работа над созданием обложки. Работа в тетрадях на печатной основе в парах. Ответы детей. | Смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий. | Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера, Оформление диалогической речи. . | Саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы. Контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания. |
Итог. (2 мин) | - Назовите произведение, которое вы сегодня изучали на уроке. - Чем понравилось и запомнилось это стихотворение? -Что нового вы узнали, чему научились, какие из поставленных целей вы достигли? | Ответы детей Ответы детей Ответы детей | Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений. | Активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи. | Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий. |
Рефлексия (2мин) | -Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению. Если вы старались и всё получилось- весёлый. А, если вы старались, но что-то не удалось– грустный. | Учащиеся показывают смайлики, объясняют, что у них не получилось в случае варианта с грустным смайликом. | Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений. | Активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи. | Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий. |
Домашнее задание. (1 мин) | Подготовить выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» (памятка 1) либо выучить его наизусть (памятка 2). Продолжать работать мобильными репортёрами, собирать интересные кадры природы. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения во 2 классе. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."
ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков ...
Литературное чтение 2 класс. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."
Литературное чтение. 2 класс. Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» Цели: Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведен...
Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...
технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" по УМК "Начальная школа 21 века" с подробным описанием деятельности учителя и обучающихся. Даётся перече...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» (УМК "Школа России") 2 класс
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...
Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".
Конструкт урока литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...