План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя полноценным, мощным, таким, которое потрясает душу, может помочь сопоставительный анализ текста произведения с музыкальным или художественным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
«Изучение произведения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимой»
Автор: Данилова
Вероника Вячеславовна
Санкт-Петербург, 2013
Тема: «Изучение произведения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимой» (Изучение лирического пейзажного стихотворения. Сопоставительный анализ текста стихотворения с произведениями музыкального искусства).
Класс: 2.
УМК: «Перспектива».
Цели: познакомить учащихся с стихотворением Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою».
Задачи:
1. В конце урока учащиеся смогут выразительно прочитать стихотворение.
2. Ученики смогут дома нарисовать рисунок к стихотворению.
3. Учащиеся смогут выбрать подходящий к стихотворению музыкальный фрагмент.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А., записи произведений Антонио Вивальди «Времена года» («Зима» 1 и 2 части).
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | |
- Здравствуйте! Проверьте, все ли у вас готово к уроку: у каждого на столе должны быть учебники. И пеналы. | |
Подготовка к восприятию произведения | |
- Давайте вспомним, какое время года было совсем недавно? - Какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? - Какой запомнилась вам эта зима? - Нравится ли вам зима? Почему? - Я предлагаю вам сегодня вернуться на несколько месяцев назад, в прошлое, в то время, когда была зима. У нас у всех есть свои представления о зиме. Как человек может запечатлеть те чувства и эмоции, которые вызывает у него зима? - Мы в нашем путешествии попробуем выяснить, что привлекает авторов в зиме, какие переживания она у них вызывает. - Наши мнения о зиме разделились. Вот и композиторы в своих произведениях видели зиму по-разному. Послушайте 2 музыкальных фрагмента, посвященных зиме, и попробуйте определить, какую зиму показал композитор в двух этих фрагментах. - Какую зиму вы услышали в первом фрагменте? - Какие чувства испытали при прослушивании? - Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления? - Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента? - Какими словами можно охарактеризовать зиму, которую вы услышали во втором фрагменте? - Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? - Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления? - Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента? - Кто еще посвящал свои произведения зиме? - Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева и узнаем, какой видит зиму он, и какие переживания она у него вызывает. | - Зима - Снег, ветер, мороз…. Высказывают свои мнения. Высказывают свои мнения, которые расходятся: кому-то зима нравится, кому-то нет. - Сочинить стихотворение, написать картину, сочинить музыку… Слушают музыкальные фрагменты. - Холодная, снежная, морозная… - Быстрый темп, громкая музыка… - Вьюга, сильный снег, холодно…. - Спокойная, неподвижная, загадочная... - Медленный темп, тихая плавная музыка… - Легкий снег, солнце, снег блестит, деревья в снегу… - Писатели, художники. |
Этап первого восприятия | |
- Послушайте стихотворение (читает учитель). | Слушают стихотворение. |
Проверка первичного восприятия | |
- Понравилось ли вам стихотворение? - Как вы думаете, автору нравится такое время года как зима? - Почему вы так решили? | Высказывают свое мнение. |
Этап постановки учебной задачи | |
- Представим, что мы сегодня с вами станем художниками, и нам предстоит нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Сможем ли мы сразу это сделать? Почему? - Что же нам нужно сделать для создания картины? - Сегодня мы с вами выступим в роли художников, но для того, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, нам необходимо разобраться в произведении и выяснить, какой же изобразил зиму в своем стихотворении Федор Иванович Тютчев, какие чувства она вызывает. Почему для нас, художников, это важно? | - Нет, потому что надо разобраться в том, какую зиму изобразил автор. - Проанализировать стихотворение. Слушают. - Наша иллюстрация должна вызывать эти чувства у тех, кто ее будет рассматривать. |
Этапы перечитывания и анализа художественного произведения | |
- Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какой музыкальный фрагмент, из прослушанных нами, подходит к этому стихотворению по настроению? - Почему? - Почему вы решили, что лес неподвижный? - Какие слова автора в тексте вам подсказывают? - Кто же или что сделал лес неподвижным? - Найдите в тексте, как автор называет зиму? - Как вы понимаете, кто такая чародейка? - Какие же еще признаки волшебства есть в тексте? Найдите в тексте и подчеркните их, а потом зачитайте. - Для чего автор, так часто использует слова, которые относятся к волшебству? - Есть ли разница в значениях слов «околдован» и «заколдован»? Если есть, то какая? - Здесь создается образ пассивности: лес не сопротивляется, чары на него направлены – и теперь он неподвижен, со всех сторон в чарах – околдован. Различие между словами «заколдован» и «околдован» в том, что если предмет заколдовать он меняет свои свойства: красивый стает некрасивым… А околдованный предмет – застыл под чарами, остановлен в движении или утрачивает способность видеть мир, поглощен чем-то одним. Значит, что подчеркивает поэт, используя слово «околдован»? - Можно ли заменить слова «окован», «опутан» на слова «закован», «запутан»? Почему? - Как автор относится к этому лесу? - Какие непонятные слова встретили? - Мещет - мечет (старославянская форма 3 лица единственного числа современного глагола "метать"); в толковом словаре Ожегова - опутать: подчинить себе, охватить О. кого-н. своими чарами. - Лес неподвижен, но солнце мечет лучи. Для чего? - Вспомните сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Прочитайте на карточках описание героя этой сказки и попробуйте отгадать, о ком идет речь? Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина. - Кого описывают в этом тексте? - Какая она предстает перед нами? - Какие чувства она вызывает у нас? - Вспомните сказку. Что же скрывалось за этой красотой Снежной королевы? - Какие чувства она вызывала, когда мы узнали о ней больше? - Хотелось ли бы вам встретиться со Снежной королевой? Почему, она же очень красивая? - Автор, описывая Снежную королеву, называет ее красоту ослепительной. И в нашем стихотворении есть такое выражение. Как вы понимаете его значение? - Почему еще в лесу может слепить глаза? - Зимой на улице есть снег. А в лесу из стихотворения есть снег? - Почему вы так решили? Зачитайте строки, подтверждающие это? - С чем сравнивает Тютчев снег в стихотворении? - Как вы думаете, какой лес хотел показать нам автор, используя подобные сравнения, описывая волшебство? - Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? - Автор описывает лес, но заходит ли он в него? Почему? - Этот лес кажется автору удивительным, сказочным, и он словно хочет поделиться с нами своей тайной: рассказать об этом лесе. Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно, передавая и восхищение, и удивление, и опасения автора. Для этого выясним, с какой интонацией надо его читать? - А как ее создать голосом? - Когда мы восхищаемся мы говорим тихо или громко? Всегда ли? - А если мы видим что-то красивое, удивительно красивое, как мы выразим свои чувства? - Если закричим, то чудо исчезнет. Как же в нашем случае? Будет ли поэт кричать, прыгать от восторга? - Но если мы все стихотворение прочитаем тихо, в одном тоне, выразим ли мы все оттенки чувств, которые испытывает автор? - Значит, интонация будет меняться. Давайте подумаем, когда это будет происходить? Какие чувства испытывает поэт в перовой строфе? - Кто попробует прочитать? - Что будет меняться во второй? Значит, как поменяется интонация? - Будет ли меняться темп? Где и почему? - Будет ли меняться сила голоса? Где и почему? Кто попробует? - Где необходимо сделать паузы? Почему? - Что меняется в третьей строфе? Как будем читать? - А теперь такой-то ученик попробует прочитать все стихотворение, учитывая все наши замечания. Остальные внимательно слушают, не мешают, потому что читать выразительно трудно. После чтения мы обсудим исполнение. - Что получилось у читающего? Что бы вы ему посоветовали изменить? Почему? | Читают стихотворение. - Второй - Там музыка была медленная, спокойная и в стихотворении картина представляется неподвижная. - Околдован, неподвижною, немою, сном очарован, окован… - Зима - Чародейка - Волшебница - Лес околдован, он сравнивается с человеком. - Чтобы показать, что лес необычный. - Разница есть. Слово «заколдован» имеет некую отрицательную окраску. - Что лес находится в плену зимы. - Нет. Т.е. все глаголы подчеркивают зависимость леса, его подчиненность зиме. - Он хотел показать, что лес его удивляет, восхищает. - Мещет и опутан - Cолнце только мечет лучи, м.б., стараясь освободить лес, но пока бессильно. Читают. - Снежную королеву - Красивая… - Восхищение, удивление… - У нее было ледяное сердце, она похитила Кая…. - Страх… - Нет, она пугает, красотой ее лучше любоваться. - Красота, от которой слепит глаза. - Лес блестит, солнце мещет луч, лес заблещет. - Да, много. - Снежная бахрома, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой. - С пухом, с бахромой. - Лес кажется сказочным… - Восхищение, любование - Нет. Потому что он пугает, неизвестно, что он скрывает. - С загадочной, восторженной. - Тихо - Нет - Нет - Восхищение, неподвижность… 1 человек читает - 2-3 человека читают, оценивают друг друга. |
Этап обобщения | |
- Молодцы, прочитали стихотворение хорошо. Однако вспомним, в какой роли мы сегодня должны выступить? - Какую же картину вы представили? - Краски каких цветов вы бы использовали? Почему? - Как на картине можно изобразить сказочный лес? - С какими видами искусства мы сегодня на уроке встретились? - Что передают авторы в своих произведениях во всех видах искусства? - Значит, чем похожи все виды искусства? | - Художников - Белый (снег), желтый (солнце), черный (деревья), голубой (небо)… - Блеск, необычные яркие цвета… - Музыка, живопись, поэзия. - Передают нам свои переживания и чувства, которые вызвала у них зима. |
Этап объяснения домашнего задания | |
Дома вам надо будет нарисовать картину к этому стихотворению, стихотворение выучить наизусть и подготовиться к его исполнению. | Записывают в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"
Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...
План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс
Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...
Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...