Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой "Прыжок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.odt | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе
Тип урока: | Открытия нового знания |
Авторы УМК: | « Литературное чтение», авторы Л. Ф. Климанова, В.Г Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Рабочая тетрадь «Литературное чтение», автор М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская |
Тема урока: | Л.Н. Толстой "Прыжок" |
Цель урока: | Создание условий на уроке для знакомства с творчеством Л.Н.Толстого, его былью «Прыжок». |
Задачи: | 1.Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать. 2.Формировать беглое, осознанное, выразительное чтение. 3.Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи. 4.Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки. |
Планируемые результаты : | Предметные УУД:
- перечень произведений Л.Н.Толстого; - содержание изучаемого произведения;
- находить необходимую информацию в произведении; - выделять главное из прочитанного текста; - анализировать литературный текст с опорой на вопросы учителя; - давать характеристику поведения действующих лиц произведения; Метапредметные УУД: Познавательные: прогнозировать содержание произведения; Регулятивные УУД: - формулировать тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий; - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; - оценивать свою работу на уроке; - осмысливать правила работы в группе (распределять обязанности, планировать совместные действия); Коммуникативные: - сотрудничать со взрослыми и сверстниками, уметь слушать собеседника, вести диалог; Личностные: оценивать и сопоставлять поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя; - проявлять интерес к произведениям Л. Н. Толстого; |
Основные термины, понятия: | быль |
Оборудование: |
|
Образовательные технологии: |
|
Ход урока
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (УУД) |
1. Организационный момент | Приветствие, посадка учащихся | - Ребята, посмотрите и улыбнитесь друг другу. Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг у нас в гостях - Мудрейший мастер слова. | Демонстрируют готовность к уроку | Р: - волевая саморегуляция; - навыки организации рабочего места; Л: - формирование положительного отношения к учебе и развитие мотивации к дальнейшему изучению нового материала; |
2. Актуализация знаний. | Ответы на вопросы учителя. Работа в группах с конвертами и карточками. | - Ребята, с произведениями какого автора мы знакомились ранее? - Найдите на слайде и покажите портрет Л.Н.Толстого. (слайд 3) (предлагается несколько портретов писателей и поэтов). - Что вы знаете о Л.Н.Толстом? Расскажите. - Вспомним, в каких жанрах писал Л.Н. Толстой? - А сейчас поработаем в группах. У вас на столах лежат конверты с карточками. 1 группа – выберите карточки с произведениями Л.Н. Толстого в жанре сказки и приклейте на лист. 2 группа – выберите карточки с баснями Л.Н.Толстого и приклейте на лист. 3 группа – оформите лист с рассказами Л.Н.Толстого и подумайте: на какие две группы их можно разделить. | Л.Н.Толстого Показывают портрет Л.Н.Толстого. Обучающийся у доски вспоминает ранее изученный материал: Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов. Лев Николаевич прожил 82 года. Он умел разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй. Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, потому что Толстой очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания. Толстому пришлось и в армии служить. Он воевал на Крымской войне и там же в окопах под пулями писал свои рассказы. После войны он решил оставить службу, поселился в усадьбе Ясная Поляна и занялся литературой. В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука». Сказка, басня, рассказ. Сказки: « Два брата», «Работник Емельян и пустой барабан». Басни: «Белка и волк», «Солнце и ветер», «Страшный зверь» Рассказы: Художественные «Лебеди», «Лев и Собачка» Научно-популярные «Зайцы» Крепят листы к доске. | П: - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; К: - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; Р: - удерживать цель деятельности до получения ее результата; |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Составление из букв слова Работа с толковыми словарями Чтение темы урока в презентации. | - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. Внимание на слайд (слайд 5). Составьте слово из букв. – Объясните значение слова прыжок. - А теперь обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите толкование этого слова в словаре. Обобщение. - Прыжок - это просто действие. Прыжки могут совершать и люди, и животные. - Как вы думаете, какое отношение это слово имеет к нашему уроку? - Назовите тему урока: (слайд 6) Л.Н.Толстой «Прыжок» - Какие задачи поставим перед собой? | Выполняют задание: слово «прыжок» - Это название произведения.. Л.Н.Толстой «Прыжок» - Будем анализировать содержание, давать оценку событиям, характеризовать героев. | К: - уметь слушать собеседника; высказывать свое предположение; П: - поиск и выделение необходимой информации; |
4. Первичное усвоение нового знания Первичное восприятие текста. Проверка первичного восприятия. | Словарная работа. Показ слайдов со словами и иллюстрациями к ним. Работа с карточками. Прослушивание аудиозаписи произведения. Ответы на вопросы учителя. Чтение материала в учебнике. Физкультминутка. | - В произведении встретятся трудные или малознакомые для вас слова и выражения, значение которых мы должны знать и правильно их читать. (слайд 7) Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса. (слайд 8) Каюта - отдельное жилое помещение на корабле. (слайд 9) Парусник – судно с парусом. (слайд 10)Палуба - площадка на корабле (слайд 11) Аршин – старая русская мера длины = 71см. - Сколько см составляют два аршина? -Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки. -Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе. - Как вы понимаете выражение «Задней рукой»? - Обратимся к карточке, которую я вам приготовила. - Поэтому это выражение относится к обезьянам. - Ребята, вы догадались, где будут происходить события, описанные в произведении? - Послушайте произведение Л.Н.Толстого «Прыжок» и постарайтесь определить его жанр. - Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение? - Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? - Как вы думаете, к какому жанру относится данное произведение? (слайд 12) - Могли произойти события, описанные в рассказе в действительности? - Да, действительно, это реальный случай из жизни. И не исключено, что автор был свидетелем этого происшествия. Рассказ о действительном происшествии называется былью. Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебниках с. 142. А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя обезьянками и выполнить физминутку. МАРТЫШКИ | Рассуждают, высказывают предположения. - 142 см или 1 м 42 см. Задней рукой – обезьян называют четырёхрукими.
Слушают произведение Л.Н.Толстого «Прыжок» в исполнении диктора. Рассуждают -Рассказ. Выполняют необходимые движения. | П: - выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; - прогнозировать содержание произведения; К: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; Р: - оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; - корректировать свою деятельность; |
5. Первичное закрепление. | Чтение произведения учениками и его анализ. Работа в парах. Вопросы по ходу выполнения задания. | 1.Чтение 1 абзаца вслух. - Как появилась обезьяна на корабле? - Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? -Почему? - Прочитайте слова, как вела себя обезьянка? - Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте - Что значит, ещё больше расходилась? 2. Самостоятельное чтение 2 абзаца. - Подчеркните слова передающие поведение обезьяны - отношение людей к её поступкам и настроение мальчика – Что вас насторожило? - Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Называет ли он его имя? - Почему эти сведения важны для автора, а, например не имя героя, которое мы так и не узнали? 3. Чтение 3 абзаца самостоятельно. 4. Чтение 4 -5 абзацев выразительно. - Что передадим голосом, интонацией? -Выберите из текста слова, характеризующие поведение мальчика и обезьяны - Почему же мальчик полез за обезьяной? Ключевой вопрос: связано ли поведение мальчика с поведением матросов? -Постарайтесь понять, представить состояние капитана. 6. Анализ финала. -Зачем капитан вышел из каюты? - Зачитайте, какие слова передают мгновенное изменение в намерениях капитана и мгновенно принятое решение? - Что заставило мальчика прыгнуть? 7. Прочитать выразительно по ролям слова капитана и слова автора Что можно сказать о капитане? - Как вы думаете, почему капитан заплакал? - Когда вы переживали за мальчика? - Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли её назвать главным героем рассказа - Поработаем в парах. Задание будет дано по рядам. (1 ряд получает задание найти предложения в тексте, в которых говорится о поведении людей на палубе. 2 ряд – о поведении мальчика, 3 ряд – о капитане. - Как вели себя люди на палубе? Менялось ли их поведение? Что могли бы сделать взрослые? - Что заставило мальчика прыгнуть? - Как вы думаете, каким человеком был капитан? - Как вы считаете кто же главный герой рассказа? | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения Делают выводы. Определяют эпизод, зачитывают подходящий отрывок текста
Отвечают на поставленные вопросы Проводят выборочное чтение Определяют нравственную, осуществляемого во ценность борьбы со страхом Распределяют роли, готовят выразительное чтение по ролям. Задают уточняющие вопросы 1 ряд: - Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросы не раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика. 2 ряд: - Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, он не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать. - Поведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись. 3 ряд: - Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту. Рассуждают, делают выводы, предположения. | К.: - сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами П.: - общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, П.: - выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста) К.: - владеют навыками конструктивного взаимодействия Р.: -действуют в соответствии с инструкцией учителя П.: - логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей Р. - умеют слушать в соответствии с целевой установкой П.: - общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; формулируют ответы на вопросы; полно и точно выражают свои мысли; находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится); понимают на слух ответы обучающихся; дополняют, уточняют высказанные мнения Р.: - контроль, оценка, Л.: - осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения; Р.: - планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); Л.: - осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев К.: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); |
6.Рефлексия (подведение итогов) | Обсуждение название рассказа. Анализ своей работы. | - Почему же автор назвал своё произведение «Прыжок»? - Чему автор нас учит своим рассказом? -Какова идея этого произведения? (слайд 14) - О чем вас заставил задуматься писатель? Свой ответ вы можете начать со следующих слов: – Я задумался… – Я понял(а)… – Я почувствовал(а)… Оцените свою работу при помощи смайликов. (слайд 15) | - Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик и спас свою жизнь. -Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит не совершать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций. Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение, решительно и находчиво действовать в сложных ситуациях Осуществляют самоанализ учебной деятельности | П: - рефлексия способов и условий действий; Р: - контроль и оценка способов своей деятельности; Л: -самооценка на основе критерий успешности; - адекватное понимание успешности или неуспешности; - следовать моральным нормам и этическим требованиям; К: - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; |
7. Домашнее задание. | Запись задания в дневники. | Перечитать рассказ на стр.127-129. Творческое задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс
Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...