Литературные тропы, 3-5 класс.
методическая разработка по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Изобразительно-выразительные средства языка и речи
(литературные тропы)
(Начинаем постепенно изучать. Пока только выучили Олицетворение, аллегорию, градацию).
Термин | Определение | Примеры |
Аллегория | Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. | В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости. |
Анафора | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. | Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как. |
Антитеза | Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов. | Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев). Стихи и проза, лед и пламень «Война и мир» (Л.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер). |
Бессоюзие
| Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности. | Швед, русский – колет, рубит, режет, |
Гипербола | Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия. | В сто сорок солнц закат пылал, Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня). |
Градация | Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. | Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург). Пришел, увидел, победил. Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев). |
Инверсия | Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов. | Выткался на озере алый свет зари. Он из Германии туманной |
Ирония | Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению. | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии). |
Литота | Преуменьшение предмета (обратная гипербола) | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов) |
Метафора | Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора. | В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин). На болотах клюквы россыпи Пример развернутой метафоры – стихотворение М.Лермонтова "Чаша жизни". |
Многосоюзие | Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Иди на бой за честь отчизны, |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого) | Но красоты их безобразной Но перед ним туда навек закрыта дверь, Смотри, ей весело грустить, С кем мне поделиться «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский). |
Олицетворение | Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных. Разновидность – развернутое олицетворение. | Луна хохотала, как клоун (С.Есенин). Полночь в моё городское окно Пример развернутого олицетворения - стих-е М.Лермонтова "Утёс". |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений. | Что ищет он в стране далекой? Мне нравится, что вы больны не мной. |
Парцелляция | Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения. | Боюсь гостиниц. Может, потому, |
Перифраз | Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета. | Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (А. Пушкин). Вместо С.-Петербург – северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления | Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды? Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов). |
Риторическое обращение | Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту. | О вещая душа моя! Дух бродяжий! Ты все реже, реже |
Сравнение | Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. | Как дерево роняет тихо листья, Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин). Лед неокрепший на речке студеной Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин). Ее глаза – как два тумана, |
Развернутое сравнение | Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза как). | Ходить по-утиному; сидеть по-турецки; бежит как на пожар. Пример развернутого сравнения – XI строфа стихотворения "Осень". |
Умолчание | Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. | С тобой летят, летят часы, |
Эллипсис | Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося. | Богаты мы, едва {вышли}из колыбели, |
Эпитет | Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями. | Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин). От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет). Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев). Отговорила роща золотая Ср.: белый снег, мягкий снег – опреде-лительные прилагательные; сахарный снег, лебяжий снег – эпитеты. |
Эпифора | Повторение слов или выражений в конце смежных предложений. | Милый друг, и в этом тихом доме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"
Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов ...
По тропинке в первый класс.
По тропинке в первый класс....
кружок тропинка здоровья 1 класс
Рабочая программа кружка "Тропинка к здоровью" для 1 класса, расчитанная на 33 часа...
Путешествие по станциям "Литературная тропинка"
Разработка мероприятия для первоклассников...
Презентация "Литературная игра по итогам летнего чтения "На литературной тропе"
Подведение итогов летнего чтения. Тип урока "Интернативная игра"...
Презентация "Сравнение - литературный троп"
В презентации представлены: понятие "сравнение", примеры, задания, направленные на закрепление изученного понятия, памятки....
Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»
Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...