Технологическая карта урока обучения грамоты в 1 классе по теме «Согласные звуки [м], [м'], буква М, м»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок разработан по УМК "Школа России" для 1 класса в период обучения грамоты. Дидактическая цель урока: создать условия для полноценного знакомства с согласными звуками [м], [м'],буквами М,м, способами их графического обозначения, умением обнаруживать звуки и буквы в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_bukva_m.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обучения грамоте
Ф.И.О учителя: Кокорина Анастасия Денисовна
Класс: 1 класс
Дата: 26.10.2019
Предмет: обучение грамоте
Тема урока: «Согласные звуки [м], [м'], буква М, м »
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель: создать условия для полноценного знакомства с согласными звуками [м], [м'],буквами М,м, способами их графического обозначения, умением обнаруживать звуки и буквы в слове.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах;
2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б;
3.Научиться распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке;
2.Работать по предложенному плану, инструкции;
3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала.
Познавательные:
1.Ориентироваться в учебнике;
2.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные:
1.Слушать и понимать речь других;
2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД:
1.Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
2.Определять общие для всех правила поведения.
Форма организации: урок
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Ресурсы: учебник «Азбука» 1 класс 1 часть. Горецкий В. Г. Школа России, презентация, интерактивная доска, музыкальная композиция Олега Газманова «Москва! Звонят колокола», ленты атласные, солнышки и тучки.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Денисовна. Сегодня я проведу для вас урок русского языка. Давайте проверим вашу готовность к уроку, всё ли на месте? Садитесь. Ножки на пол все поставим, Спинку прямо разогнем, Ручку левую на стол, Сверху правую кладем. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Коммуникативные: 1.Слушать и понимать речь других; |
Актуализация имеющихся знаний | -Читаем хором А И П У О Е - Какая буква «лишняя»? - Дайте характеристику этого звука. - Какие буквы указывают на мягкость согласного? - Назовите «хитрую» букву. Почему мы ее так назвали? -Ребята, сейчас я проверю вас, насколько вы внимательны. В течение нескольких секунд я показываю вам карточку с напечатанным словом, а вы должны успеть прочитать слово, а потом назвать его. Пила, повар, пенал, папка, павлин, репа, укроп. -Вы справились с заданием! В каких словах звук П - мягкий? - Посмотрите на иллюстрации, произнесите что изображено на иллюстрации, определите с каких звуков они начинаются сформулируйте тему нашего урока. (Медведь, Москва, малина) -Раз мы говорим о звуках [м], [м'] и буква, которая их обозначает. Давайте определим цели нашего урока:
| -Буква П – обозначает согласный звук. -Звук П - согласный, глухой, может быть и твёрдым и мягким. -Буквы И, Е. -Это буква Е. Она может обозначать два звука, когда находится в начале предложения, после гласного. -В словах: пила, пенал. -Все эти слова начинаются со звука [м] или [м']. Значит тема урока: звуки [м], [м'] и буква, которая их обозначает. -Познакомиться со звуками [м], [м'] ;Узнать, какой буквой они обозначаются на письме. | Регулятивные: 1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке; 3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала. Коммуникативные: 1.Слушать и понимать речь других; 2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Выделение слова для звукового анализа и составления слого-звуковой модели слова Выделение звука из сильной позиции, его характеристика(по артикуляции, наличию голоса, по способности к слогообразованию) | (Звучит песня в исполнении Олега Газманова «Москва! Звонят колокола». На фоне этой песни появляются изображения Москвы). -Ребята, сейчас вы прослушали песню, что вы в ней услышали? -Понравилась ли вам данная композиция? - В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Для многих россиян главный город страны является родным домом. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия. «Быть здесь граду», - воскликнул Долгорукий. Так более 800 лет назад началась строиться Москва. Москва столица нашей великой Родины. В Москве праздновались самые главные праздники и самые большие победы. И самой главной площадью России считается главная площадь Москвы – Красная. Красная – значит красивая, а не как принято считать из-за её цвета. Ведь в древней Руси кремль был сначала деревянным, а потом белым. И только спустя несколько столетий он стал из красного камня. -Откроем учебники на странице 84. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? -Верно. А так же там изображены: Спасская башня, резиденция президента Российской Федерации, другие башни кремля, Храм Василия Блаженного и Исторический музей. -А кто-нибудь уже посещал Москву? -Послушайте, как восхищается столицей России великий русский поэт А.С. Пушкин: Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, -Как он говорит о Москве? -Всё верно ребята. Москва древний и красивый город, с многовековой историей. -Произнесем слово МОСКВА. В какой части слова мы слышим звук [м]? -Произнесите звук несколько раз пред зеркальцем, и , расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении. -Ещё раз произнесите этот звук и определите, как проходит воздух при его произнесении. -Приложите ладошку на горлышко и ещё раз произнесите звук [м]. Сделайте вывод. -Сколько слогов в слове Москва? -Составим слого-звуковую схему слова Москва.(на доске интерактивной составляют) -Итак, сколько в слове Москва букв, звуков и слогов? -Верно. Слушайте загадку, а потом скажите ответ: Над землёю солнце светит, -Произнесите слово МИР, выделяя в нём звук [м']. -Произнесите звук несколько раз перед зеркальцем, и расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении? -Ещё раз произнесите этот звук и определите, как проходит воздух при его произнесении. -Положите ладошку на горлышко и ещё раз произнесите звук [м']. Сделайте вывод. -Сколько слогов в слове мир? -Составим слого-звуковую схему слова Москва.(на доске интерактивной составляют) -Ребята, давайте сравним схемы слова и сделаем вывод. -Дайте характеристику звуку [м]. -Дайте характеристику звуку [м']. -Ребята, давайте проведём физкультминутку. Буратино потянулся Раз-нагнулся, два-нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик видно не нашёл Чтобы ключик нам достать Нужно нам поприседать. -Садимся. | -Там поётся о Москве и о Кремле. Отвечают на вопрос. -На нём изображен Красная площадь. Отвечают на вопрос. -Город чудный, город древний. -Звук [м] мы слышим в начале слова. -При произнесении звук [м] губы тесно смыкаются, зубы не касаются друг друга, язычок лежит свободно. -При произнесении звук [м] воздух встречает преграду, значит звук [м]-согласный. -При произнесении звука [м] участвует голос, значит звук звонкий. -В слове Москва 2 гласных звука, значит 2 слога. Дети делают слого-звуковую схему слова. -В слове Москва 6 букв, 6 звуков, и 2 слога. -Слово мир. -При произнесении звука [м'] губы тесно смыкаются, зубы не касаются друг друга, язычок лежит свободно. -При произнесении звука [м'] воздух встречает преграду, значит звук [м']-согласный. -При произнесении звука [м'] участвует голос, значит звук звонкий. -В слове мир 1 гласный, значит 1 слог. Дети делают слого-звуковую схему слова. -В слове Москва звук[м] твёрдый, а в слове мир звук [м'] мягкий. -Звук [м] согласный, звонкий, твёрдый. -Звук [м'] согласный, звонкий, мягкий. | Регулятивные: 3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала. Познавательные: 1.Ориентироваться в учебнике; Коммуникативные: 1.Слушать и понимать речь других; 2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: 1.Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; 2.Определять общие для всех правила поведения. Предметные: 1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах; 2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б; Регулятивные: 2.Работать по предложенному плану, инструкции; 3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала. |
Слушание нового звука в других словах | -А сейчас поиграем в игру, я читаю слова, а ыв если услышите в этих словах звуки [м] и [м'], хлопайте в ладоши. (мама, тигр, белка, мороженное, гном, бобёр, метро,малыш) | Дети хлопают в ладоши, когда слышат звуки [м] и [м'], объясняют в какой части слова слышен звук. | Предметные: 1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах; 3.Научиться распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой; |
Знакомство с буквой нового звука | -Ребята откройте страницу 85, вы увидите букву м, которая графически обозначает звуки [м] и [м']. На что похожа буква м? -А вот мне буква м напоминает качели: Вот качели – буква М! Палочка и палочка, -У вас на столах лежат ленты. Изобразите букву М с помощью ленточки. -Ребята, в какой квадратик на ленте букв мы поместим букву М? | Высказывают своё мнение. Из ленты конструируют букву м. Мы поместим в синий квадратик, потому что буква б обозначает звонкий, согласный звук. | Познавательные: 1.Ориентироваться в учебнике; 2.Определять общие для всех правила поведения. |
Чтение слогов-слияний (позиционное чтение) | -Мы с вами дали характеристику новым звукам, узнали какой буквой они обозначаются графически. Сейчас мы будем читать слоги с буквой м. В них разные гласные буквы. Назовите их. -В каких слогах произноситься твёрдый [м], а в каких мягкий звук [м']? -Читайте слоги-слияния, в которых согласный звук твёрдый. Составьте схему слогов. - Читайте слоги-слияния, в которых согласный звук мягкий. Составьте схему слогов. -А сейчас давайте поиграем в игру «Составь слово». | Дети читают знакомые им гласные буквы в слогах: ма, мо, му, ми, ме, мы - Твёрдый [м]-в слогах с буквами а,о,у,ы, мягкий звук [м']: вс логах с буквами и, е. -Дети читают: ма, мо, му, мы. Составляют схему слогов. -Дети читают: ми,ме. Составляют схему слогов. Дети работают в парах. Один читает слог, другой придумывает другой слог, чтобы получилось слово. | Предметные: 1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах; 2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б; 3.Научиться распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой; Регулятивные: 3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала. |
Чтение столбиков слов с новой буквой | -Ребята, давайте прочитаем столбики слов (на слайде: метро, мир Мила -1 столбик; мама, Москва, Маша- 2 столбик) -Что общего во всех словах? -Что общего в первом столбике? -Что общего во втором столбике? -Сравните слово Мила первого столбика и слово Маша из второго столбика, что вы заметили? -Читаем слова ёщё раз. | Дети читают столбики. -В этих словах одинаковая буква м в начале слова. -Там везде мягкий звук м -Там везде твёрдый звук м. -В слове Мила м обозначает мягкий звук [м'], а в слове Маша буква м обозначает твёрдый звук [м]. | Предметные: 1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах; 2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б; 3.Научиться распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой; |
Чтение текста и работа с сюжетной иллюстрацией | -Найдите на странице 85 текст «На уроке». Прочитайте слова с новой буквой, начиная с первого предложения.(появляется иллюстрация на слайде) - Какие слова написал Рома? - Почему дети написали именно эти слова: «мама», «Москва», «мир»? -Действительно. У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир. Ведь недаром говорят: «Кто сеет мир, пожнет и счастье». | Читают текст. - Рома написал слова: мама, Москва, мир -Это важные слова в нашей жизни. | Регулятивные: 3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала. Познавательные: 1.Ориентироваться в учебнике; |
Самостоятельная работа над материалом букварных страниц | -Сегодня мы говорили о столице нашей страны – Москве. Велика Москва и красива. И с каждым годом всё больше и красивее становится. Поэтому я предлагаю вам интересное задание на пару. Придумайте небольшой рассказ о Москве (3-5 предложений). Можно пользоваться словами: Красная площадь, Кремль, разные народы, очень красиво. А вот что получилось у меня. Москва-столица России. Это очень древний и красивый город. Здесь много замечательных мест, например Красная площадь, Кремль и другие. Из-за того что Москва столица России, здесь живёт много людей. Я люблю этот город! | Придумывают и рассказывают свои предложения. | Регулятивные: 3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала. Коммуникативные: 1.Слушать и понимать речь других; 2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Подведение итогов | -Подведём итог нашего урока, всё ли нам удалось сегодня сделать (слайд с целями). -С какими звуками мы познакомились сегодня на уроке? -Какой буквой они изображаются графически? -Дайте характеристику звукам [м] и [м']? -О каком городе мы сегодня говорили? | -Звуки [м] и [м']. -Буквой М -Звук [м]-согласный, звонкий, твёрдый. Звук [м']- согласный, звонкий, мягкий -Мы сегодня говорили о городе Москва. | Предметные: 2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б; Коммуникативные: 1.Слушать и понимать речь других; 2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексия | - Оцените свою работу. («Солнышко» - всё удалось, «солнышко и тучка» - не всё удалось, «тучка» - ничего не получилось) -Вы работали сегодня очень хорошо. Урок окончен. | Коммуникативные: 1.Слушать и понимать речь других; Личностные УУД: 2.Определять общие для всех правила поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.
Урок по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....
Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»
Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»Тип уро...
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".
Урок литературного чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме "Согласные звуки и буквы Фф" разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России". Данный урок явля...
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс. Тема: «Звук [и]. Буквы И,и»
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...
Технологическая карта урока обучения грамоты(1 класс). Тема: "Звук [й]’, буква й"
Цель урока: формирование знаний учащихся о мягком звонком согласном звуке [й’] и обозначении его буквой «й», обучение правильному произношению звука [й’], чтению слогов, с...
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"...