Литературные тропы, 3-5 класс.
методическая разработка по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Изобразительно-выразительные средства языка и речи
(литературные тропы)
(Начинаем постепенно изучать. Пока только выучили Олицетворение, аллегорию, градацию).
Термин | Определение | Примеры |
Аллегория | Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. | В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости. |
Анафора | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. | Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как. |
Антитеза | Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов. | Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев). Стихи и проза, лед и пламень «Война и мир» (Л.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер). |
Бессоюзие
| Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности. | Швед, русский – колет, рубит, режет, |
Гипербола | Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия. | В сто сорок солнц закат пылал, Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня). |
Градация | Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. | Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург). Пришел, увидел, победил. Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев). |
Инверсия | Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов. | Выткался на озере алый свет зари. Он из Германии туманной |
Ирония | Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению. | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии). |
Литота | Преуменьшение предмета (обратная гипербола) | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов) |
Метафора | Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора. | В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин). На болотах клюквы россыпи Пример развернутой метафоры – стихотворение М.Лермонтова "Чаша жизни". |
Многосоюзие | Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Иди на бой за честь отчизны, |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого) | Но красоты их безобразной Но перед ним туда навек закрыта дверь, Смотри, ей весело грустить, С кем мне поделиться «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский). |
Олицетворение | Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных. Разновидность – развернутое олицетворение. | Луна хохотала, как клоун (С.Есенин). Полночь в моё городское окно Пример развернутого олицетворения - стих-е М.Лермонтова "Утёс". |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений. | Что ищет он в стране далекой? Мне нравится, что вы больны не мной. |
Парцелляция | Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения. | Боюсь гостиниц. Может, потому, |
Перифраз | Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета. | Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (А. Пушкин). Вместо С.-Петербург – северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления | Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды? Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов). |
Риторическое обращение | Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту. | О вещая душа моя! Дух бродяжий! Ты все реже, реже |
Сравнение | Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. | Как дерево роняет тихо листья, Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин). Лед неокрепший на речке студеной Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин). Ее глаза – как два тумана, |
Развернутое сравнение | Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза как). | Ходить по-утиному; сидеть по-турецки; бежит как на пожар. Пример развернутого сравнения – XI строфа стихотворения "Осень". |
Умолчание | Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. | С тобой летят, летят часы, |
Эллипсис | Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося. | Богаты мы, едва {вышли}из колыбели, |
Эпитет | Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями. | Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин). От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет). Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев). Отговорила роща золотая Ср.: белый снег, мягкий снег – опреде-лительные прилагательные; сахарный снег, лебяжий снег – эпитеты. |
Эпифора | Повторение слов или выражений в конце смежных предложений. | Милый друг, и в этом тихом доме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"
Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов ...

кружок тропинка здоровья 1 класс
Рабочая программа кружка "Тропинка к здоровью" для 1 класса, расчитанная на 33 часа...

Презентация "Литературная игра по итогам летнего чтения "На литературной тропе"
Подведение итогов летнего чтения. Тип урока "Интернативная игра"...

Презентация "Сравнение - литературный троп"
В презентации представлены: понятие "сравнение", примеры, задания, направленные на закрепление изученного понятия, памятки....

Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»
Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...