Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"
материал (чтение, 3 класс) по теме

Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только  по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов по произведениям Н.Сладкова. Итог урока - кукольный спектакль по произведению "Почему ноябрь пегий?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_avilova_s.yu_.rar824.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №88»

города Тюмени

Конспект урока

по литературному чтению

в 3 классе

Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н.Сладкова  «Почему ноябрь пегий?»

Подготовила

учитель начальных классов

Авилова Светлана Юрьевна

Тюмень

ТИП УРОКА:  урок - исследование

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста.

ЗАДАЧИ:

  1. расширить знания учащихся о жанрах литературы, о выразительных средствах речи, словарный запас учащихся; учить анализировать смысл названия текста; учить детей делать выводы,
  2. развивать умения различать литературные произведения; устную речь, наблюдательность; расширить представления о сказках - несказках (сказках-объяснениях); воспринимать и понимать образный смысл выражений, пословиц; отрабатывать навыки выразительного чтения,
  3. воспитывать интерес к литературному творчеству, бережное отношение к природе, самостоятельность, активность.

ФОРМА РАБОТЫ:  фронтальная, групповая

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. мультимедийное оборудование для учителя, презентация,
  2. ноутбуки для работы в группах,
  3. электронные пазлы по сказке Сладкова (авторские),
  4. карточки для чтения (отрывки из сказок),
  5. толковый словарь Ожегова,
  6. ширма, куклы для спектакля,
  7. музыкальное оформление спектакля (по усмотрению учителя).

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент

   - У известного писателя-фантаста Рэя Бредбери  есть роман «451 градус по Фаренгейту». В нём изображён город, в котором страшным преступлением считалось  чтение и хранение книг. Если в доме находили хотя бы одну книгу, то сжигали и книгу, и дом, и хозяина. Жители города могли только смотреть телевизор. А вы хотели бы жить в таком городе?

    Однако в этом городе существовала «живая библиотека» - это группа людей, каждый из которых когда-то тайно прочитал книгу и выучил её наизусть. Эти люди-книги, рискуя своей жизнью, хранили прочитанное в глубине своей памяти, чтобы поделиться с другими.

    Мне бы хотелось, чтобы вы также любили книги, как эти люди. А чтобы любить книги, надо их понимать.

   - Сегодня мы продолжим на уроке работать над умением понимать то, о чём  читаем. Для этого надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом, не забывать о включении «мысленного экрана», т.е. использовать все те приёмы понимания, над которыми мы работаем на уроках литературного чтения.

2. Выбор эпиграфа к уроку

    - Предлагаю вам выбрать эпиграф урока. Перед вами два мудрых изречения – пословицы. Выберете одну, которая точно выражает на ваш взгляд настроение нашего урока (Испокон века книга растит человека).

   Слайд 2

-   Как вы понимаете эту пословицу? (читая книги, дети растут, становятся умными, образованными)

3.  Самостоятельное чтение, соотнесение прочитанного отрывка и его автора.

   

  - Ещё одна народная мудрость гласит:

Возьму книгу в руки – не будет скуки.

     - Предлагаю вам взять в руки карточки с отрывками из  произведений. Прочтите их, соотнесите название произведения, отрывок из которого вы прочитали и его автора по следующему плану:

Слайд 3

 (учащееся читают, называют произведение и автора - Приложение 1)

1 ряд – «Медведь и солнце»

2 ряд – «Клёст и дятел»

3 ряд – «Кто куда»

4 ряд – «Непослушные малыши»

5 ряд – «Дупляной утёнок»

Вывод:     Все произведения написал Н.Сладков

   - Что объединяет все эти произведения?  (все они о природе, о том, что к природе нужно относиться бережно, природа – загадка для человека)

   - Действительно, подобный дар - рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога - дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями - такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям.

       - А вот что писал сам Николай Иванович: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы её полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы».

Слайд 4

4. Проверка домашнего задания.

    - Какие ещё произведения Н.Сладкова вы прочитали дома? («Всему своё время», «Лесные спаленки», «Суд над декабрём», «Дупляной утёнок» и другие) Предлагаю вам побывать в роли сказителей. Чтобы вас было интересно слушать, что вам для этого понадобится?

(средства выразительного чтения – мимика, жесты, соблюдать паузы, правильно выбрать интонацию)

 (2-3 человека)

- Кого было интереснее  слушать и почему? (использовал средства выразительного чтения)

5. Введение в тему урока.

– Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки? («Суд над декабрём», «Зимние долги», «Клёст и дятел», «Дупляной утёнок», «Осень на пороге»)

Слайд 5

- Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения)

- Как называют такие сказки? (сказки-несказки)

- Почему жанр называют «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет)

– Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу)

6. Чтение «сказок-несказок» собственного сочинения.

- Предлагаю теперь и вам выступить в роли автора и зачитать свои «сказки – несказки» о явлениях природы, о повадках животных.

(2-3 человека)

 -Что нового узнали о жизни животных из зачитанных сказок?  (ответы учащихся)

7. Подготовка к изучению нового произведения.

- В народе говорят, что «в ноябре зима с осенью борется»

Слайд 6

- Как понимаете это выражение?

- Осенним месяцам, в частности ноябрю, уделяли внимание многие поэты и писатели, подмечал особенности месяца ноября и русский народ, отразив их в пословицах и поговорках.

- Послушайте, каким видел ноябрь писатель Г.Скребицкий (Приложение 2, читает подготовленный ребёнок, можно подготовить пересказ)

8. Первичное знакомство с произведением.

- Ещё о ноябре говорят, что он «пегий»

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Николая Ивановича Сладкова, которое  называется «Почему ноябрь пегий»?

Слайд 7

- Кто знает, что значит слово «пегий»? (Пегий – о масти животных, об оперении птиц, пятнистый, пестрый. Например - пегая лошадка, пегий голубь).

- Обратимся к Толковому словарю Ожегова. Прочитаем словарную статью о слове «пегий».

- Итак, почему ноябрь пегий или пёстрый? (потому что ещё видна земля, но местами уже лежит снег)

- Проверим наши предположения, прочитаем произведение Н.Сладкова «Почему ноябрь пегий?». (Приложение 3)

(самостоятельное  чтение)

- Так почему ноябрь пегий? (потому что земля ещё не везде покрыта снегом, создаётся впечатление, что это пёстрое покрывало на земле)

9. Повторное чтение вслух с разбором.

- Будем читать ещё раз по частям.

1. Слова зайца. 

- Почему заяц был рад снеговой туче? (потому что заяц уже белый, а земля ещё тёмная, и он заметен для охотника)

2. Слова куропатки. 

- Чем питаются лесные птицы? (многие питаются семенами, ягодами, шелушат шишки, поэтому снег может лишить птиц пищи, так как закроет землю, как одеялом)

3. Слова медведя. 

- В какое время года медведи укладываются в спячку? (поздней осенью)

- Зачем медведю снег, ведь он же спит зимой? (чтобы скрыть берлогу от чужих глаз и, чтобы медведю было тепло).

4. Слова волка. 

- Почему волки не рады снегу? (волкам трудно передвигаться по снегу в поисках добычи).

5. Оставшаяся часть. 

- Ответьте словами текста: почему ноябрь пегий? (находят и зачитывают ответ на вопрос словами текста)

10. Исследование языковой структуры текста.

- Как вы считаете, к какому жанру относится это произведение Н.Сладкова? (сказка, т.к. животные наделены человеческой речью)

- А к какому виду сказок? (сказки о животных)

- Какие глаголы использует автор для усиления действий? Найдите в тексте. (заверещит, закричала, заворчала, завыли и т.д.)

- Назовите противопоставления. (То вперед, то назад. То ясно, то пасмурно. То снег, то дождь).

Слайд 8

11. Работа в группах. Сборка пазлов (сюжетных картинок). Озвучивание получившейся картинки словами текста.

- Все дети любят играть в пазлы. Это игра, которая развивает смекалку, зоркость, внимание. Поэтому сейчас я вам предлагаю поработать сообща, в своей группе.

- Задание: собрать  пазл,  получившуюся картинку «оживить» при помощи слов текста.

Слайд 9

Проверка:

- Что говорил заяц, обращаясь к туче? (1 группа :  «Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди,  охотники высмотрят!»)

Слайд 10

- Кому принадлежат слова: «Не смей снег высыпать, назад поворачивай!» (2 группа: куропатке)

Слайд 11

- Озвучьте слова медведя  (3 группа: «Давай вперёд, нечего пятиться! Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!»)

Слайд 12

- Что кричали волки? (4 группа: «Сто-ой, сто-ой!  Насыплешь снегу – ни пройти, ни побежать. А нас, волков, ноги кормят!»)

Слайд 13

- Как оформляются на письме реплики героев? (В начале реплики ставится тире. Каждая реплика пишется с новой строки)

- 5 группа, озвучьте свою картинку. («Ловушка» - иллюстрация из другого произведения Н.Сладкова – «Осень на пороге»)

Слайд 14

12. Кукольный спектакль «Почему ноябрь пегий»

     - Сегодня на уроке вы смогли проявить себя в качестве сказителей, чтецов, внимательных и вдумчивых читателей. А сейчас я предлагаю вам оказаться в роли зрителей. Мы с актёрами приглашаем вас в театр на кукольное представление по сказке Н.Сладкова «Почему ноябрь пегий».  (спектакль показывают заранее подготовленные учащиеся)

Слайд 15

13. Домашнее задание (по выбору)

- Договоритесь в группах (сидящие вместе), кто из вас опишет дома своё домашнее животное (кошку, собаку, птицу, грызуна) как учёный а, кто как писатель. Но для этого нужно сначала в течение нескольких дней провести собственное расследование и пронаблюдать повадки вашего любимца. Работа может быть оформлена по желанию.

- Пословицы и поговорки о ноябре.

- Подготовить чтение по ролям.

Слайд 16

14. Итог урока.

- Чему учат произведения Николая Сладкова?

- Отметки.

- Спасибо за урок.

Использованная литература

  1. Гаврилова О.Н. Природа края. Времена года. Тюмень: Софт-Дизайн, 1997г.
  2. Сладков Н.И. Рассказы и сказки о животных и природе. – М.: Детская литература, 1968.
  3. http://www.ornithologist.ru/children/st2.html - высказывание Н.Сладкова

Приложение 1

Отрывки из произведений Н.Сладкова

1.   Испугался снег. Заскрипел с перепугу:

    - Не я, Медведь, виноват, солнце виновато. Так припекло, так прожгло – растаешь тут!

    - Ах, так это солнце мне штаны промочило? – рявкнул  Медведь. – Вот я его сейчас!

    А что «сейчас»? Солнце не зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. С нег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

2. Дятел от обиды даже долбить перестал.

- Полюбуйся-ка на свои труды! – не унимается Клёст. – Осину исковырял, словно её топором тесали.

- Осина больная была. Я её от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом!

-Сспасибо, Дятел, - проскрипела Осина. – От смети спас – ссовсем засыхала.

 3. Заяц даже зажмурился – холод и голод! Выходит, не зря все на юг удирают. А он не знает даже, в какой тот стороне. Где он, этот юг?

- Юг в южной стороне! – просвистела Иволга. Если повернёшься головой к северу – позади будет юг.

- А север где? Куда мне головой поворачиваться?

- Повернись головой к югу – позади будет север!

- Так и вертеться мне, да? – захныкал Зайчишка. – Далеко ли хоть до этого вашего юга?

4. - Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живёшь?

    - Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.

   - Как так нельзя? – не унимается Медведь. – Первенцы у матерей завсегда любимчики.

  - Моя мама – водяная крыса, - отвечает Крысёнок. – За лето три раза крысят приносила. Если всем вместе жить – то ни места, ни еды не хватит. Хочешь не хочешь, а расселяйся.

5.  Идут Заяц с Утёнком по лесу. Заяц впереди, Утёнок – сзади. Подошли к куче валежника. В валежнике темнеет ком моховой в два кулака, сбоку – оконце-дырочка. Заяц нагнулся и спрашивает:

- Не твой ли дом?

- Не мой это дом, не мой! – запищал Утёнок. – Мой деревянный был, высокий.

- Опять за своё? – насупился Заяц. – Не бывает утиных домов деревянных.

- Бывает, бывает! – кричит Утёнок.

Приложение 2

Г.Скребицкий

Ноябрь

        По календарю ноябрь считается последним осенним месяцем. Но в нашей средней полосе это уже начало зимы. С каждым днём всё крепче утренние заморозки, всё чаще и чаще белые мухи летают в воздухе, садятся на землю, на крыши домов и сараев. Посидят и исчезнут – растают.

         Но не обращайте внимания на ноябрьскую непогоду, спешите везде побывать – и в полях, и в лесу.

        Пока земля ещё не покрыта глубоким снегом, не нужно надевать полушубок, валенки, не надо тащить с собой тяжёлые лыжи.

       В эту пору в лесу очень удобно следить за зверями и птицами. Листвы на кустах и деревьях уже нет, трава высохла, осенние дожди прибили её к земле. Нелегко четвероногим и крылатым обитателям леса укрыться от зорких глаз следопыта.

Приложение 3

Н. Сладков

Почему ноябрь пегий?

        Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

        Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:

        - Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!

        Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.

       - Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая Куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

      Туча двинулась назад.

       - Давай вперёд, нечего пятиться! – заворчал Медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

      Туча помедлила и опять двинулась в лес.

      - Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни побежать. А нас, волков, ноги кормят!

     Туча заколыхалась – остановилась.

     А из лесу крик и вой.

    - Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.

    - Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!

    Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

     Потому-то и ноябрь пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.

    Ни зима, ни осень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Особенности заголовка произведения"

Конспект урока разработан для класса, в котом ведется совместное обучение по адаптированной программе для детей с легкой степенью умственной отсталости и детей с нормой. Соотношение 3:21. Урок октытия...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Особенности диалогического общения по произведению В.А.Осеевой «Почему?»

Цели урока:  Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.Задачи:- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении им...