Конспект урока литературного чтения к произведению Велтисова "Приключения Электроника"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Лысоконь Наталья Ивановна

—познакомить обучающихся с новым жанром литературы—научной фантастикой;

− формировать коммуникативные компетенции на основе организации творческой деятельности на уроке;

—развивать умения самостоятельной работы с текстом;

—воспитывать интерес к произведениям детской фантастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс Школа России

Тема: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

Цели урока:

—познакомить обучающихся с новым жанром литературы—научной фантастикой;

− формировать коммуникативные компетенции на основе организации творческой деятельности на уроке;

—развивать умения самостоятельной работы с текстом;

—воспитывать интерес к произведениям детской фантастики.

Оборудование урока:

—раздаточный материал (шифровка с буквами);

—мультимедийное сопровождение урока (презентация).

Ход урока:

Организационный момент

Чтение стихотворения Б.Заходера "Моя Вообразилия".

          Моя Вообразилия

В моей Вообразили,

 В моей Вообразили -

 Там царствует Фантазия

 Во всем своем всесилии;

 Там все мечты сбываются,

 А наши огорчения

 Сейчас же превращаются

 В смешные приключения!

 В мою Вообразилию

 Попасть совсем несложно:

 Она ведь исключительно

 Удобно расположена!

 И только тот, кто начисто

 Лишен воображения,-

 Увы, не знает как войти

 В ее расположение!..

1. Вступительная беседа.

- О чем стихотворение Б.Заходера?

- Кто может попасть в эту страну?

- Как вы понимаете слово "фантазия"?

«Во все времена человек любил пофантазировать. Страшные или милые фантазии о добрых и злых духах, о непонятных явлениях природы наполняют все народные сказки.

Постепенно человек узнавал всё больше и больше об окружающем мире, и сам мир этот переставал быть непонятным, загадочным, мрачным. Человек понял, что может разгадать многие загадки мира. С помощью науки он попытался даже заглянуть в будущее. Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человек овладеет всеми силами природы.

Так возникла в литературе научная фантастика, дающая источник мысли и простор фантазии человека».

  1. Работа над новым материалом

—Сегодня мы впервые познакомимся с таким жанром литературы, как фантастическая повесть и с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым.

Знакомство с биографией автора и героями произведения.

—Как вы поняли, кем был Электроник?

  1. Музыкальная пауза

—Какое значение для человека имеют роботы?

  1. Первичное чтение произведения

- Понравился ли вам отрывок?  Чем?

  1. Комментированное  чтение  1  главы.

- Для  чего  собираются  кибернетики  на  конгрессе?  (Для  того,  чтобы  обменяться  опытом, доложить  об успехах  и  достижениях  в науке.)

- Как  была  организована  встреча  профессора  Громова?  (Встреча  организована  торжественно,  что  говорит  о  важности  конгресса.)

- О   чём  предполагает  директор  гостиницы, увидев чёрный  чемодан? (Что  в  нём  приборы.)

- Что  доказывает,  что  ящик  действительно  тяжелый?  (Лицо  директора  покраснело  от  тяжести чемодана.)

- Какие  детали   в  благоустройства  города  кажутся  необычными, фантастическими ? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные  раздвижные  купола  на  крышах  зданий, видеотелефон.)

- Почему,  не  один  человек  не  мог  бы  догадаться ,  что  в  чемодане  был кибернетический мальчик. т. е. робот?

( Робот   был  похож  на  обычного  мальчика.)

- Рассмотрите  иллюстрацию. Каким  может  быть  робот? (Ответы  учащихся)

- Робот - это  машина, автомат, который  может  заменять  человека. Робот  питается  электроэнергией.

- Почему  процедура  подкрепления  электрическим  током  была так  необходима мальчику?   (Профессор предупредил, что  Электронику  предстоит  много  двигаться.)

-. Что  же  произошло? ( Робот  получил заряд  высокого  напряжения.)

- Какой  электрический  заряд  получил  Электроник?  (220 вольт.)

- Как  это  повлияло  на  поведение Электроника?

( Прыгает  со  второго  этажа  и  убегает.)

- Профессор  встревожен.  Предположите, почему?

( Электроник  окажется среди  людей.)

- Что  за  необычайные  события ждут  Электроника, пофантазируйте.  (Ответы  детей.)

Конгресс - собрание  ученых.

Кибернетика-наука  о  передаче  и управлении  информацией.

Кибернетики - ученые, которые  изучают, конструируют электронные, вычислительные  и  другие  машины.

Робот - это  машина, автомат, который  может  заменять  человека. Робот  питается  электроэнергией.

Вывод: Интересна  история  об  Электронике? (История  об Электронике заряжает  энергией  тех, кому интересна  наука, достижения  человечества.)

Работа в парах. Тест(приложение)

Итог урока.

- Какой раздел начали изучать на занятии?

- С каким произведением познакомились?

- Кому бы вы посоветовали прочитать эту книгу?

  1. Рефлексия.

- Кому было интересно  и урок понравился?

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто захотел прочитать все истории «Приключение Электроника»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".

Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...

План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"

Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...

Конспект урока литературного чтения по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина" УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония" по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина", 2 урок...

Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"

В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....

Конспект урока литературного чтения по произведению И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»»

Тема урока: И.П.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».Цель: Познакомить детей с творчеством И.П. Токмаковой. Прочитать и осмыслить рассказ И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и б...

Конспект урока литературного чтения по произведению Н.Артюховой "Саша -дразнилка"

Подробный конспект урока с презентацией поможет провести увлекательный урок в 1 классе....

Конспект урока литературного чтения "Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А. Барто «Апрель»; формирование умений: анализировать художес...