Урок литературного чтения по теме "Звуки з Буквы З,з"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок литературного чтения "Звук [з,з.]. Буквы З,з"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_na_temu_zvuki_z_bukva_zz.docx645.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Звук [з,з.]. Буквы З,з

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [з,з], буквами З, з.

Познавательные УУД:

  • принимать учебную задачу;
  • решать учебную задачу под руководством учителя;
  • учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой з;
  • группировать изученные буквы;
  • определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные  УУД:  

  • вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные  УУД:

  • отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;
  • работать в паре;

Регулятивные УУД:

  • определять цель учебного задания;
  • контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

Мы хотим им показать,

Как умеем отвечать.

Не судите вы нас строго,

Ведь учились мы немного.

- Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

  1. Актуализация опорных знаний.

- В начале урока мы  проведем дыхательную разминку и  повторим то, что уже знаем.

Упражнения «Именинный пирог» «Конфетка» «Сластена»

Молодцы! Ну а теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»

    1)звуки бывают гласные  и…

        твёрдые  и…

        звонкие   и…        

     2). Звуки слышим, произносим, а буквы…

     3). В слове столько слогов, сколько… гласных.

     4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).

     5)  После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)

      Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)

Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

  А)Работа в группах.

На столе лежат карточки со словами, положите  их перед собой и внимательно слушаем мой вопрос .( Слайд1)

Задание для 1 ряда:

-найдите  слова, которые состоят из одного слога (день, мяч, дом, стол )

Задание для 2 ряда:

-найдите  слова ,которые состоят из 3-х слогов ( карандаш, зайчата, девочка)

Задание для 3 ряда:

-назовите слова, ударение в которых падает на первый слог( лыжи, шило, дача, чудо, бочка, ели, космос, ручка)

Задание для всех: Вспомните скороговорку со словом трава( На дворе трава , на траве дрова, не руби дрова на траве двора)

Составьте предложение с первыми тремя словами  мороз, день, лыжи)

Трава, дом, цветы

В каком слове  имеет хитрая буква?( Ели, )Почему?( обозначает два звука)

  1. Постановка учебной цели.

Учитель: Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Полосатую тельняшку
Натянули на Коняшку.
Полосатый хвост и нос!
Эй, откуда ты Матрос?( зебра) (Слайд 2)

 Правильно, это зебра. А где живут зебры?( в Африке)

А это животное дикое или домашнее? ( дикое)

Учитель: Зебра–  это животное похоже на лошадь, только грива у нее густая и короткая, а шкура с полосатым рисунком. Зебры имеют хорошее зрение и развитый слух. Живут в саваннах Африки. Держатся табунами до 30 голов, питаются травой.

Каждая зебра имеет свой рисунок полосок, который не повторяется.

Какой незнакомый звук есть в слове зебра? [  з′ ]

 Кто скажет ,какая тема нашего урока? (Звук  [  з′ ] , [ э ])

-Звук  [з], [з] и буква, которая их обозначает.

А теперь давайте составим схему этого слова на доске.(выходит ученик и составляет у доски схему, а дети сигналами подтверждают правильность или неправильность составления схемы)

- Произнесите слово зебра  по слогам.

-Сколько в слове слогов?  ( 2 слога)

Девочки  произнесут  только первый слог.?( зеб )

Мальчики  произнесите второй слог ?(ра)

Работаем с первым слогом:

-Сколько звуков мы слышим в этом слоге? 3 звука [  з′ ] , [ э ], [ б ]

-Первые 2 звука сдружились и образуют слияние и к ним примыкает какой согласный твердый звук( б)

Работаем со вторым слогом:

-Назови второе слияние.( ра) 

-Как обозначить эти звуки на схеме? ( твердым слиянием)

Просигнальте верно ли составлена схема?( уч-ся поднимают сигналы)

Проверим на экране .(Слайд 2) 

Учитель: Где у нас в селе можно встретить  зебру?( на пешеходном переходе)(Слайд 3)

А для чего нужен пешеходный переход?( для безопасного перехода дороги пешеходом) Значит слово «зебра» - многозначное,  т.к имеет несколько  смысловых значений, а пишется одинаково.

А вот и еще одна загадка, послушайте

Не корова, а с рогами: 
«Кто же я?» – узнайте сами. 
Тоже травку я жую, 
Тоже молоко даю, 
Утром рано просыпаюсь, 

На лужок я отправляюсь, 
Там до вечера пасусь, 
Ну, и как же я зовусь? (коза)(Слайд 4)

Учитель:Кто составит схему этого слова на доске?( ученик составляет схему, дети сигналят)

-С какими новыми звуками мы сегодня будем работать?( [  з′ ] [  з ])

-Кто сформулирует цели нашего урока?

-Чему мы должны научиться на уроке?

Ученик:

(Узнать все о   звуках [з], [з'] , познакомиться с буквой, которая их обозначает;

Уметь отличать новые звуки и букву;  читать слоги, слова с новой буквой)

Давайте еще раз произнесем новые звуки.

Обратите внимание на положение наших зубов. Они сомкнулись  и стали преградой для воздуха, поэтому звук образуется согласный или гласный?( согласный)

В слове коза и зебра мы услышали звуки [  з′ ] [  з ]), значит они бывают (мягкими и твердыми)

А теперь положим нашу ладошку на  горлышко и попробуем почувствовать , работает ли моторчик .( дети делают вывод ,что звук звонкий) 

Посмотрим теперь на  нашего звуковичка ( Слайд 5)

Правильно ли одет наш звуковичок? Посмотрите на его шапочку, на его обувь.

А теперь пришло время познакомиться с буквой , которая обозначает данные звуки.

Все: В платье звук мы наш нарядим

В букву звук наш превратим

6.Знакомство с новой буквой (Слайд 6)

А на что похожа наша буква?( на цифру 3)

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (Слайд 7)

hello_html_m14c12338.png

З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.  (Слайд 8)

Учитель:А теперь посмотрите ,как выглядит письменная буква З. Мы будем с вами учиться писать ее  на следующем уроке.( Слайд 9 )

  Наступил  торжественный момент . Пришло время заселить нашего новосела в ленту букв.

На каком этаже он поселится?( на втором, где живут все звонкие согласные)

Учитель: Звук з заселился на втором этаже, но выбрал себе в соседи , живущего под ним звук с. Он считает, что жить с этим звуком  в паре будет куда веселее чем одному. Поэтому их еще называют парными согласными. И завтра мы с вами подробнее поговорим об этой парочке звуков З и С.

Буква  «З» благодарит вас за то, что вы  помогли найти ей дом, и к ней уже спешат гости. Давайте прочитаем  слоги, которые получились после встречи нашего новосела с соседями гласными звуками.(слайд 10)

7. Физминутка.(Слайд11)

Слон большой ушами машет,
Пчела
маленькая пляшет.
Слон
большой, почти огромный, 
А размер у пчелки -
скромный! 

Как называются слова , которые мы с вами услышала в нашей физминутке?( антонимы) Давайте продолжим наш пары антонимов и дальше.

Большой- маленький

Трусливый -……(смелый)

Горький -…(сладкий)

Глубокий-….(мелкий)

Громкий- ………(тихий)

Звонкий-……..(глухой)

Твердый -……….(мягкий)

8.Закрепление новых знаний. Чтение слов, текста.

А теперь попробуем поиграть в  игру «Камень- вата» со звуками [  з′ ] [  з ]

а) Работа по группам. Если в слове слышим твердый звук, то встают мальчики. Если мягкий, то – девочки.

Учитель: гроза, Зина, зубр, зебра, азбука, обезьяна, задача, зима, зубы, зерно) Молодцы!

б)Чтение слов.  Работа с электронным приложением.

Игра «Составляем слова»

( Дети составляют слова : заноза, роза, зола, зубры, зерно, розы, зима )

А теперь внимательно посмотрите на экран и попробуйте отгадать по первым звукам изображенных  животных  загаданное  слово.(Слайд 12)

( на экране появляются  зебра, обезьяна, олень, пингвин, аист, рысь, кенгуру)

Дети составляют слово зоопарк.

А что такое зоопарк?( зоологический парк(парк животных), место, где в условиях неволи содержатся животные, чтобы люди могли с ними познакомиться, а ученые могли их изучать )

Учитель: На картинке мы видим московский зоопарк. Ему уже исполнилось 104 года со дня открытия. Ученые изучали условия жизни животных, привезенных  из разных стран и наблюдали, как они могут привыкать  к новым  условиям.

-А где живут звери в зоопарке?( они живут в вольерах, на специальных отгороженных  территориях, которые приближены к естественным условиям обитания этих животных.

-А кто из вас  был в зоопарке? ( уч-ся отвечают)

Сейчас мы прочитаем с вами рассказ о ребятах, которые тоже были вместе со своей учительницей в зоопарке.( Слайд14)

Предварительно прочитаем слова, которые нам встретятся в тексте, по слогам на экране.

Прочитаем по слогам, а затем целым словом.( (слайд 15)

зо-о-парк

зве-ри

за за-бо-ром

за-ин-те-ре-со-ва-ли

за-пол-за-ли

вы-пол-за-ли

-Чем отличается слово заползали от выползали?( заползали вовнутрь, выползали – наружу)

Учитель:  А теперь я вам прочитаю текст, а вы меня внимательно послушаете и постараетесь определить тему текста.

О чем этот текст?  (Этот текст о том, как живут животные в зоопарке)

- Можно ли подобрать другой заголовок к этому тексту?(  Звери в зоопарке. Животные в зоопарке. Поездка в зоопарк.)

Теперь вы прочитаете текст по одному предложению очень внимательно, потому что потом мы поиграем в игру, в которой важно запомнить текст.

Игра «Да ,нет»

А сейчас поиграем в игру « Да или нет». Я буду вам произносить предложения, а вы должны согласиться со мной или нет.(Да или нет)

-За забором дети увидели бегемота.( Нет, льва )

-Ребята встретили в зоопарке слона. ( Да)

-Слон поливал спину водой? (Нет, песком.)

-Зимой змеи спят в норах? ( Да)

-В зоопарке нет аквариумов.(Нет, есть)

 В аквариуме живут лещи и окуни. ( Нет, сомы и налимы)

Кто из перечисленных животных вызывает у вас особый интерес и желание узнать о них еще больше?(змеи)(слайд 16)

Учитель: В мире существует более 2000 видов различных змей— больших, маленьких, ядовитых, неядовитых,  и т.д. 

У змей слабое  зрение и слух, поэтому реагируют они в основном только на движущиеся объекты. Кобра, которую мы видим якобы танцующей под звуки флейты, на самом деле ее не слышит, а реагирует только на вибрацию ноги, которой человек постукивает  и готовится к атаке. Но в любом случае, даже если кобра нападет, то ничего страшного не произойдет, так как яд всегда удаляют заранее.

       Змея постоянно высовывает язык для того, чтобы распознать информацию об окружающей среде и объектах. Ее язык настолько чувствителен, что улавливает «информацию» из воздуха.

Почти все змеи охотятся за движущейся добычей.  Издавна известно, что основная пища змей — грызуны.

Много интересных фактов о жизни животных можно узнать из специальной литературы. Она называется  научно-популярной.(слайд17) К ним относятся энциклопедии, справочники, журналы и атласы, которые вы можете взять в библиотеках. )

8.Физминутка. 

Дети выполняют упражнения для развития двух полушарий. Спасибо, садитесь.

А сейчас мы поупражняемся в произношении звуков з ,произнесем скороговорку.

Скороговорка: Две козы и два бизона потоптали все газоны.( уч-ся произносят с ускорением 3 раза)

9.Работа над закреплением материала.

У вас на столах лежат картинки с изображением разных животных. Каждый из вас может выбрать себе задание по силам. Задание заключается в выполнении звуковой схемы к слову.

В этом вам поможет кружок возле картинки.( красный кружок символизирует самое трудное задание, желтый – задание полегче, а синий- самое легкое Оцените свои способности и выполните задание а потом вы обменяетесь им  с соседом и выполните взимопроверку.

А теперь проверим ваши работы, глядя на экран (Слайд 18,19,20)

10.Рефлексия

Давайте подведем итог урока.

-С какими звуками мы сегодня познакомились на уроке?

-Какой буквой обозначаются эти звуки? 

-Интересно ли было на уроке?

-Какие задания вам больше всего понравились?

Каким стало ваше настроение?

На парте у вас лежат листочки -разукрашки, в которых вам надо отыскать и закрасить все буквы з. Если вы считаете , что у вас на уроке все получилось и вы работали активно, то раскрасьте буквы з в красный цвет. Если вы старались работать хорошо, но не все у вас получалось, то в – желтый. А те, кому надо еще много потрудиться, чтобы работать без ошибок –в синий.

 

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились.

- 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...