Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Тютчев «Зима недаром злится»" УМК "ПНШ" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ганеева Юлия Шамилевна

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы.

 Планируемые результаты

Предметные

знать: сведения об авторе; особенности стихотворения;

уметь: воспринимать на слух художественное произведение; определять главную мысль текста; выражать своё отношение к прочитанному.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект53.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        15.04.2020                                                                                                        ФИО учителя: Васильева Н. А.

Школа: №148                                                                                                        ФИ студента: Ганеева Ю.

Класс: 2-к                                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 224                                                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: «Федор Тютчев «Зима недаром злится»»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы.

 Планируемые результаты

Предметные

знать: сведения об авторе; особенности стихотворения;

уметь: воспринимать на слух художественное произведение; определять главную мысль текста; выражать своё отношение к прочитанному.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ПНШ»  учебник Литературное чтение: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ Н.А.Чуракова. - М.: Академкнига\ Учебник, 2013.-Ч.2.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

Прием: беседа

1-2 мин

Фронтальная форма работы

 Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь.

 Все ли готовы начать урок?

У всех всё лежит на парте?

Сегодня на уроке мне понадобятся ваши способности читать правильно и выразительно.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

        

Практический: выраз. чтение стихотворения по памяти; взаимопроверка, оценивание по критерию

5мин

Проверка домашнего задания.

-Для начала проверим ваше домашнее задание. Кто помнит, что было задано на прошлом уроке?

-Правильно. Вам необходимо было написать рассказ о природе.

-Чьи имена я буду называть, те будут выходить и выразительно читать нам стихотворение.

-Критерии того, как мы будем оценивать, вы можете увидеть на слайде:

1) Правильность чтения

2) Выразительность чтения

3) Темп речи

4) Сила голоса (громко или тихо)

-Итак, ребята, кто сможет оценить своего товарища? Ксюша, попробуй оценить по критерию.


Слушают учителя.

Выразительно читают стихотворение.

Читают критерии на слайде.

Оценивают товарища по критерию.

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: рассматривание портрета

Словесный: беседа; формулирование темы, цели.

Фронтальная форма работы

-Посмотрите на портрет автора на экране. Вы знаете его?

- Его зовут Федор Тютчев, сегодня мы познакомимся с этим поэтом и его творчеством.

-На слайде вы видите название произведения «Зима недаром злится». Исходя из названия и, посмотрев на картинку, как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

- А как выдумаете, кто герой?

-Прочитав название произведения, предположите, какие цели мы можем поставить?

-Правильно. Мы с вами познакомимся с рассказом Ф. Тютчева «Зима недаром злится», научимся отвечать на вопросы по тексту и выразительно читать. (на слайде)

Рассматривают портрет автора.

- нет

Проявляют интерес.

Читают название стихотворения и изучают картинку.

Высказывают свои предположения.

Читают цели на слайде.

Воспринимают информацию учителя.

П: подведение под понятие

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Метод: практический

Прием: слушание Т., ответы на вопросы

10 м

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

- Сейчас я вам расскажу немного о самом авторе.

- Тютчев Федор Иванович (1803–1873) – русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия, символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация. В 1819 году поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни.

В 1829–1830 гг. в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору. Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

- Сейчас откройте учебники на странице 120 и найдите стихотворение «Зима недаром злится».

-Сначала данное стихотворение буду читать я. Слушайте внимательно.

-Какие чувства у вас вызвало данное произведение? Понравилось оно вам?

Слушают рассказ учителя.

Проявляют интерес.

Воспринимают информацию учителя.

Слушают чтение учителя.

- удивление, обида и т.д.

П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков.

П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический:

Выборочное чтение выразительное чтение,

Частично-поисковый: анализ текста, постановка вопросов, сопоставление отрывков текста

Чтение и анализ.

Фронтальная форма работы

-Ребята, мы с вами немного познакомились с произведением, я вам прочитала его. Как вы думаете, что мы будем делать дальше?

-Нам нужно понять, для чего Дриз написал это стихотворение, верно? А для этого необходимо перечитать его.

-Начинаем читать с первой парты первого ряда по четверостишию.

-Молодцы.

- Почему слова «Весна» и «Зима» написаны в стихотворении с большой буквы? Кто из них старше? У кого скверный характер? Подтвердите строчками из текста, из которых ясно, что Весна еще ребенок. А теперь найдите строчки, которые подтверждают, что Весна и ведет себя как дитя.

– Она не сердится на Зиму, которая бросает ей снег в лицо, а делается от этого только румяней. Так дети могут играть в снежки и не сердиться, если в них попадут снегом: «Умылася в снегу / И лишь румяней стала...».

– Прочитайте строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму как живое существо.

– А сосед по парте пусть найдет подтверждение того, что весна изображена как живое существо.

– Какие именно слова (слова – названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления? Прочитайте только эти слова.

Отвечают на вопрос учителя.

Проявляют интерес.

Читают стихотворение.

Анализируют информацию.

- Потому что поэт представляет их как живых существ, одухотворяет их. Зима старше, и у нее скверный, мстительный характер. О Весне поэт говорит, что она еще дитя. Взбесилась ведьма злая / И, снегу захватя, / Пустила, убегая, / В прекрасное дитя...». Весна хохочет, шумит, как ребенок: «...Та ей в глаза хохочет / И пуще лишь шумит».

- Это строчки: «Зима недаром злится...»; «Зима еще хлопочет, И на Весну ворчит». Четверостишие: «Взбесилась ведьма злая / И, снегу захватя, / Пустила, убегая, / В прекрасное дитя...».

- «Весна в окно стучится / И гонит со двора», из слов «прекрасное дитя» и четверостишия: «Весне и горя мало: / Умылася в снегу / И лишь румяней стала / Наперекор врагу».

- Именно слова – названия действий помогают одухотворить, оживить природные явления.

П.: подведение под понятие

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Физминутка

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись

И немножечко попрыгай.

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Метод: практический

Прием: выразительное чтение

8 мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Фронтальная и парная формы работы.

-Сейчас вы поработаете в парах. Вам необходимо друг другу прочитать стихотворение, стараясь передать любование картинками. А после прочтения вы оцените друг друга.

-Кто хочет выйти к доске и прочитать нам выразительно?

-Молодцы.

Проявляют интерес.

Работают в парах.

Читают отрывки и оценивают друг друга.

Выходят к доске и читают выразительно стихотворение.

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П.: осмысленное чтение Т, синтез

VII. Включение в систему знаний

3мин

Творческое задание.

Работа в парах

- Откройте тетради, запишите число, тему урока.

- Нарисуйте иллюстрацию к данному стихотворению.

Запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима не даром злится» на странице 120.

Придумывают иллюстрацию к стихотворению

Записывают домашнее задание.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

1-2мин

- Посмотрите на слайд. Закончите предложения.

На уроке я…

Мне запомнилось…

Я учился..

- У нас есть Чудо-дерево. А у вас на партах лежат разноцветные сапожки. Выберите сапог, который вы бы хотели прикрепить к нашему Чудо-дереву и поднимите его:

C:\Users\asus\Desktop\групповая работа\сапог зел.jpg Урок прошёл плодотворно, всё понятно  

C:\Users\asus\Desktop\групповая работа\сапог ж.jpg Есть небольшие проблемы    

C:\Users\asus\Desktop\групповая работа\сапог ж.jpg Скучно, неинтересно  

Что нового узнали на уроке?

За что себя похвалили бы?

Кого хотели бы похвалить?

Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день.

Благодарю за работу.

Формулируют предложения.

Отвечают на вопросы.

Дети выбирают сапожки нужного цвета, выходят к доске, прикрепляют на чудо-дерево

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев "Листья"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».2.     Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произ...

План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…».

План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»....

Конспект урока по литературному чтению: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи: «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

Конспект урока содержит цели, задачи- планируемые результаты, на уроке использованы приёмы: "палитра настроений", "облако слов"......

Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...

Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...