Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Знакомство с поэзией Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_vo_2_klasse.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по литературному чтению во 2 классе
Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
Цели: познакомить с поэзией Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», портрет Ф.Тютчева, диапроектор, экран, диск с репродукциями картин художников на тему «Зима», книга «Литературное чтение,ч.2,Л.А.Ефросинина», рабочая тетрадь, карточки с поэтическими строчками о зиме, два эскиза с контурами женских фигур.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Прочтите запись на доске «Зимушка-зима».
-О чем будем говорить на уроке?
(О зиме.)
-Но ведь у нас урок не природоведения, а литературного чтения.
(О том, как писатели и поэты изображают зиму в своих произведениях.)
2. Знакомство с литературными приемами.
-Прочитайте поэтические строчки о зиме разных поэтов. Что бы вы нарисовали к каждой строчке?
«Зима висит на хвойных лапах,
По праздничному хороша».
( А.Тарковский)
«А там волшебница седая
Лежит на высоте холма».
(Г. Державин)
« Березки толпятся кольцом
И никнут в торжественной пудре».
(Саша Черный)
« Сугробы, как звери, столпились у двери
И дышат в лицо ».
(Ю. Мориц)
-Какие строчки придают праздничное настроение?
-Многие поэты, наблюдая картины природы, для особой выразительности используют литературные приемы: образные сравнения, эпитеты ,метафоры, олицетворение.
Сравнение- это когда сопоставляют одно явление с другим. Попробуйте найти сравнение.
(«Сугробы, как звери», «толпятся кольцом», «зима висит»…)
Эпитеты – это образные определения, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Найдите эпитеты.
(«Хвойные лапы», «волшебница седая», «торжественная пудра», «по праздничному хороша»…)
Метафоры – это перенесение свойств одного предмета на другой, например, по их сходству. Попробуйте найти метафоры.
(«Столпились у двери», «дышат в лицо», «никнут в торжественной пудре»…)
- Какие строчки вам больше всего понравились своей красотой ? Почему ?
3. Сопоставление поэтических строчек и картин художников.
- Под музыку П.И.Чайковского рассмотрите репродукции картин Б.Кустодиева «Масленица», И.Шишкина «Зима», «На севере диком», А.Саврасова «Дворик. Зима», В.Поленова «Зима» и сопоставьте с поэтическими строчками, которые вы прочитали. Объясните свои высказывания.
4 Знакомство с Ф.И. Тютчевым.
- Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину,только словесную. Правда процесс поиска нужного слова, передающего чувства человека долгий и трудный и не каждому это удается.
- Сегодня я вас познакомлю с творчеством необыкновенного человека-Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. Его называют «певцом природы»
- Как вы думаете, почему?
- Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится как он по разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях. То она представляется в образе прекрасной волшебницы, чародейки, а то – злой ведьмой.
Одушевленная природа в стихах Ф. Тютчева полна движения, персонажи его очеловечены и наделены определенными характерами.
5. Чтение учителем.
- Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…» и подумайте о чем оно?
-Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми, хоть и веселая, но яростная.
6.Самостоятельное чтение.
Прочитайте стихотворение самостоятельно и проследите за тем, как развертываются действия.
7.Выборочное чтение
.-Почему «Зима недаром злится»? Прочитай.
-А как встречает Весну все живое в природе? Прочитай.
-Можно сказать, что автор говорит о весне и зиме как о людях? Найди слова, подтверждающие свой ответ.
- Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают ? (олицетворение)
-Найдите строчки, где это хорошо видно.
Зима. Весна.
«злится» «в окно стучится»
«хлопочет» « гонит со двора»
«ворчит»» «хохочет»
«взбесилась ведьма злая» «умылася в снегу»
–Какой вы представляете Зиму, Весну?
-Доскажите предложения:
Ведьма злая –это …
Прекрасное дитя- это …
-Как автор относится к победе весны над зимой? Выбери подходящий ответ, добавь свой.
(С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью…)
8.Иллюстрирование образов зимы и весны.
-На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и т.д., чтобы получились два разных образа – весны и зимы ( по вариантам).
- Какие слова помогли вам это сделать?
Весна («хохочет и пуще лишь шумит», «прекрасное дитя», «и лишь румяней стала»).
Зима («зима недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила убегая»).
9. Анализ иллюстраций.
-Чем отличаются рисунки?
-Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)
-К картине «Зима»? ( Упрямая, старая, седая, ведьма злая.)
-Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их?
(Эпитеты, сравнения, олицетворения).
10.Подготовка к выразительному чтению.
-Каким настроением пропитано все стихотворение? (Озорством, веселостью, задором).
-И как бы мы не любили зиму с ее кружевными и затейливыми узорами, на смену ей приходит весна с чистотой и веселостью, задором и оптимизмом. Это настроение надо передать при чтении стихотворения.
- Подготовьте выразительное чтение и не забудьте о секретах речи (тон, паузы, громкость, темп…)
11. Выразительное чтение детьми.
-Объясните слова «взбесилась», «нудит».
12. Допишите строчки, расставив знаки препинания:
Зима недаром …
Прошла ее…
Весна в окно…
И гонит со…
13. Попробуйте сочинить стихотворение с предложенными рифмами
………………………………………злится
……………………………………….стучится
Трудно ?
14.Итог. Задание на дом.
Чуть более трехсот стихотворений составляет наследие Тютчева, способности которого проявились в 15 лет. А первые стихи, еще неизвестного поэта, но высоко оцененные А.С.Пушкиным были опубликованы в журнале «Современник».
-А сегодня мы познакомились только с одним его стихотворением, и я думаю, что уже кому то оно очень понравилось.Чем?
-Кто хочет выучить это стихотворение наизусть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....