Конспект урока по теме " Ф. Тютчев «Зима недаром злится…..»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
урок изучения нового материала. проводится в 3 классе, УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_f._tyutchev.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению
Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…..»
Цель урока: познакомить с новым произведением . Обучать выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний. Расширять знания учащихся о лексическом значении слова, расширять знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом. Развивать интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
Ход урока:
- Орг. Момент
- Актуализация опорных знаний.
- послушайте стихотворение и помогите мне его закончить:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла… (весна)
-Итак, ребята, как вы думаете, какое слово пропущено? (весна)
-Что в стихотворении говориться о весне?(ответы детей)
-А как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения?(ответы детей)
Действительно, ребята, весна уже стучится к нам в двери. И сегодня мы с вами начнем изучать новый раздел, в котором собраны все произведения про весну. Предположите, как может называться новый раздел.
- какие произведения будем читать? (работа с содержанием + жанры произведений)
Иван Саввич Никитин, Алексеев Плещеев, Иван Шмелев, Тимофей Белозеров, Апполон Майков, Вадим Левин.
- какие основные понятия раздела выделили?
Олицетворение – что это такое? Для чего поэты используют в своем творчестве?
Воображение – что это такое?
Значение воображения.
1. Воображение – признак человеческой деятельности.
2. Без него невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться без конечного результата и промежуточных результатов.
3. Невозможен прогресс в науке, технике, культуре и т.д.
- Работа над произведением Ф. Тютчева
- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.
- Как вы думаете, почему?
- Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Март. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.
Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Федор Иванович Тютчев – человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на 4 с половиной года. Однако Тютчев при жизни Пушкина как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 году в журнале «Современник» были помещения «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т. «Весенние воды»» - всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришел в восторг и изумление, прочитав эту рукопись. Давайте познакомимся с некоторыми произведениями Ф.И. Тютчева.
Имя этого поэта мы уже с вами встревали на страничках учебника.
- С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.
- с. 51 рассмотрите страницу и расскажите о новом произведении все, что можете
Составим план работы со стихотворением:
- Чтение произведения
- Словарная работа.
- Анализ произведения.
- Выразительное чтение.
Посмотрите внимательно, есть ли в стихотворении слова, которые вам не знакомы? Посмотрите на слайд.
Засуетилось – начало суетиться, действовать торопливо
Нудит – принуждает, заставляет
Пуще – сильнее.
Недаром - не напрасно.
Наперекор – назло, вопреки.
Подняли трезвон – звонко запели.
Хлопочет - занимается чем-то очень усердно
Взбесилась – очень сильно разозлилась
Первичное представление:
-«Зима недаром злиться…». Что вы представили, услышав это стихотворение? (ответы детей)
- Что увидели? Передайте свои впечатления. Что удивило, что запомнилось? (ответы детей)
Как поэт изображает Весну и Зиму? Какой прием использует? (поэт использует олицетворение, изображает Весну и Зиму как живых существ)
Найдите в стихотворении, как поэт называет Весну? (прекрасное дитя)
Как названа в стихотворении Зима? (ведьма злая) Найдите в стихотворении слова и выражения и докажите это.
А почему слова Зима и Весна автор пишет с большой буквы? (Зима и Весна – живые существа, главные герои произведения)
Перечитайте стихотворение и докажите это.
Молодцы! Мы хорошо с вами поработали!
Давайте еще раз посмотрим на стихотворение. Какое настроение у поэта: он печалится или радуется? (ответы детей)
На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму, за то, что она не уходит)
Какое же время года, по вашему, лучше? (ответы детей)
Однозначно, какое время года лучше, мы сказать не можем. Каждое время года по-своему прекрасно и любимо.
Анализ произведения
-На сколько частей разделили произведение? (5)
Посмотрите на первую часть.
-Почему злится зима? (она почувствовала, что наступает весна)
-Попробуйте заменить слово недаром близким по значению (неспроста, у нее есть причины злиться)
- Как вы понимаете последние 2 строчки в первой части? (ответы детей)
- Скажите, почему же начала злиться зима?
- Как будем читать эти строки? (радостно)
- Почему?
- Прочитайте выразительно
Найдите вторую часть
- О каких признаках весенней природы здесь говориться? (Жаворонки уже подняли звон, все засуетилось)
- Как вы понимаете выражение «все засуетилось»? (ответы детей) (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)
- В каком темпе мы будем читать эту часть? (в оживленном, радостном)
- Прочитайте эту часть выразительно
Посмотрите на третью часть
- Найдите слова, передающие настроение у Зимы и Весны? (Зима ворчит, Весна хохочет, шумит)
- Как шумит Весна? (пуще) ( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).
- Что это значит? (Пуще – сильнее, больше)
- Прочитайте выразительно
Прочитайте 4 часть
- Как поэт называет Зиму? (ведьма злая)
- Как называет Весну? (прекрасное дитя)
- Расскажите, как взбесилась Зима и что она сделала?(взбесилась, взяла снег и запустила в Весну)
- Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. ( Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег.
Прочитайте про себя 5 часть
- Как отреагировала Весна на проказы Зимы? (не расстроилась, не стала горевать)
- В стихотворении есть слово умылася. А как мы говорим? (умылась)
- Как вы думаете, что означает слово наперекор? (Наперекор – вопреки чему-то)
- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
- Прочитайте все стихотворение выразительно (3 человека)
Хорошо, молодец, твоя оценка за выразительное чтение…
Распределение слов по группам ( на доске вывешиваем )
Зима Весна
злится стучится
хлопочет хохочет
ворчит шумит
взбесилась умылася
пустила стала румяней
нудит подняли трезвон
Итог урока
Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
Какое задание оказалось самым трудным?
Чему нам надо еще учиться на уроках литературного чтения?
Домашнее задание
По выбору:
стр. 120, выучить наизусть;
стр. 120, выразительно читать;
нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."
Литературное чтение. УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока для 2 класса "Зима недаром злится..."
Цели урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»Планируемые результаты: Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы...
Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".
Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...
Конспект урока по литературному чтению "Зима недаром злится..." 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....