Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Тютчев «Зима недаром злится»" УМК "ПНШ" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы.
Планируемые результаты
Предметные
знать: сведения об авторе; особенности стихотворения;
уметь: воспринимать на слух художественное произведение; определять главную мысль текста; выражать своё отношение к прочитанному.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 53.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.04.2020 ФИО учителя: Васильева Н. А.
Школа: №148 ФИ студента: Ганеева Ю.
Класс: 2-к ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
Кабинет: 224
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: «Федор Тютчев «Зима недаром злится»»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы.
Планируемые результаты
Предметные
знать: сведения об авторе; особенности стихотворения;
уметь: воспринимать на слух художественное произведение; определять главную мысль текста; выражать своё отношение к прочитанному.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «ПНШ» учебник Литературное чтение: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ Н.А.Чуракова. - М.: Академкнига\ Учебник, 2013.-Ч.2.; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Метод: словесный Прием: беседа | 1-2 мин | Фронтальная форма работы Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь. Все ли готовы начать урок? У всех всё лежит на парте? Сегодня на уроке мне понадобятся ваши способности читать правильно и выразительно. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа
Практический: выраз. чтение стихотворения по памяти; взаимопроверка, оценивание по критерию | 5мин | Проверка домашнего задания. -Для начала проверим ваше домашнее задание. Кто помнит, что было задано на прошлом уроке? -Правильно. Вам необходимо было написать рассказ о природе. -Чьи имена я буду называть, те будут выходить и выразительно читать нам стихотворение. -Критерии того, как мы будем оценивать, вы можете увидеть на слайде: 1) Правильность чтения 2) Выразительность чтения 3) Темп речи 4) Сила голоса (громко или тихо) -Итак, ребята, кто сможет оценить своего товарища? Ксюша, попробуй оценить по критерию. | Слушают учителя. Выразительно читают стихотворение. Читают критерии на слайде. Оценивают товарища по критерию. | П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи Наглядный: рассматривание портрета Словесный: беседа; формулирование темы, цели. | 5м | Фронтальная форма работы -Посмотрите на портрет автора на экране. Вы знаете его? - Его зовут Федор Тютчев, сегодня мы познакомимся с этим поэтом и его творчеством. -На слайде вы видите название произведения «Зима недаром злится». Исходя из названия и, посмотрев на картинку, как вы думаете, о чем будет это стихотворение? - А как выдумаете, кто герой? -Прочитав название произведения, предположите, какие цели мы можем поставить? -Правильно. Мы с вами познакомимся с рассказом Ф. Тютчева «Зима недаром злится», научимся отвечать на вопросы по тексту и выразительно читать. (на слайде) | Рассматривают портрет автора. - нет Проявляют интерес. Читают название стихотворения и изучают картинку. Высказывают свои предположения. Читают цели на слайде. Воспринимают информацию учителя. | П: подведение под понятие Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Метод: практический Прием: слушание Т., ответы на вопросы | 10 м | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы - Сейчас я вам расскажу немного о самом авторе. - Тютчев Федор Иванович (1803–1873) – русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия, символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация. В 1819 году поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. В 1829–1830 гг. в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору. Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений. - Сейчас откройте учебники на странице 120 и найдите стихотворение «Зима недаром злится». -Сначала данное стихотворение буду читать я. Слушайте внимательно. -Какие чувства у вас вызвало данное произведение? Понравилось оно вам? | Слушают рассказ учителя. Проявляют интерес. Воспринимают информацию учителя. Слушают чтение учителя. - удивление, обида и т.д. | П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков. П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков. К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
V. Первичное закрепление Словесный: беседа Практический: Выборочное чтение выразительное чтение, Частично-поисковый: анализ текста, постановка вопросов, сопоставление отрывков текста | 5м | Чтение и анализ. Фронтальная форма работы -Ребята, мы с вами немного познакомились с произведением, я вам прочитала его. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? -Нам нужно понять, для чего Дриз написал это стихотворение, верно? А для этого необходимо перечитать его. -Начинаем читать с первой парты первого ряда по четверостишию. -Молодцы. - Почему слова «Весна» и «Зима» написаны в стихотворении с большой буквы? Кто из них старше? У кого скверный характер? Подтвердите строчками из текста, из которых ясно, что Весна еще ребенок. А теперь найдите строчки, которые подтверждают, что Весна и ведет себя как дитя. – Она не сердится на Зиму, которая бросает ей снег в лицо, а делается от этого только румяней. Так дети могут играть в снежки и не сердиться, если в них попадут снегом: «Умылася в снегу / И лишь румяней стала...». – Прочитайте строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму как живое существо. – А сосед по парте пусть найдет подтверждение того, что весна изображена как живое существо. – Какие именно слова (слова – названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления? Прочитайте только эти слова. | Отвечают на вопрос учителя. Проявляют интерес. Читают стихотворение. Анализируют информацию. - Потому что поэт представляет их как живых существ, одухотворяет их. Зима старше, и у нее скверный, мстительный характер. О Весне поэт говорит, что она еще дитя. Взбесилась ведьма злая / И, снегу захватя, / Пустила, убегая, / В прекрасное дитя...». Весна хохочет, шумит, как ребенок: «...Та ей в глаза хохочет / И пуще лишь шумит». - Это строчки: «Зима недаром злится...»; «Зима еще хлопочет, И на Весну ворчит». Четверостишие: «Взбесилась ведьма злая / И, снегу захватя, / Пустила, убегая, / В прекрасное дитя...». - «Весна в окно стучится / И гонит со двора», из слов «прекрасное дитя» и четверостишия: «Весне и горя мало: / Умылася в снегу / И лишь румяней стала / Наперекор врагу». - Именно слова – названия действий помогают одухотворить, оживить природные явления. | П.: подведение под понятие К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
1м | Физминутка Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись И немножечко попрыгай. Влево, вправо наклонись И тихонечко садись. | |||
VI. Самостоятельная работа с проверкой Метод: практический Прием: выразительное чтение | 8 мин | Повторное чтение и углубленный анализ. Фронтальная и парная формы работы. -Сейчас вы поработаете в парах. Вам необходимо друг другу прочитать стихотворение, стараясь передать любование картинками. А после прочтения вы оцените друг друга. -Кто хочет выйти к доске и прочитать нам выразительно? -Молодцы. | Проявляют интерес. Работают в парах. Читают отрывки и оценивают друг друга. Выходят к доске и читают выразительно стихотворение. | П.: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П.: осмысленное чтение Т, синтез |
VII. Включение в систему знаний | 3мин | Творческое задание. Работа в парах - Откройте тетради, запишите число, тему урока. - Нарисуйте иллюстрацию к данному стихотворению. Запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима не даром злится» на странице 120. | Придумывают иллюстрацию к стихотворению Записывают домашнее задание. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 1-2мин | - Посмотрите на слайд. Закончите предложения. На уроке я… Мне запомнилось… Я учился.. - У нас есть Чудо-дерево. А у вас на партах лежат разноцветные сапожки. Выберите сапог, который вы бы хотели прикрепить к нашему Чудо-дереву и поднимите его: Урок прошёл плодотворно, всё понятно Есть небольшие проблемы Скучно, неинтересно Что нового узнали на уроке? За что себя похвалили бы? Кого хотели бы похвалить? Что из работы на уроке больше всего запомнилось? Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день. Благодарю за работу. | Формулируют предложения. Отвечают на вопросы. Дети выбирают сапожки нужного цвета, выходят к доске, прикрепляют на чудо-дерево | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс
конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев "Листья"
Цели урока:1. Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произ...
План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…».
План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»....
Конспект урока чтения Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…» 2 класс
Конспект урока чтения...
Конспект урока по литературному чтению: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи: «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
Конспект урока содержит цели, задачи- планируемые результаты, на уроке использованы приёмы: "палитра настроений", "облако слов"......
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...
Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...