Конспект урока литературного чтения по теме:"Ф. Тютчев "Зима недаром злится…»; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
литературного чтения
Выполнила студентка 43 группы
Георгица Надежда
Проверил: Елизарова В.В.
Отметка:
Дата:
Челябинск, 2018
Предмет: литературное чтение
Класс: 2г
Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…»; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.
Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева о весне, со стихотворениями И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне и с произведениями живописи А. Куинджи;
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся читать стихотворения, прозаический текст и загадки выразительно; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
- Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 51-53; презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. Орг. момент: Словесн.: слово учителя. | 2 мин | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок литературного чтения. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежал учебник по литературному языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации. |
2. Постановка учебной задачи и ее решение Словесн.: речевая разминка. Словесн.: беседа. | 4 мин | Речевая разминка - Прочитаем стихотворение. Как, по-вашему, оно называется? (Весна) Слайд. Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой. (Л. Лоншакова) - Прочитайте стихотворение с интонацией удивления, раздражения, грустно. - Прочитайте быстро, еще быстрее. - Прочитайте выразительно. - Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем будем заниматься, чему учиться? (Выразительно читать стихотворения о весне) Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел. - Как он называется? Слайд. А также познакомимся с жизнью и творчеством таких поэтов как Ф. Тютчев, И. Никитин, А. Плещеев, И. Шмелев, Т. Белозеров, и с произведениями живописи А. Куинджи. | Читать стихотворение с разной интонацией. Предполагать задачи урока. | П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнять и расширять знания; постановка и формулирование темы. К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания. |
3. Решение частных задач Практич.: пересказ сказки. Словесн.: слово учителя, беседа. Практич.: выборочное чтение стихотворения. | 6 мин 5 мин | - Но для начала я хочу проверить ваше домашнее задание. 2-3 человека пересказывают сказку. - Делал ли ты план пересказа? Помог он тебе? Выставление оценок. Работа по теме урока - Прочитайте, что здесь написано? Слайд. вечтют чивонави родеф - Что знаете об этом поэте? Слово о писателе Поурочные разработки, страница 255. Чтение стихотворения - Откройте учебник на странице 51. - «Зима недаром злится…». Что вы представили, услышав название этого стихотворения? Произнесите про себя. - Закройте глазки, расслабьтесь, и, пока я буду читать, постарайтесь представить себе эту картину. Чтение на фоне музыки. - Что увидели? Передайте ваши впечатления. (В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны) - Пробегитесь по стихотворению и найдите слова, значение которых вам неизвестно. Засуетилось - начало действовать торопливо. Нудит - принуждает, заставляет. - Какой прием используется в этом стихотворении? (Олицетворение) - Да, поэт пишет о Зиме и Весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки. - Как названа в стихотворении Весна, Зима? Найдите в тексте. - Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы? (Они - как живые существа, главные герои произведения. Поэт-волшебник совершил чудо и времена года превратились в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя как люди) | Пересказывать сказку. Расшифровывать имя поэта. Знакомиться с жизнью поэта. Представлять картину стихотворения. Анализировать значения слов. Читать стихотворение. Отвечать на вопросы. | Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнять и расширять знания. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументация своего мнения и позиции. |
4. Закрепление изученного материала: Словесн.: беседа. Практич.: анализ и чтение стихотворения. Практич.: анализ произведений живописи. Словесн.: слово учителя, беседа. Практич.: отгадывание загадки, выразительное чтение. Словесн.: слово учителя, беседа. | 2 мин 4 мин 2 мин 2 мин 3 мин 2 мин 3 мин 2 мин | Физминутка Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо! Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше! Работа по теме урока - Перечитайте стихотворение. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится? - На чьей сторон его симпатии? (Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то, что она не уходит) - Какое же время года, по-вашему, лучше? (Каждое время года по-своему прекрасно и любимо) - На сколько частей разделено произведение? (5) - Сколько продолжительных пауз? (2) Анализ частей стихотворения Поурочные разработки страница 256. Прочитаем полностью все стихотворение выразительно, соблюдая все паузы, интонацию и без ошибок. 2-3 учащихся. Слайд. - Расшифруйте запись. нитикин чиввас нави Слайд. Прочитаем его стихотворение на странице 52. - Понравилось? - Как поняли предложение «Журавли караваном летят»? (Движущаяся группа кого-либо) Прочитайте выразительно. 2-3 учащихся. Не только поэты воспевали весну, но и художники. Посмотрите на произведение живописи Архипа Ивановича Куинджи. Учебник. Это русский художник. Посмотрите другие его картины. Слайд. Следующий поэт - Алексей Николаевич Плещеев. Послушайте. ПР страница 259. Слайд. - Прочитаем выразительно его произведение. Называется также «Весна». Найдите объяснение слова лазурь. - Какое настроение автор передает нам в стихотворении? - Какие картины весны наблюдает поэт? Страница 53, прочитаем короткое произведение Ивана Сергеевича Шмелёва. Слайд. - О чем это произведение? - Какое предложение вам особенно понравилось? Перечитаем весь текст выразительно. 2-3 учащихся. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями - цветами. Угадайте, что это за цветы. По тонкой нитке ручейка Сбежал с пригорка снег, И на пригорке вдруг цветок Раскрылся раньше всех. (Подснежник) Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением о подснежниках и о весне. - Прочитайте, кто его автор? Верно, Тимофей Максимович Белозеров. Послушайте, ПР страница 259. Слайд. - Прочитаем стихотворение. - С чем автор сравнивает подснежники? Прочитаем выразительно. - Какая тема объединяет произведения всех авторов? - Одинаковы ли они по настроению? Какое произведение отличается от других? Чем? - Какое из них вам больше понравилось? ПР страница 260. | Повторять движения. Отвечать на вопросы. Анализировать стихотворение. Читать выразительно. Расшифровывать имя поэта. Знакомиться с художником. Анализировать картины. Выразительно читать стихотворение. Отгадывать загадку. Читать выразительно. Отвечать на вопросы. | П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия. П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументация своего мнения и позиции. |
5. Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.: беседа. | 3 мин | - Произведения на какую тему мы сегодня читали? (Весна) - С какими авторами познакомились? (Тютчев, Никитин, Плещеев, Шмелев, Белозеров) - Произведения живописи какого автора рассматривали? (Куинджи) Домашнее задание: с. 51 выучить наизусть, с. 52-53 выразительное чтение. А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке. Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания! | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. Самоанализировать свою работу на уроке. Самооценка. Подводить итог. | Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...
Учебно-методический комплект для проведения урока "литературного чтения" по теме "Стихи А.Плещеева о весне"(конспект+презентация+видео+аудио)
Тема: Стихи А. Плещеева о весне.Цели: создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихот...
«Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова»
laquo;Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова»...
Конспект урока литературного чтения на тему: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение Берестова "Пловец"»
Тема: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец»Тип урока: открытие нового знания.Оборудование: УМК системы В.Д. Эльконина – В.В. Давыдова, 4...
Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс
Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...
Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"
Конспект урока по литературному чтению на тему Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"....