Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"
материал (чтение, 3 класс) по теме
Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов по произведениям Н.Сладкова. Итог урока - кукольный спектакль по произведению "Почему ноябрь пегий?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_avilova_s.yu_.rar | 824.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №88»
города Тюмени
Конспект урока
по литературному чтению
в 3 классе
Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н.Сладкова «Почему ноябрь пегий?»
Подготовила
учитель начальных классов
Авилова Светлана Юрьевна
Тюмень
ТИП УРОКА: урок - исследование
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста.
ЗАДАЧИ:
- расширить знания учащихся о жанрах литературы, о выразительных средствах речи, словарный запас учащихся; учить анализировать смысл названия текста; учить детей делать выводы,
- развивать умения различать литературные произведения; устную речь, наблюдательность; расширить представления о сказках - несказках (сказках-объяснениях); воспринимать и понимать образный смысл выражений, пословиц; отрабатывать навыки выразительного чтения,
- воспитывать интерес к литературному творчеству, бережное отношение к природе, самостоятельность, активность.
ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная, групповая
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование для учителя, презентация,
- ноутбуки для работы в группах,
- электронные пазлы по сказке Сладкова (авторские),
- карточки для чтения (отрывки из сказок),
- толковый словарь Ожегова,
- ширма, куклы для спектакля,
- музыкальное оформление спектакля (по усмотрению учителя).
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент
- У известного писателя-фантаста Рэя Бредбери есть роман «451 градус по Фаренгейту». В нём изображён город, в котором страшным преступлением считалось чтение и хранение книг. Если в доме находили хотя бы одну книгу, то сжигали и книгу, и дом, и хозяина. Жители города могли только смотреть телевизор. А вы хотели бы жить в таком городе?
Однако в этом городе существовала «живая библиотека» - это группа людей, каждый из которых когда-то тайно прочитал книгу и выучил её наизусть. Эти люди-книги, рискуя своей жизнью, хранили прочитанное в глубине своей памяти, чтобы поделиться с другими.
Мне бы хотелось, чтобы вы также любили книги, как эти люди. А чтобы любить книги, надо их понимать.
- Сегодня мы продолжим на уроке работать над умением понимать то, о чём читаем. Для этого надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом, не забывать о включении «мысленного экрана», т.е. использовать все те приёмы понимания, над которыми мы работаем на уроках литературного чтения.
2. Выбор эпиграфа к уроку
- Предлагаю вам выбрать эпиграф урока. Перед вами два мудрых изречения – пословицы. Выберете одну, которая точно выражает на ваш взгляд настроение нашего урока (Испокон века книга растит человека).
Слайд 2
- Как вы понимаете эту пословицу? (читая книги, дети растут, становятся умными, образованными)
3. Самостоятельное чтение, соотнесение прочитанного отрывка и его автора.
- Ещё одна народная мудрость гласит:
Возьму книгу в руки – не будет скуки.
- Предлагаю вам взять в руки карточки с отрывками из произведений. Прочтите их, соотнесите название произведения, отрывок из которого вы прочитали и его автора по следующему плану:
Слайд 3
(учащееся читают, называют произведение и автора - Приложение 1)
1 ряд – «Медведь и солнце»
2 ряд – «Клёст и дятел»
3 ряд – «Кто куда»
4 ряд – «Непослушные малыши»
5 ряд – «Дупляной утёнок»
Вывод: Все произведения написал Н.Сладков
- Что объединяет все эти произведения? (все они о природе, о том, что к природе нужно относиться бережно, природа – загадка для человека)
- Действительно, подобный дар - рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога - дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями - такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям.
- А вот что писал сам Николай Иванович: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы её полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы».
Слайд 4
4. Проверка домашнего задания.
- Какие ещё произведения Н.Сладкова вы прочитали дома? («Всему своё время», «Лесные спаленки», «Суд над декабрём», «Дупляной утёнок» и другие) Предлагаю вам побывать в роли сказителей. Чтобы вас было интересно слушать, что вам для этого понадобится?
(средства выразительного чтения – мимика, жесты, соблюдать паузы, правильно выбрать интонацию)
(2-3 человека)
- Кого было интереснее слушать и почему? (использовал средства выразительного чтения)
5. Введение в тему урока.
– Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки? («Суд над декабрём», «Зимние долги», «Клёст и дятел», «Дупляной утёнок», «Осень на пороге»)
Слайд 5
- Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения)
- Как называют такие сказки? (сказки-несказки)
- Почему жанр называют «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет)
– Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу)
6. Чтение «сказок-несказок» собственного сочинения.
- Предлагаю теперь и вам выступить в роли автора и зачитать свои «сказки – несказки» о явлениях природы, о повадках животных.
(2-3 человека)
-Что нового узнали о жизни животных из зачитанных сказок? (ответы учащихся)
7. Подготовка к изучению нового произведения.
- В народе говорят, что «в ноябре зима с осенью борется»
Слайд 6
- Как понимаете это выражение?
- Осенним месяцам, в частности ноябрю, уделяли внимание многие поэты и писатели, подмечал особенности месяца ноября и русский народ, отразив их в пословицах и поговорках.
- Послушайте, каким видел ноябрь писатель Г.Скребицкий (Приложение 2, читает подготовленный ребёнок, можно подготовить пересказ)
8. Первичное знакомство с произведением.
- Ещё о ноябре говорят, что он «пегий»
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Николая Ивановича Сладкова, которое называется «Почему ноябрь пегий»?
Слайд 7
- Кто знает, что значит слово «пегий»? (Пегий – о масти животных, об оперении птиц, пятнистый, пестрый. Например - пегая лошадка, пегий голубь).
- Обратимся к Толковому словарю Ожегова. Прочитаем словарную статью о слове «пегий».
- Итак, почему ноябрь пегий или пёстрый? (потому что ещё видна земля, но местами уже лежит снег)
- Проверим наши предположения, прочитаем произведение Н.Сладкова «Почему ноябрь пегий?». (Приложение 3)
(самостоятельное чтение)
- Так почему ноябрь пегий? (потому что земля ещё не везде покрыта снегом, создаётся впечатление, что это пёстрое покрывало на земле)
9. Повторное чтение вслух с разбором.
- Будем читать ещё раз по частям.
1. Слова зайца.
- Почему заяц был рад снеговой туче? (потому что заяц уже белый, а земля ещё тёмная, и он заметен для охотника)
2. Слова куропатки.
- Чем питаются лесные птицы? (многие питаются семенами, ягодами, шелушат шишки, поэтому снег может лишить птиц пищи, так как закроет землю, как одеялом)
3. Слова медведя.
- В какое время года медведи укладываются в спячку? (поздней осенью)
- Зачем медведю снег, ведь он же спит зимой? (чтобы скрыть берлогу от чужих глаз и, чтобы медведю было тепло).
4. Слова волка.
- Почему волки не рады снегу? (волкам трудно передвигаться по снегу в поисках добычи).
5. Оставшаяся часть.
- Ответьте словами текста: почему ноябрь пегий? (находят и зачитывают ответ на вопрос словами текста)
10. Исследование языковой структуры текста.
- Как вы считаете, к какому жанру относится это произведение Н.Сладкова? (сказка, т.к. животные наделены человеческой речью)
- А к какому виду сказок? (сказки о животных)
- Какие глаголы использует автор для усиления действий? Найдите в тексте. (заверещит, закричала, заворчала, завыли и т.д.)
- Назовите противопоставления. (То вперед, то назад. То ясно, то пасмурно. То снег, то дождь).
Слайд 8
11. Работа в группах. Сборка пазлов (сюжетных картинок). Озвучивание получившейся картинки словами текста.
- Все дети любят играть в пазлы. Это игра, которая развивает смекалку, зоркость, внимание. Поэтому сейчас я вам предлагаю поработать сообща, в своей группе.
- Задание: собрать пазл, получившуюся картинку «оживить» при помощи слов текста.
Слайд 9
Проверка:
- Что говорил заяц, обращаясь к туче? (1 группа : «Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!»)
Слайд 10
- Кому принадлежат слова: «Не смей снег высыпать, назад поворачивай!» (2 группа: куропатке)
Слайд 11
- Озвучьте слова медведя (3 группа: «Давай вперёд, нечего пятиться! Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!»)
Слайд 12
- Что кричали волки? (4 группа: «Сто-ой, сто-ой! Насыплешь снегу – ни пройти, ни побежать. А нас, волков, ноги кормят!»)
Слайд 13
- Как оформляются на письме реплики героев? (В начале реплики ставится тире. Каждая реплика пишется с новой строки)
- 5 группа, озвучьте свою картинку. («Ловушка» - иллюстрация из другого произведения Н.Сладкова – «Осень на пороге»)
Слайд 14
12. Кукольный спектакль «Почему ноябрь пегий»
- Сегодня на уроке вы смогли проявить себя в качестве сказителей, чтецов, внимательных и вдумчивых читателей. А сейчас я предлагаю вам оказаться в роли зрителей. Мы с актёрами приглашаем вас в театр на кукольное представление по сказке Н.Сладкова «Почему ноябрь пегий». (спектакль показывают заранее подготовленные учащиеся)
Слайд 15
13. Домашнее задание (по выбору)
- Договоритесь в группах (сидящие вместе), кто из вас опишет дома своё домашнее животное (кошку, собаку, птицу, грызуна) как учёный а, кто как писатель. Но для этого нужно сначала в течение нескольких дней провести собственное расследование и пронаблюдать повадки вашего любимца. Работа может быть оформлена по желанию.
- Пословицы и поговорки о ноябре.
- Подготовить чтение по ролям.
Слайд 16
14. Итог урока.
- Чему учат произведения Николая Сладкова?
- Отметки.
- Спасибо за урок.
Использованная литература
- Гаврилова О.Н. Природа края. Времена года. Тюмень: Софт-Дизайн, 1997г.
- Сладков Н.И. Рассказы и сказки о животных и природе. – М.: Детская литература, 1968.
- http://www.ornithologist.ru/children/st2.html - высказывание Н.Сладкова
Приложение 1
Отрывки из произведений Н.Сладкова
1. Испугался снег. Заскрипел с перепугу:
- Не я, Медведь, виноват, солнце виновато. Так припекло, так прожгло – растаешь тут!
- Ах, так это солнце мне штаны промочило? – рявкнул Медведь. – Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце не зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. С нег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
2. Дятел от обиды даже долбить перестал.
- Полюбуйся-ка на свои труды! – не унимается Клёст. – Осину исковырял, словно её топором тесали.
- Осина больная была. Я её от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом!
-Сспасибо, Дятел, - проскрипела Осина. – От смети спас – ссовсем засыхала.
3. Заяц даже зажмурился – холод и голод! Выходит, не зря все на юг удирают. А он не знает даже, в какой тот стороне. Где он, этот юг?
- Юг в южной стороне! – просвистела Иволга. Если повернёшься головой к северу – позади будет юг.
- А север где? Куда мне головой поворачиваться?
- Повернись головой к югу – позади будет север!
- Так и вертеться мне, да? – захныкал Зайчишка. – Далеко ли хоть до этого вашего юга?
4. - Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живёшь?
- Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.
- Как так нельзя? – не унимается Медведь. – Первенцы у матерей завсегда любимчики.
- Моя мама – водяная крыса, - отвечает Крысёнок. – За лето три раза крысят приносила. Если всем вместе жить – то ни места, ни еды не хватит. Хочешь не хочешь, а расселяйся.
5. Идут Заяц с Утёнком по лесу. Заяц впереди, Утёнок – сзади. Подошли к куче валежника. В валежнике темнеет ком моховой в два кулака, сбоку – оконце-дырочка. Заяц нагнулся и спрашивает:
- Не твой ли дом?
- Не мой это дом, не мой! – запищал Утёнок. – Мой деревянный был, высокий.
- Опять за своё? – насупился Заяц. – Не бывает утиных домов деревянных.
- Бывает, бывает! – кричит Утёнок.
Приложение 2
Г.Скребицкий
Ноябрь
По календарю ноябрь считается последним осенним месяцем. Но в нашей средней полосе это уже начало зимы. С каждым днём всё крепче утренние заморозки, всё чаще и чаще белые мухи летают в воздухе, садятся на землю, на крыши домов и сараев. Посидят и исчезнут – растают.
Но не обращайте внимания на ноябрьскую непогоду, спешите везде побывать – и в полях, и в лесу.
Пока земля ещё не покрыта глубоким снегом, не нужно надевать полушубок, валенки, не надо тащить с собой тяжёлые лыжи.
В эту пору в лесу очень удобно следить за зверями и птицами. Листвы на кустах и деревьях уже нет, трава высохла, осенние дожди прибили её к земле. Нелегко четвероногим и крылатым обитателям леса укрыться от зорких глаз следопыта.
Приложение 3
Н. Сладков
Почему ноябрь пегий?
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:
- Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!
Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.
- Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая Куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
- Давай вперёд, нечего пятиться! – заворчал Медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес.
- Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни побежать. А нас, волков, ноги кормят!
Туча заколыхалась – остановилась.
А из лесу крик и вой.
- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.
- Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому-то и ноябрь пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
Ни зима, ни осень!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"
Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "
Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...
урок литературного чтения 2 класс программа перспектива "КВН по произведениям устного народного творчества"
План-конспект урока + презентация...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Особенности заголовка произведения"
Конспект урока разработан для класса, в котом ведется совместное обучение по адаптированной программе для детей с легкой степенью умственной отсталости и детей с нормой. Соотношение 3:21. Урок октытия...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления....
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Особенности диалогического общения по произведению В.А.Осеевой «Почему?»
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.Задачи:- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении им...