Конспект урока по теме " Ф. Тютчев «Зима недаром злится…..»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

урок изучения нового материала. проводится в 3 классе, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_f._tyutchev.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению

Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…..»

Цель урока: познакомить с новым произведением . Обучать выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний. Расширять знания учащихся о лексическом значении слова, расширять знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом. Развивать интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация опорных знаний.

- послушайте стихотворение  и помогите мне его закончить:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла… (весна)

-Итак, ребята, как вы думаете, какое слово пропущено? (весна)

-Что в стихотворении говориться о весне?(ответы детей)

-А как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения?(ответы детей)

Действительно, ребята, весна уже стучится к нам в двери. И сегодня мы с вами начнем изучать новый раздел, в котором собраны все произведения про весну. Предположите,  как может называться новый раздел.

- какие произведения будем читать? (работа с содержанием + жанры произведений)

Иван Саввич Никитин, Алексеев Плещеев, Иван Шмелев, Тимофей Белозеров, Апполон Майков, Вадим Левин.

- какие основные понятия раздела выделили?

Олицетворение – что это такое? Для чего поэты используют в своем творчестве?

Воображение –  что это такое?

Значение воображения.
1. Воображение – признак человеческой деятельности.
2. Без него невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться без конечного результата и промежуточных результатов.
3. Невозможен прогресс в науке, технике, культуре и т.д.

  1. Работа над произведением Ф. Тютчева

- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.

- Как вы думаете, почему?

- Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Март. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.

Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Федор Иванович Тютчев – человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на 4 с половиной года. Однако Тютчев при жизни Пушкина как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 году в журнале «Современник» были помещения «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т. «Весенние воды»» - всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришел в восторг и изумление, прочитав эту рукопись. Давайте познакомимся с некоторыми произведениями Ф.И. Тютчева.

Имя этого поэта мы уже с вами встревали на страничках учебника.

- С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.

- с. 51 рассмотрите страницу и расскажите о новом произведении все, что можете

Составим план работы со стихотворением:

  1. Чтение произведения
  2. Словарная работа.
  3. Анализ произведения.
  4. Выразительное чтение.

Посмотрите внимательно, есть ли в стихотворении слова, которые вам не знакомы? Посмотрите на слайд.

Засуетилось – начало суетиться, действовать торопливо

Нудит – принуждает, заставляет

Пуще – сильнее.

Недаром - не напрасно.

Наперекор – назло, вопреки.

Подняли трезвон – звонко запели.

Хлопочет - занимается чем-то очень усердно

Взбесилась – очень сильно разозлилась

Первичное представление:

-«Зима недаром злиться…». Что вы представили, услышав это стихотворение? (ответы детей)

- Что увидели? Передайте свои впечатления. Что удивило, что запомнилось? (ответы детей)

Как поэт изображает Весну и Зиму? Какой прием использует? (поэт использует олицетворение, изображает Весну и Зиму как живых существ)

Найдите в стихотворении, как поэт называет Весну? (прекрасное дитя)

Как названа в стихотворении Зима? (ведьма злая) Найдите в стихотворении слова и выражения и докажите это.

А почему слова Зима и Весна автор пишет с большой буквы? (Зима и Весна – живые существа, главные герои произведения)

Перечитайте стихотворение и докажите это.

Молодцы! Мы хорошо с вами поработали!

Давайте еще раз посмотрим на стихотворение. Какое настроение у поэта: он печалится или радуется? (ответы детей)

На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму, за то, что она не уходит)

Какое же время года, по вашему, лучше? (ответы детей)

Однозначно, какое время года лучше, мы сказать не можем. Каждое время года по-своему прекрасно и любимо.

Анализ произведения

-На сколько частей разделили произведение? (5)

Посмотрите на первую часть.

-Почему злится зима? (она почувствовала, что наступает весна)

-Попробуйте заменить слово недаром близким по значению (неспроста, у нее есть причины злиться)

- Как вы понимаете последние 2 строчки в первой части? (ответы детей)

- Скажите, почему же начала злиться зима?

- Как будем читать эти строки? (радостно)

- Почему?

- Прочитайте выразительно

Найдите вторую часть

- О каких признаках весенней природы здесь говориться? (Жаворонки уже подняли звон, все засуетилось)

- Как вы понимаете выражение «все засуетилось»? (ответы детей) (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

- В каком темпе мы будем читать эту часть? (в оживленном, радостном)

- Прочитайте эту часть выразительно

Посмотрите на третью часть

- Найдите слова, передающие  настроение у Зимы и Весны? (Зима ворчит, Весна хохочет, шумит)

- Как шумит Весна? (пуще) ( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).

- Что это значит? (Пуще – сильнее, больше)

- Прочитайте выразительно

Прочитайте 4 часть

- Как поэт называет Зиму? (ведьма злая)

- Как называет Весну? (прекрасное дитя)

- Расскажите, как взбесилась Зима и что она сделала?(взбесилась, взяла снег и запустила в Весну)

Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. ( Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег.

Прочитайте про себя 5 часть

- Как отреагировала Весна на проказы Зимы? (не расстроилась, не стала горевать)

- В стихотворении есть слово умылася. А как мы говорим? (умылась)

- Как вы думаете, что означает слово наперекор(Наперекор – вопреки чему-то)

- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)

- Прочитайте все стихотворение выразительно (3 человека)

Хорошо, молодец, твоя оценка за выразительное чтение…

Распределение слов по группам ( на доске вывешиваем )

Зима Весна

злится стучится

хлопочет хохочет

ворчит шумит

взбесилась умылася

пустила стала румяней

нудит подняли трезвон

Итог урока

Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?

Какое задание оказалось самым трудным?

Чему нам надо еще учиться на уроках литературного чтения?


Домашнее задание

По выбору:

стр. 120, выучить наизусть;

стр. 120, выразительно читать;

нарисовать иллюстрацию к стихотворению.



 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока для 2 класса "Зима недаром злится..."

Цели урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»Планируемые результаты: Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы...

Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".

Конспект открытого урока  чтения  во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...

Конспект урока по литературному чтению "Зима недаром злится..." 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....