По тропинке в первый класс.
методическая разработка (4 класс) по теме

Сумбаева Валентина Владимировна

По тропинке в первый класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_tropinke_v_pervyy_klass.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

                    «По тропинке в первый класс».

        (Советы родителям будущих первоклассников).

За окном падает снег, и стоят крещенские морозы, но уже сегод- ня  хочется подумать о том, что не за горами лето, а за ним и первое сентября,  и ваш ребёнок  пойдёт в первый  класс и ста- нет  школьником. Есть в человеческой жизни  несколько крити-ческих  моментов, прерывающих привычное течение событий. Среди этих рубежей – начало школьного учения. Школа, класс – всё это вносит в жизнь не только ребёнка, но и всей семьи, прин- ципиальную новизну. Проработав в начальной школе тридцать шесть лет, каждый раз принимая новых питомцев, сталкива-ешься с тем, что уже через несколько месяцев после «Первого звонка» у некоторых первоклассников возникают трудности в   учёбе, пропадает интерес к знаниям, к школе.   Отчего же это происходит? Ведь, казалось бы, детишек учат таким простым вещам? Мама недоумевает: «Как же так? Он уже и читать немного умел и считать?» Оказывается, этого недостаточно. И более того, это не главное. Читать и считать ребёнка научить довольно легко, если он умеет учиться. А если не умеет, тогда трудностей не миновать.

Что же является главным для родителей, готовящим сынишку или дочку к школе? А главным является – воспитание в ребёнке потребности трудиться, ведь учение - это труд. А трудовое воспитание начинается в семье. И чем раньше вы, родители, к этому приступите, тем лучше для вашего малыша. Запомните! Ребёнок не рождается  ни ленивым,  ни трудолюбивым. Таким или иным его делает родительское воспитание. И от нас, взрос- лых, зависит, станет для него труд бременем или радостью.

К шести годам у ребёнка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой- либо предмет, запоминание и умение воспроизводить услышанное. О знакомых явлениях он уже может высказать правильное суждение, делать умозаключение. Во всестороннем развитии ребёнка и подготовке его к школе чрезвычайно  велика роль  практической деятельнос-ти  учебного типа. Ребёнку всегда интересно и радостно делать что- то с мамой, папой или бабушкой. Варианты такой работы  бесконечны. К примеру, вы дали малышу задание наклеить  на бу-магу цветную  аппликацию или вылепить из пластилина посуду. Он задумывается, как это сделать, задаёт вопросы. При этом активно работает его мысль, развивается воображение, па- мять, внимание.

Мощный источник познавательной активности будущего перво- классника – игра. Она направляет интересы ребёнка на мир чело- веческих отношений. В игре он знакомится с разными профессия- ми,- не формально по рассказам и описанию, а по-настоящему вживаясь в образ. Для формирования правильного отношения к учению очень полезны игры в « школу». Сегодня учитель – плюше- вый медвежонок. Он сидит у доски, напротив учеников – зайчика и лисички. «Начинаем урок!» - говорит Вова «медвежьим» голо-сом .  « Расскажите мне стишок!» Мама помогает зайчику под- нять лапу. Вова удивляется : «Почему же вы не рассказываете?» «Я поднял лапку. Это значит, что я Вас попросил: «Учитель! Вы- зовите меня, пожалуйста! Я хочу ответить стишок». Вова кива-ет: «Рассказывай, зайчик!» В этой игре мама задаёт образец по-ведения ученика на уроке.  Зайчик хочет что – то сказать, но не говорит, пока его не вызвали, а только поднимает руку. Он ува- жительно обращается к учителю. В следующий раз, когда роль учителя возьмёт на себя мама, Вова, уже в роли ученика, поста- рается вести себя так же. Изображая учителя, он знакомится с правилами поведения ученика, изображая ученика – тренируется в их выполнении. Поэтому нужно чередовать исполнение этих ролей. Большое значение имеет и то, насколько сформировано у ребёнка общее уважительное отношение к взрослым. Если он привык перебивать их, когда они разговаривают, не умеет вы- слушивать просьбы и указания, обращается к ним на «ты», то, конечно, ему будет трудно усвоить школьные требования.                  А теперь поговорим о развитии внимания. И в этом вам тоже может  помочь игра. Это не удивительно. Игру, не зря, называ- ют ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьни- ка.  Возьмите мяч и поиграйте с ребёнком в игру «Съедобное - несъедобное». «Арбуз!» - говорите вы, бросая мяч. Ребёнок ловит его: арбуз съедобен. А вот, если сказано «Камень!» - ловить нель- зя – камень несъедобный. Другая похожая игра «Бывает – не бы- вает». Когда ведущий, бросая мяч, говорит что – нибудь вроде: «Собаки лают» - мяч нужно брать, а вот если он скажет «Коро- вы летают», надо поскорее спрятать руки за спину. Подобные игры, в которых ребёнок и взрослый поочерёдно выполняют роль ведущего, приучают внимательно слушать то, что говорится, быстро реагировать на сказанное.                                                                Большое внимание для умственного развития будущего перво- классника следует уделить и другим видам детской деятельнос- ти: рисованию, конструированию, пересказу рассказов и сказок. Рисуя, ребёнок познаёт мир. Он знакомится с «устройством» предметов, животных, человека. Занимаясь с ребёнком рисовани- ем не надо давать ему готовых шаблонов изображения, а учите его наблюдать за окружающим. В значительной мере готов- ность  ребёнка  к школе определяется и уровнем словесного мыш- ления. Развивать речь детей - значит систематически рабо- тать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего сло-ва и его формы. Родители имеют такую возможность везде: в магазине, на прогулке, на кухне, на природе. Необходимо учить ребёнка пересказу и самостоятельному сочинению разных исто-рий. Стоит также поговорить и о подготовке руки будущего ученика к овладению письмом. Опыт многих лет работы в шко- ле показывает, что в первом классе с этим связано больше всего трудностей. Карандаш и ручка – очень сложные инструменты. Чтобы легко управляться с ними, надо уметь совершать тонкие и точные движения кистью руки, пальцами. Как научить этому малыша? В этом помогут  ребёнку лепка и рисование. Есть и специальные упражнения для подготовки руки к письму. Одно из них «Езда по дорожкам». Взрослый рисует извилистую дорожку. У одного из её концов  - дом, а у другого – машина. Ребёнок – шофёр. Он должен проехать по дорожке, не выходя за её пределы. Прое- хать по дорожке – это значит соединить машину с домом непре- рывной линией, которую проводят, не отрывая карандаша от бумаги. Многие детские издательства выпускают пособия из серии «Готовимся к школе», которые представляют собой раскраски типа «Живая азбука», «Весёлые прописи», «Весёлый счёт» и т. д. Игровой характер этих пособий поможет ребёнку быстро запомнить буквы, цифры, сформирует графические на- выки, необходимые вашему малышу для письма. Если у ребёнка сформирована общая готовность к школе и готовность руки к овладению письмом, то трудностей в обучении не возникает. Конечно, неплохо, если ребёнок имеет некоторые математичес- кие представления, навык счёта до 10 и обратно, если он знает буквы и умеет проводить элементарный звуковой анализ слова. Но этому он может научиться и в школе.

Перешагнув порог школы, ребёнок входит в новый мир – мир уче- ния. Учение становится основной задачей растущего, развиваю- щегося человека. Надеюсь, что некоторые мои советы помогут вам хорошо подготовить детей к школе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!»

Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» ЦЕЛИ: 1. Познакомиться с учащимися класса, с правилами поведения в школе. 2. Развивать логическое мышление, творческие способности уча...

Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» (презентация)

Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» (презентация) ЦЕЛИ: 1. Познакомиться с учащимися класса, с правилами поведения в школе. 2. Развивать логическое мышление, т...

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....