Урок литературного чтения по теме "Звуки з Буквы З,з"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения "Звук [з,з.]. Буквы З,з"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_na_temu_zvuki_z_bukva_zz.docx | 645.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Звук [з,з.]. Буквы З,з
Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [з,з], буквами З, з.
Познавательные УУД:
- принимать учебную задачу;
- решать учебную задачу под руководством учителя;
- учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой з;
- группировать изученные буквы;
- определять место на ленте букв изучаемой буквы;
Личностные УУД:
- вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности,
- участвовать в творческом, процессе;
Коммуникативные УУД:
- отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;
- работать в паре;
Регулятивные УУД:
- определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы.
Ход урока:
- Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.
Мы хотим им показать,
Как умеем отвечать.
Не судите вы нас строго,
Ведь учились мы немного.
- Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?
- Актуализация опорных знаний.
- В начале урока мы проведем дыхательную разминку и повторим то, что уже знаем.
Упражнения «Именинный пирог» «Конфетка» «Сластена»
Молодцы! Ну а теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»
1)звуки бывают гласные и…
твёрдые и…
звонкие и…
2). Звуки слышим, произносим, а буквы…
3). В слове столько слогов, сколько… гласных.
4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).
5) После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)
Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)
Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
А)Работа в группах.
На столе лежат карточки со словами, положите их перед собой и внимательно слушаем мой вопрос .( Слайд1)
Задание для 1 ряда:
-найдите слова, которые состоят из одного слога (день, мяч, дом, стол )
Задание для 2 ряда:
-найдите слова ,которые состоят из 3-х слогов ( карандаш, зайчата, девочка)
Задание для 3 ряда:
-назовите слова, ударение в которых падает на первый слог( лыжи, шило, дача, чудо, бочка, ели, космос, ручка)
Задание для всех: Вспомните скороговорку со словом трава( На дворе трава , на траве дрова, не руби дрова на траве двора)
Составьте предложение с первыми тремя словами мороз, день, лыжи)
Трава, дом, цветы
В каком слове имеет хитрая буква?( Ели, )Почему?( обозначает два звука)
- Постановка учебной цели.
Учитель: Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!
Полосатую тельняшку
Натянули на Коняшку.
Полосатый хвост и нос!
Эй, откуда ты Матрос?( зебра) (Слайд 2)
Правильно, это зебра. А где живут зебры?( в Африке)
А это животное дикое или домашнее? ( дикое)
Учитель: Зебра– это животное похоже на лошадь, только грива у нее густая и короткая, а шкура с полосатым рисунком. Зебры имеют хорошее зрение и развитый слух. Живут в саваннах Африки. Держатся табунами до 30 голов, питаются травой.
Каждая зебра имеет свой рисунок полосок, который не повторяется.
Какой незнакомый звук есть в слове зебра? [ з′ ]
Кто скажет ,какая тема нашего урока? (Звук [ з′ ] , [ э ])
-Звук [з], [з] и буква, которая их обозначает.
А теперь давайте составим схему этого слова на доске.(выходит ученик и составляет у доски схему, а дети сигналами подтверждают правильность или неправильность составления схемы)
- Произнесите слово зебра по слогам.
-Сколько в слове слогов? ( 2 слога)
Девочки произнесут только первый слог.?( зеб )
Мальчики произнесите второй слог ?(ра)
Работаем с первым слогом:
-Сколько звуков мы слышим в этом слоге? 3 звука [ з′ ] , [ э ], [ б ]
-Первые 2 звука сдружились и образуют слияние и к ним примыкает какой согласный твердый звук( б)
Работаем со вторым слогом:
-Назови второе слияние.( ра)
-Как обозначить эти звуки на схеме? ( твердым слиянием)
Просигнальте верно ли составлена схема?( уч-ся поднимают сигналы)
Проверим на экране .(Слайд 2)
Учитель: Где у нас в селе можно встретить зебру?( на пешеходном переходе)(Слайд 3)
А для чего нужен пешеходный переход?( для безопасного перехода дороги пешеходом) Значит слово «зебра» - многозначное, т.к имеет несколько смысловых значений, а пишется одинаково.
А вот и еще одна загадка, послушайте
Не корова, а с рогами:
«Кто же я?» – узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, и как же я зовусь? (коза)(Слайд 4)
Учитель:Кто составит схему этого слова на доске?( ученик составляет схему, дети сигналят)
-С какими новыми звуками мы сегодня будем работать?( [ з′ ] [ з ])
-Кто сформулирует цели нашего урока?
-Чему мы должны научиться на уроке?
Ученик:
(Узнать все о звуках [з], [з'] , познакомиться с буквой, которая их обозначает;
Уметь отличать новые звуки и букву; читать слоги, слова с новой буквой)
Давайте еще раз произнесем новые звуки.
Обратите внимание на положение наших зубов. Они сомкнулись и стали преградой для воздуха, поэтому звук образуется согласный или гласный?( согласный)
В слове коза и зебра мы услышали звуки [ з′ ] [ з ]), значит они бывают (мягкими и твердыми)
А теперь положим нашу ладошку на горлышко и попробуем почувствовать , работает ли моторчик .( дети делают вывод ,что звук звонкий)
Посмотрим теперь на нашего звуковичка ( Слайд 5)
Правильно ли одет наш звуковичок? Посмотрите на его шапочку, на его обувь.
А теперь пришло время познакомиться с буквой , которая обозначает данные звуки.
Все: В платье звук мы наш нарядим
В букву звук наш превратим
6.Знакомство с новой буквой (Слайд 6)
А на что похожа наша буква?( на цифру 3)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (Слайд 7)
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка. (Слайд 8)
Учитель:А теперь посмотрите ,как выглядит письменная буква З. Мы будем с вами учиться писать ее на следующем уроке.( Слайд 9 )
Наступил торжественный момент . Пришло время заселить нашего новосела в ленту букв.
На каком этаже он поселится?( на втором, где живут все звонкие согласные)
Учитель: Звук з заселился на втором этаже, но выбрал себе в соседи , живущего под ним звук с. Он считает, что жить с этим звуком в паре будет куда веселее чем одному. Поэтому их еще называют парными согласными. И завтра мы с вами подробнее поговорим об этой парочке звуков З и С.
Буква «З» благодарит вас за то, что вы помогли найти ей дом, и к ней уже спешат гости. Давайте прочитаем слоги, которые получились после встречи нашего новосела с соседями гласными звуками.(слайд 10)
7. Физминутка.(Слайд11)
Слон большой ушами машет,
Пчела маленькая пляшет.
Слон большой, почти огромный,
А размер у пчелки - скромный!
Как называются слова , которые мы с вами услышала в нашей физминутке?( антонимы) Давайте продолжим наш пары антонимов и дальше.
Большой- маленький
Трусливый -……(смелый)
Горький -…(сладкий)
Глубокий-….(мелкий)
Громкий- ………(тихий)
Звонкий-……..(глухой)
Твердый -……….(мягкий)
8.Закрепление новых знаний. Чтение слов, текста.
А теперь попробуем поиграть в игру «Камень- вата» со звуками [ з′ ] [ з ]
а) Работа по группам. Если в слове слышим твердый звук, то встают мальчики. Если мягкий, то – девочки.
Учитель: гроза, Зина, зубр, зебра, азбука, обезьяна, задача, зима, зубы, зерно) Молодцы!
б)Чтение слов. Работа с электронным приложением.
Игра «Составляем слова»
( Дети составляют слова : заноза, роза, зола, зубры, зерно, розы, зима )
А теперь внимательно посмотрите на экран и попробуйте отгадать по первым звукам изображенных животных загаданное слово.(Слайд 12)
( на экране появляются зебра, обезьяна, олень, пингвин, аист, рысь, кенгуру)
Дети составляют слово зоопарк.
А что такое зоопарк?( зоологический парк(парк животных), место, где в условиях неволи содержатся животные, чтобы люди могли с ними познакомиться, а ученые могли их изучать )
Учитель: На картинке мы видим московский зоопарк. Ему уже исполнилось 104 года со дня открытия. Ученые изучали условия жизни животных, привезенных из разных стран и наблюдали, как они могут привыкать к новым условиям.
-А где живут звери в зоопарке?( они живут в вольерах, на специальных отгороженных территориях, которые приближены к естественным условиям обитания этих животных.
-А кто из вас был в зоопарке? ( уч-ся отвечают)
Сейчас мы прочитаем с вами рассказ о ребятах, которые тоже были вместе со своей учительницей в зоопарке.( Слайд14)
Предварительно прочитаем слова, которые нам встретятся в тексте, по слогам на экране.
Прочитаем по слогам, а затем целым словом.( (слайд 15)
зо-о-парк
зве-ри
за за-бо-ром
за-ин-те-ре-со-ва-ли
за-пол-за-ли
вы-пол-за-ли
-Чем отличается слово заползали от выползали?( заползали вовнутрь, выползали – наружу)
Учитель: А теперь я вам прочитаю текст, а вы меня внимательно послушаете и постараетесь определить тему текста.
О чем этот текст? (Этот текст о том, как живут животные в зоопарке)
- Можно ли подобрать другой заголовок к этому тексту?( Звери в зоопарке. Животные в зоопарке. Поездка в зоопарк.)
Теперь вы прочитаете текст по одному предложению очень внимательно, потому что потом мы поиграем в игру, в которой важно запомнить текст.
Игра «Да ,нет»
А сейчас поиграем в игру « Да или нет». Я буду вам произносить предложения, а вы должны согласиться со мной или нет.(Да или нет)
-За забором дети увидели бегемота.( Нет, льва )
-Ребята встретили в зоопарке слона. ( Да)
-Слон поливал спину водой? (Нет, песком.)
-Зимой змеи спят в норах? ( Да)
-В зоопарке нет аквариумов.(Нет, есть)
В аквариуме живут лещи и окуни. ( Нет, сомы и налимы)
Кто из перечисленных животных вызывает у вас особый интерес и желание узнать о них еще больше?(змеи)(слайд 16)
Учитель: В мире существует более 2000 видов различных змей— больших, маленьких, ядовитых, неядовитых, и т.д.
У змей слабое зрение и слух, поэтому реагируют они в основном только на движущиеся объекты. Кобра, которую мы видим якобы танцующей под звуки флейты, на самом деле ее не слышит, а реагирует только на вибрацию ноги, которой человек постукивает и готовится к атаке. Но в любом случае, даже если кобра нападет, то ничего страшного не произойдет, так как яд всегда удаляют заранее.
Змея постоянно высовывает язык для того, чтобы распознать информацию об окружающей среде и объектах. Ее язык настолько чувствителен, что улавливает «информацию» из воздуха.
Почти все змеи охотятся за движущейся добычей. Издавна известно, что основная пища змей — грызуны.
Много интересных фактов о жизни животных можно узнать из специальной литературы. Она называется научно-популярной.(слайд17) К ним относятся энциклопедии, справочники, журналы и атласы, которые вы можете взять в библиотеках. )
8.Физминутка.
Дети выполняют упражнения для развития двух полушарий. Спасибо, садитесь.
А сейчас мы поупражняемся в произношении звуков з ,произнесем скороговорку.
Скороговорка: Две козы и два бизона потоптали все газоны.( уч-ся произносят с ускорением 3 раза)
9.Работа над закреплением материала.
У вас на столах лежат картинки с изображением разных животных. Каждый из вас может выбрать себе задание по силам. Задание заключается в выполнении звуковой схемы к слову.
В этом вам поможет кружок возле картинки.( красный кружок символизирует самое трудное задание, желтый – задание полегче, а синий- самое легкое Оцените свои способности и выполните задание а потом вы обменяетесь им с соседом и выполните взимопроверку.
А теперь проверим ваши работы, глядя на экран (Слайд 18,19,20)
10.Рефлексия
Давайте подведем итог урока.
-С какими звуками мы сегодня познакомились на уроке?
-Какой буквой обозначаются эти звуки?
-Интересно ли было на уроке?
-Какие задания вам больше всего понравились?
Каким стало ваше настроение?
На парте у вас лежат листочки -разукрашки, в которых вам надо отыскать и закрасить все буквы з. Если вы считаете , что у вас на уроке все получилось и вы работали активно, то раскрасьте буквы з в красный цвет. Если вы старались работать хорошо, но не все у вас получалось, то в – желтый. А те, кому надо еще много потрудиться, чтобы работать без ошибок –в синий.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....